Сегодня слово «валидатор» кажется нашему уху непривычным, даже чужеродным. Но пройдет всего несколько месяцев — и в лексиконе пассажиров йошкар-олинских троллейбусов оно станет таким же употребляемым, как «проездной». О сути новшества мы расспросили заместителя мэра марийской столицы Андрея ЗАГАЙНОВА.
Велосипеда не изобрели
- Андрей Юрьевич, что-то городские власти круто взялись за троллейбусный транспорт. Только что перевели его на систему спутниковой навигации ГЛОНАСС/ GPS, и вот еще что-то придумали!
- Так кажется лишь потому, что в этом виде транспорта слишком долго никаких подвижек не происходило. Приходится констатировать: по многим позициям Йошкар-Ола серьезно отстала от других крупных российских городов, включая ближайших соседей. Настало время наверстывать упущенное. Организация спутникового мониторинга общественного транспорта была велением времени, но он охватил и маршрутные микроавтобусы. А очередное нововведение касается только троллейбусов. Их предполагается оборудовать валидаторами.
- Что скрывается под этим загадочным словом?
- Валидатор – это электронное устройство автоматизированной системы оплаты проезда пассажиров, позволяющее сделать это безналичным путем. Например, с помощью обычных банковских карт или транспортных карт, которые мы собираемся ввести вместо проездных билетов. Впрочем, останется в силе и традиционная форма оплаты — наличными.
- Надо думать, здесь мы не изобрели велосипед?
- Нет, лично я встречал валидаторы в Чебоксарах и Туле. Знаю, что есть они и во многих других городах, а в Москве получили распространение еще в 2007 году. Пора уже и нам перенимать положительный опыт!
Одна из моделей валидатора.
Проект на четыре миллиона
- Идея интересная, но насколько она реальна? И как скоро может воплотиться в жизнь?
- Нереальных задач мы перед собой не ставим. Прежде всего надо найти исполнителя. Это должна быть организация, которая сможет не только приобрести валидаторы у изготовителя, но и организовать их обслуживание. Какая именно — решит конкурс в форме аукциона, который мы планируем провести уже в январе. В феврале подведем его итоги, а в первой половине марта надеемся ввести эту систему в эксплуатацию.
- Думаю, все наши читатели хотели бы узнать, во что обойдется новинка.
- В городе насчитывается 123 троллейбуса, 100 из которых ежедневно выходят на линии, а остальные проходят ремонт и обслуживание. Один валидатор стоит в среднем около 20 тысяч рублей, но есть как более дорогие модели, так и более дешевые. Кроме того, к ним надо будет закупить соответствующее программное обеспечение и транспортные карты.
Финансировать программу будет городской бюджет, который выделит на эти цели порядка четырех миллионов рублей. Однако мы рассчитываем, что в ходе аукциона сумму предстоящих расходов удастся снизить.
- Нельзя не задать вопрос: кто выгадает от введения валидаторов и за счет чего?
- В первую очередь — сами пассажиры, поскольку у них появятся новые формы расчета за проезд. Ведь в магазинах они уже давно расплачиваются за покупки банковскими картами, а почему в транспорте такой возможности нет? Оплата проезда транспортной картой будет происходить гораздо быстрее, ее не придется покупать ежемесячно, как проездной билет, так как она рассчитана на длительный период времени с возможностью пополнения денежных средств.
Кроме того, внедрение валидаторов сделает тарифную систему более гибкой. Ведь приобретение транспортной карты можно расценить как оптовую покупку и предоставить пассажиру дополнительный бонус. В результате одна поездка будет обходиться ему дешевле, чем если бы он покупал разовый билет за наличные деньги. Это приведет к увеличению пассажиропотока, а раз так, то выиграет и сам троллейбусный парк.
http://www.marpravda.ru/news/gorod/v-trolleybus-po-platezhnoy-karte-dlya-yoshkarolintsev-eto-mozhet-stat-realnostyu-uzhe-vesnoy/