Основные здания, дома и микрорайоны строились в 70-е-80е годы прошлого века. О некоторых этапах становления столицы Марий Эл нам рассказал Анатолий Галицкий, Заслуженный архитектор России.
Варианты генплана
Анатолий Игнатович попал в Йошкар-Олу по распределению в середине 1960-х после окончания Московского архитектурного института. К сентябрю 1968 года он становится главным архитектором «Марийскгражданпроекта».
- Когда я начал работать после института, то был определенный диссонанс между тем, чему нас учили, и тем, что было на самом деле, - вспоминает Анатолий Игнатович. – Мало того, что строительная индустрия была не в очень хорошем состоянии, но и вся политика партии и правительства была направлена на то, чтобы строить как можно дешевле. Нам, как архитекторам, хотелось, чтобы было лучше. А это всегда было дороже. Поэтому приходилось очень много спорить и отстаивать свою точку зрения.
Прежде чем в городе начали строить новые театры, дворцы культуры, микрорайоны, архитекторам нужно было спроектировать общий план городской застройки. Генплан Йошкар-Олы предложили специалисты ленинградского института – «Ленгипрогор». Их план предполагал строительство в Йошкар-Оле ромбовидных микрорайонов, которые по отношению к центральным проспектам располагались под некоторым углом. «Марийскгражданпроект» предложил альтернативный вариант: прямоугольные районы и длинный бульвар, который идет прямо через весь город, соединяя старую и новую его части. Такой же прямой предполагался и центральный проспект – Ленинский. Для того, чтобы доказать свою правоту, йошкар-олинским архитекторам пришлось несколько раз ездить в Москву и отстаивать свою позицию в Госстрое. И у них это получилось.
Заречное болото
Одним из самых крупных и одновременно, сложных своих проектов Анатолий Игнатович называет строительство Заречной части города:
- Прежде левобережная часть Кокшаги ежегодно подтапливалась весенними паводками. Проще говоря, было болото. Специалисты «Ленгипрогора» предложили весь Заречный район обваловать дамбой и строить… в этом корыте! А мы предлагали освоить территорию способом гидронамыва. Когда земснаряд намоет грунт до незатопляемой отметки, то никакие паводки не будут страшны ни сто, ни двести лет. Эту позицию нам пришлось очень долго отстаивать, потому что вариант был дорогой, но надежный. На века. И то, что нам удалось доказать это – я считаю нашей самой большой победой!
Монумент по кусочкам
Еще один из проектов Анатолия Галицкого - Ансамбль Воинской славы. В семидесятые годы на месте нынешнего Ансамбля еще стояли деревянные дома - остатки деревни Коряково. Архитекторы объездили весь город, прежде чем было выбрано именно это место.
- Монумент солдата для Ансамбля делал Анатолий Ширнин, наш парень из Йошкар-Олы, - рассказывает Галицкий. – У него в Москве жила семья и там же он творил. В Москве же находился и художественный совет, который принимал решения по памятникам. В этом совете, как правило, сидят пожилые люди, которые уже свое отработали, «пробить» их мнение очень сложно. Анатолий делает один макет солдата с автоматом, выносит на совет, а ему говорят: не годится! Он делает новый. Не годится! Третий вариант…. Потом Анатолий уже просто пришел отчаянье, он уже хотел бросить. Но потом решил все же сделать последний вариант. И вот приносит он новый макет этого солдата на тот же художественный совет, а ему говорят: «Нет, это не хорошо. Вот в прошлый раз, что вы приносили, тот вариант был хороший». А он тот вариант– за углом дома, где располагался художественный совет. В сердцах расколотил… Анатолий выскочил, побежал искать эти куски. Все нашел, собрал в мешок. Привез домой, склеил и опять выставил на утверждение. И все прошло!
Мрамор под гипсом
Установили Монумент в год тридцатилетия Победы в Великой Отечественной войне. Вполне логично, что рядом с Монументом Воинской славы был построен и Дворец культуры.
- Тогда было очень трудно с мрамором, - говорит Анатолий Игнатович. - В наших краях ведь его нет. Приходилось ездить по всему Союзу и просить. Когда прибыл мрамор, то выяснилось, что часть в партии была белой, а часть - с фиолетовыми прожилками, с пятнами цветными и вкраплениями. Строители так и выложили лестницу: одну ступень фиолетовую, другую красную, третью белую, потом опять цветную. Пришлось переделывать. Если сейчас посмотреть, то все ступени до второго этажа Дворца – из белого мрамора. И пол вестибюля тоже устлан мрамором. С этим полом связан интересный эпизод. Еще до завершения строительства ДК готовый мраморный пол застелили рулонами бумаги, а чтобы она не цеплялась за ноги, залили сверху гипсом. И вот с проверкой из обкома пришла комиссия. Ходят они по этому гипсу и ворчат, мол, что это такое - пора Дворец Культуры сдавать, а у вас пол даже не сделан! Им говорят: «Нет, пол готов». А первый секретарь горкома партии говорит: «Вы что меня за дурака держите?!» Тогда подняли бумагу с гипсом и показали ему полированный чистейший мрамор.
А теперь еще и книга
ДК им. ХХХ-летия Победы, ДК им. В.И.Ленина, Театр кукол, Театр драмы, жилые дома… Это лишь малая часть объектов, которые появились в Йошкар-Оле по проектам Анатолия Галицкого.
- Первое время приходилось очень трудно, потому что было очень сложно согласовывать. Сначала нужно было доказать свою правоту на техсовете в институте, потом в исполкоме, потом в горкоме партии, а если проект интересный, то и в обкоме партии. И на каждом этапе, все пытались найти изъяны, - смеется Галицкий. - Это уже потом, со временем, когда мне стали доверять, стало попроще.
Ни один из своих эскизов Анатолий Игнатович не отправлял в корзину. Его большие архивы легли в основу книги о Йошкар-Оле, которую он писал несколько лет. Пока книга существует лишь в виде рукописи. Надеемся, что издать книгу о том, как строился и развивался наш город - архитектору все же удастся.
Данное интервью – текстовая версия программы «Прогулки по столице» телеканала «Марий Эл Телерадио».
https://www.marpravda.ru/news/religiya/zodchie-peschanykh-karerov/