В театральном пространстве нашего города в сезон 2017-2018 начали появляться спектакли, которые выходят за рамки рутинной театральной жизни, за форматы того или иного храма искусства. Октябрь открыл нам новую «Кармен» Театра оперы и балета, затем творческое объединение «Всё» ошеломило нас бушующей страстями «Грозой», в последний день января «Человек из Подольска» Национального театра драмы вызвал оживленную дискуссию у зрителей и театралов. 15 февраля состоялся предпремьерный показ (новый формат, позаимствованный у столичных театров) у марийских кукольников.
Спектакль «Как Артемка мир спасал» автора и режиссера Максима Белецкого сразу выделился из классического репертуара кукольных «Айболитов», «Бармалеев» и «Теремков». Выделился по всем параметрам: по сюжету, по форме, по системе кукол и сценическому оформлению. История мальчишки, который приглашает зрителей в мир своей фантазии, где на их глазах он летает на Марс, хватает звезды с неба, борется на дне океана с громадными акулами…
Эти Артемкины фантазии нарисованы художником-мультипликатором Алексеем Голубцевым. Фантазии настолько завораживающи, что и взрослые замирают от неожиданности подхода к постановке. Использование мультипликации не выходило раньше за фоновое оформление спектаклей, но мир меняется, и театр кукол просто не может оставаться в стороне от его новых интересных и развивающих искусство достижений. Мультипликация создана в стиле «рисуют дети», что необычайно привлекательно, как зрительно, так и психологически и маленьким, и большим. Главный герой (Данила Гребнев) входит-выходит и всячески взаимодействует с этими мультяшными декорациями, и кажется, что это он управляет ими (настолько хорошо выстроено их взаимодействие). Именно так живут дети в своих мечтах, в своих сказочных мирах, поэтому юные зрители откликаются на все призывы Артемки и внимательно следят за действием.
Белое полотнище среди кружащих планет на сцене (художник Роза Паткиева) – это экран для мультипликации, теневого и силуэтного театров – это чисты лист, на котором Артемка «рисует» свои мечты. Режиссер хорошо использовал игру масштабов живого артиста и теней, рисованных силуэтных героев: сначала это выдумки Артемки, а потом вдруг игра выходит из под контроля, и Артемка сам уменьшается и превращается в тень в мире маленьких жителей (этакая сказка в сказке), чей дом находится в траве под нашими ногами, и этот дом мы, люди, постоянно разрушаем. Мир травяных жителей прекрасен, как прекрасна сама природа, и с ней они живут в мире и гармонии. Здесь живет волшебство – цветок «Огненное сердце», исполняющий одно желание, самое-самое заветное. Но приходит человек и жуткими громыхающими машинами, брошенным мусором превращает сказочный мир, их деревню в черно-белый хаос.
Экологическая направленность в спектакле не становится агиткой, потому что вплетена в историю героев, которые играют, веселятся, влюбляются и совершают подвиги. Травяные человечки: девочка Ликлун – Лик Луны (Надежда Медведева), мальчики Зорглаз – Зоркий глаз (народная артистка РМЭ Эльвира Лисицына) и Всезнай (Егор Ярандаев) хотят спасти свой дом. Ликлун загадывает гибнущему цветку желание: «Пусть будет все, как было!». И цветок исполняет его, перенося Артемку в сказку. И он понимает, что это строительство дома для его семьи губит мир травяных человечков. Артемка помогает остановить ужасные машины и делает это ценой своей жизни.
Такой героизм не свойственен обычно детским спектаклям Республиканского театра кукол. Смерть, почему-то, запрещенная здесь тема для разговоров с юными зрителями. Хотя детская классика никогда не избегала таких серьезных вопросов, потому что нельзя относиться к детям, как к «недоделанным» взрослым: они во многом понятливее, умнее нас, более думающие, чем мы. И здесь мы видим классическую традицию «серьезности». Такой поворот событий спектакля сразу вывел детскую постановку на уровень бытийных вопросов человечества.
Это трагедия. Маленькие зрители замерли, казалось, что даже перестали дышать… Но в сказочном мире растет «Огненное сердце», и травяные человечки загадывают желание – Артемка жив, а прекрасный мир спасен. Цветной мир травяных человечков остается на белом полотне, они снова играют и веселятся, а Артемка возвращается в наш мир. Он снова разговаривает со сцены с ребятами, а потом опять начинает фантазировать, отправляясь в горы встречать встающее солнце. И мы видим его маленьким человечком, карабкающимся на огромную гору, и солнце заливает светом сцену и зал. А на фоне звучит… Моцарт!
Удивительно ненавязчивое, создающее точную атмосферу каждой сцены музыкальное оформление (заслуженный работник культуры РМЭ Валерий Новоселов), стало неотъемлемой частью спектакля. Создавалось полное ощущение звучания мира, а не отдельных звуковых и музыкальных произведений, как это зачастую бывает в театре. Оно создавало мир сказки, мир, который знают и чувствуют, которым живут, дети.
Вот так просто, красиво и интересно была рассказана история. И театр кукол предстал в совершенно новом свете ищущего, движущегося и понимающего детей Взрослого.
http://www.marpravda.ru/news/religiya/mir-gde-rastet-ognennoe-serdtse/