В Центральной детской библиотеке Йошкар-Олы прошла встреча учеников 4 класса Гуманитарной гимназии «Синяя птица» с писателем и поэтом Мариной Копыловой. Поводом послужил выход в свет авторской версии новой книги лауреата II Международного конкурса им. Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков (2010 г.) «Девочка, которая разговаривала с ветром...»: Рассказы для взрослых детей.
23 рассказа и «Маленькая повесть о счастливом детстве в 6-и эпизодах» – поэтичное, пронизанное легкой иронией путешествие в 60-70 годы прошлого века, в страну «СССР», в «другой уклад жизни, другой воздух и другое чувство времени, в радостное ощущение движения в будущее и... трепетное неуважение к опыту и страхам наших родителей – «детей войны» (Из авторской аннотации). Сквозная фабула книги определяется самим автором так: «Маленькая девочка растет вместе со своим городом, но... в этом городе всем нелегко…»
Входящих в читальный зал школьников встречает горящий киноэкран с одним кадром – зелеными яблоневыми садами и бодрой высотной гостиницей «Йошкар-Ола». Где это?! Когда это?! – школьники не узнают города. Педагоги пытаются помочь, но в кадре нет ни одного узнаваемого сегодня объекта. Кроме дороги.
– Это где-то около «Тарелки»?.. – спрашивает кто-то.
– Это площадь Ноготкова-Оболенского! Здесь раньше был яблоневый сад, – тихо отвечает кто-то из педагогов с заднего ряда
У детей в глазах ужас и недоумение: а где цветущие деревья?! Взрослые им не могут объяснить. Кто-то из детей грустно произносит: «Как было красиво!..»
«Книга рождается из нашей памяти, воображения и навыка ежедневного письма, преподанного нам в школе», – эта мысль остро задела не только гимназистов, но и педагогов. Вспомнили Белинского и Гоголя, мудрого Некрасова со школьной тетради по русскому языку 1970-х , традиции рукописных писем, поздравительных открыток, дневников, записок, альбомов...
Первоначально, когда дети увидели на экране изображение гостиницы «Йошкар-Ола» в окружении зеленых яблоневых садов, разговор принял форму путешествия – в наш любимый город детства, которого нынешние четвероклассники уже не знают. Но он продолжает существовать, пока мы о нем вспоминаем. Глядя на фотографии уже измененных мест, дети и взрослые быстро начали вместе вспоминать: где это, что за улица. Такой процесс стирал возрастные границы и переводил разговор в зону чистого творчества.
Встреча с писателем незаметно превратилась из игры-путешествия во времени в мастер-класс «Как сделать книгу».
Марина Леонидовна показала видеоролик, в котором показан путь, который прошла рукопись «Девочка, которая разговаривала с ветром...», прежде чем стать книгой, то есть, работа художника, верстальщика, печатника, переплетчика; из каких деталей состоит книга и как она «сочиняется», когда рукопись уже готова.
Времени для встречи было немного, и так интересно и стремительно она прошла, что детям и учителям не хотелось уходить из библиотеки. Всем понравилась необычная форма общения с писателем и интересный рассказ. И конечно на память о встрече – мы все вместе сфотографировались!
Эльвира Нигматзянова, заведующая Центральной детской библиотекой города Йошкар-Олы.
http://www.marpravda.ru/news/obrazovanie-i-vospitanie/puteshestvie-v-gorod-detstva-babushek-i-dedushek-/