Постепенно подходит к концу февраль, а во дворе всё ещё лежат метровые сугробы, которые никуда исчезать не собираются? Что же, самое время поговорить о фильме «Лёд», который обещает растопить наши замёрзшие сердца. Ведь даже слоган гласит: «Весна близко».
Не столь далёкие «нулевые», суровый заснеженный Иркутск. Там, среди совковых многоэтажек и привычной постсоветской серости, живёт маленькая девочка Надя, которая всю жизнь мечтает попасть в большой спорт. С замиранием сердца она смотрит на выступления фигуристок и желает стать такой же, как они. В этом ей помогает любящая мама — именно она вселяет своему чаду надежду на блистательное будущее и сулит ей стать чемпионкой.
Однако Надя оказывается чемпионкой лишь в падениях. Но благодаря своему упорству, силе воли и умению работать через «не могу» она добивается совершенно невообразимых успехов. Теперь Надежда Лапшина – одна из самых перспективных фигуристок России.
Всё рушится в один момент. После неудачного падения Надя оказывается привязана к инвалидному креслу. Врачи в один голос твердят о том, что она больше не сможет встать на ноги, а мечтать о возвращении в спорт и вовсе нет смысла. Когда (казалось бы!) всё уже потеряно, а героиня окончательно перестаёт верить в себя, в её жизни появляется Саня Горин – хоккеист, известный своими драками. Волей судьбы именно он помогает Наде с реабилитацией. Сначала отношения между ребятами не ладятся, но вскоре между ними завязывается дружба, которая может перерасти в нечто большее… Случится ли чудо на этот раз? Кто знает.
Одна из самых ожидаемых кинокартин начала 2018 года, с довольно сильным заявленным жанром – спортивная драма. При одном упоминании этого на ум сразу же приходит выстрелившее совершенно недавно «Движение вверх», а также нашумевшая в далёком 2013 «Легенда №17». Фильмы, безусловно, хорошие, почему и ждёшь от «Льда» такого же уровня подачи. В трейлерах к фильму можно увидеть не только красивую картинку, но и серьёзный драматический подтекст. Так и получается, что в кинотеатр ты идёшь с несколько завышенными ожиданиями. Но вот оправдываются ли они?
«Лёд» — дебютная работа режиссёра Олега Трофима. Дебют, на мой взгляд, не самый удачный. Итак, теперь по порядку.
В фильме смешано уж очень много всего. Казалось бы – спортивная драма! Сейчас отечественный кинематограф уверенно исследует этот жанровый пласт, а каждая новая картина выходит лучше предыдущей. Только вот «Лёд» не совсем о спорте. Здесь вам и мелодрама, и комедия, перемежающаяся то серьёзными жизненными переживаниями и утратами, то спонтанными и уж совсем неправдоподобными чудесами. Фильм будто бы застрял между жанров, что совсем не идёт ему на руку. Не удалось уместить такое обилие идей и в хронометраж – в полуторачасовую картину будто бы насильно впихивали разношёрстные истории о боли, утрате, любви, славе и силе человеческой воли. Вышло скомкано и неаккуратно.
Повествование, и без того летящее впереди планеты всей, перемежается музыкальными вставками… Да, «Лёд» ко всему прочему ещё и мюзикл. Эксперимент с таким необычным жанром, как мюзикл – сама по себе идея довольно рискованная, а российский кинематограф видел этому явлению слишком мало хороших примеров. При просмотре же мне показалось, что идея с музыкальными перепевами пришла авторам в самый последний момент, как по щелчку пальцев (что-то из разряда вдохновлённого «А давайте!..»). Как раз-таки песни и являются решающим фактором для любого мюзикла. Здесь же они будто подобраны на скорую руку, поэтому почти каждая музыкальная вставка выглядит нелепо и неуместно. Чего стоит только сцена в спортивном интернате, когда толпа маленьких девочек скандирует «Я солдат, недоношенный ребёнок войны…», а всем этим парадом заправляет железная леди-тренер (от этого зрелища одновременно и смешно, и страшно – будто снимали эти кадры в самой настоящей казарме).
Стоит упомянуть, что и певцы из актёров далеко не самые лучшие. Думаю, на этапе подбора актёрского состава далеко не умение петь играло решающую роль. Если песни, которые исполняют сразу несколько человек, звучат сносно, то вот сольные песни исполнены из рук вон плохо. В этом контексте стоит упомянуть перепетую Александром Петровым «Пачку сигарет» — согласитесь, не лучшее решение не только для оды об обречённости любви, но и в целом для фильма про спорт, а? На мой взгляд, эксперимент с мюзиклом не удался. Совсем.
