- Сергей, в анонсе арт-проекта «Поволжский треугольник-2018» вы называете его «самым ярким мероприятием Йошкар-Олы». Не слишком ли громкое заявление?
- Я уверен: это самое яркое мероприятие весны. А что, разве нет? Причем это не попса и не кабак, и не дискотанцы, не набор артистов певунов и танцоров. Здесь исключительно настоящее - уж насколько это возможно и насколько мы можем себе позволить - фотоискусство.
- Как родилась идея фестиваля?
- Все началось с… названия. Подчеркну: это АРТ-ПРОЕКТ. И далее: «Поволжский треугольник» - это мультижанровый проект, который сводит воедино фотоискусство, современную живопись, музыку, театр, кино, поэзию. А идея арт-проекта родилась потому, что я неугомонный Федонин… Все, что до сих пор происходит со мной, наверное, это от отчаяния, вопреки и назло. Оттого, что иначе скучно будет жить нам тут.
- Но насколько уместно впрячь в один фестиваль столь разные музы - художников, фотографов, поэтов, музыкантов?
- А сейчас по-другому народ в музейные пространства не заманить. Пусть хотя бы через подобную форму. Кто-то, возможно, заглянет просто из любопытства, а там… вдруг что-то зацепит! Больше всего зрителей привлекает церемония открытия - мы продумываем сценарий, организуем фуршет, в зале звучит живая небанальная музыка. Придумываем мероприятия, чтобы привлечь зрителя - концерты, вечера поэзии, мастер-классы…
К примеру, современная живопись в свое время очень оживила проект, мы включили ее в программу проекта на третий раз его проведения. И, убедившись, что она имеет успех, решили, что эту составляющую часть надо оставить навсегда. Плюс различные инсталляции, перформансы, представления. Однажды я затащил сюда международный фестиваль короткометражного кино, и причем народу собралось прилично. Поэтому в этом сезоне я покажу короткометражные фильмы выпускников разных лет ВГИКа, мне знакомые прислали свои фильмы.
- Почему именно Казань и Чебоксары? Нас что-то роднит помимо близости?
- «Поволжский треугольник» объединяет как минимум три столицы, действительно близко расположенные друг к другу, причем не только географически, но и ментально. Хотя и география тоже важна - авторам элементарно проще к нам приехать. Недалеко, не сильно дорого, можно побывать на открытии и еще домой уехать. Что многие из них и делают. А так как я провожу эту акцию на свои средства, то и мне так удобней.
- По какому принципу подбираете участников? Мне кажется, это люди, которые интересны лично вам.
- Это один из критериев. Хотя выбираю работы я не один, а с коллегами - Алексеем Орловым и Дмитрием Гусевым, они оба члены Союза фотохудожников России. Так что решающее слово не всегда за мной. Принцип один - чтобы, прежде всего, это было фотоискусство. Не гламур, не журнальная фотография, не свадебная пошлость, не домашний альбом, а именно фотоискусство.
Благо, интересных авторов в наших городах хватает, многих я знаю сам и давно, многих знают мои коллеги из музея и наши кураторы. Но, чтобы не замыкаться в этом своем треугольнике, мы уже давно стали приглашать фотохудожников из других областей: Нижний, Киров, Москва, Питер…
Вот вам о чем-нибудь говорят имена Сергея Чиликова, Ивана Михайлова? Нет? А между тем их работы висят в самых престижных залах Европы и Америки. И это - наши авторы! Почти все они снимают по-прежнему на фотопленку, как в старые добрые времена. В этом году согласился поучаствовать в проекте и наш старый друг - Дима Лебедев, фотокорреспондент газеты «Коммерсантъ».
- Кто из авторов запал в душу, поразил, удивил?
- Мне всегда нравился Юрий Притиск из Чебоксар, это настоящий художник. Работы его в некотором смысле даже… поэтичные. Впрочем, увидите сами, он представит две серии своих произведений.
- Вы что, правда после выставки устраиваете аутодафе, сжигаете все работы? В чем смысл жеста? Имеет ли тогда ценность такое искусство?
- Да, сжигаем. 1 апреля приходите к нам на закрытие, я дам вам коробок спичек… Фотографам свои фотографии не нужны, они - для зрителя.
https://www.marpravda.ru/news/religiya/chto-v-golove-u-sergeya-fedonina/