В то же время саундтрек к фильму, написанный Антоном Беляевым и Дмитрием Селипановым, вышел очень даже хорошим. Иногда даже удивляешься, как рядом с достойными инструментальными композициями умудряется сосуществовать отчеканенный перепев «Стыцамэна». Да и финальная песня «Лети», исполненная самим Беляевым, очень выгодно смотрится на фоне других музыкальных номеров.
С актёрской игрой дела обстоят гораздо сложнее.
Аглая Тарасова в роли главной героини фильма, к сожалению, не заставила меня сопереживать ей. Хотя актриса идеально вписывается в общую волшебно-чудесную атмосферу фильма, не стоит забывать и о том, что у Нади Лапшиной за спиной, в общем-то, огромная, просто необъятная трагедия, а не только сказка перед глазами.
Сильнейшая актёрская работа в этом фильме, по моему мнению, по праву принадлежит Марии Ароновой. После трёхлетнего перерыва она вновь вернулась на большой экран, на этот раз в образе сурового тренера, старательно кующего из молодых дарований настоящих чемпионов. Актриса отыгрывает весьма характерный для неё типаж – «жёсткая и строгая снаружи, но мягкая и добрая внутри». В некотором роде, это стало настоящим амплуа Ароновой, что и делает её узнаваемой. Первую половину фильма она словно бы вытягивает на себе.
Во второй же половине фильма появляется Александр Петров и несколько разбавляет картину. Пусть он всё ещё и отыгрывает «хамоватых» персонажей, на этот раз такая характерная роль далась ему намного лучше, нежели в «Притяжении». Моменты с его участием выглядят довольно динамично и живо, хотя местами получаются глупыми.
Другие роли весьма эпизодичны и до жути клишированы. Милая и любящая мать-одиночка (Ксения Раппопорт), инфантильная тётка-опекунша, увлекающаяся эзотерикой и занятая своей личной жизнью (Ксения Лаврова-Глинка) и смазливый «принц на белых коньках», мечта всех фигуристок страны и просто хороший парень (Милош Бикович). Фильм не слишком отходит от формата мелодрамы, а потому и не отходит от подобных ролей.
«Лёд» снят очень качественно, чем продолжает традиции своих предшественников — и «Легенда №17», и недавнее «Движение вверх» также обладали прекрасным визуальным рядом. Но вот самому спорту (а именно фигурному катанию) здесь уделено совсем мало времени, что меня и разочаровало. Вроде бы фильм про спорт смотришь, а в кадре лишь изредка показывают фрагменты выступлений фигуристов! Гораздо больше времени занимают взаимоотношения между персонажами, которые, кажется, вот-вот окончательно убьют в картине спортивный подтекст и сделают его ну совсем уж сказочным.
Если кратко говорить о сюжете, то в него заложено слишком много смыслов, и, по сути, ни один из них не реализован до конца. Любовь расцветает и исчезает в считанные секунды, вся трагичность картины показана широкими мазками лишь в самом начале, а между этим откуда ни возьмись появляются комичные и не очень перепевки некогда популярных песен – от вечно живого Цоя до Дорна. Вроде бы не всё так плохо – и саундтрек у фильма хороший, картинка прекрасная, и актёры стараются. Так в чём же проблема?
А проблема кроется как раз в том, что «Лёд» — не самая удачная попытка совместить драму с комедией, прибавив ко всему этому спорт. Благодаря
неудачному эксперименту с внедрением мюзикла фильм теряет все задатки серьёзности, хотя заявленный жанр спортивной драмы им только благоволит.
Что же в итоге? «Лёд» — очень и очень средненькое кино. Олег Трофим сделал попытку уместить сложную и многогранную историю в полтора часа отведённого экранного времени. Но выше головы, как известно, не прыгнешь. Хотели сделать мелодраму о преодолении жизненных сложностей и препятствий непрекращающимся трудом и усилием собственной воли? Может, историю о поисках настоящей любви? Или, может, о жестокости жизни? А получили что?
…Получили водевиль.
https://www.marpravda.ru/news/religiya/nerovnyy-lyed-ili-chem-udivit-zritelya-novaya-drama-olega-trofima/