Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета республики Марий Эл

424000, г. Йошкар-Ола, ул.70-летия Вооруженых сил СССР, д.20
телефон: 8 (8362) 45-26-44
e-mail: info@marpravda.ru

Возрожденная обитель

Возрожденная обитель

На протяжении небольшой старинной Вознесенской улицы прохожий встретит на своём недолгом пути целых четыре храма, каждый из которых имеет свою историю гибели и последующего, уже в наши дни, возрождения. Но у Входо-Иерусалимской церкви и Богородице-Сергиева монастыря особенная судьба. Начиная с 1917 года ещё до Октябрьского переворота женская обитель испытывала давление мужицких масс, последовательно отбиравших у монахинь различные угодья и здания. Национализация 1918 года лишила обитель семи зданий, некоторые из которых сохранились до нашего времени. Власть Советов не останавливалась перед репрессиями, стремясь выбить основу существования обители, которой исполнилось 40 лет. 

По указу святейшего Синода от 31 августа 1888 года женская богадельня, основанная при Входо- Иерусалимской церкви 1759 года двумя годами ранее, была преобразована в Богородице-Сергиев женский монастырь, названный так в честь явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому, случившегося, как утверждает церковное предание, в 1379 году. К слову сказать, в Российской империи такое название носила лишь царевококшайская обитель, обладавшая весьма почитаемой верующими иконой, изображавшей данное чудесное событие.

Монастырь существовал на многочисленные пожертвования и приношения горожан и окрестных крестьян, а также за счёт труда здешних монахинь и насельниц, занимавшихся земледелием, огородничеством, садоводством. В обыкновении у обитательниц сего места было рукоделие и занятия в различных мастерских – чеботарной, швейной, чулочной и кружевной. При монастыре были хороший сад и пасека. При монастыре находилась церковно-приходская школа, которую в революционном 1917 году преобразовали в двухклассное образцовое училище при тогда же открытой в городе учительской семинарии. Монастырь содержал приют для девочек-сирот и женскую богадельню для старушек. Средств не хватало, долги были огромными, экономить приходилось на питании, на отоплении, на всём. Неудивительно, что монашки часто простужались и болели: зимой в храме температура редко превышала 7 градусов. Для сравнения: в английских интернатах в Викторианскую эпоху в помещениях, закаляя будущих джентльменов, держали температуру 15 градусов, что считалось очень суровыми условиями содержания. 

Но все эти лишения монахинь были не столь крутыми по сравнению с теми, что пришлось испытать во время гонений на церковь и голода 1921-1922 годов в Поволжье. У обители отобрали домовую церковь, в которую вселился Областной отдел труда. Монахинь отправили на общественные работы. Монастырь постепенно ликвидировали, и этот процесс растянулся с 1920 по 1923 год. В дальнейшем храм XVIII века передали по договору общине верующих, получившей его в бесплатное и бессрочное пользование. Но длилось всё это недолго. В «год великого перелома», каковым в советской пропаганде был объявлен 1929 год, богослужения были запрещены, а храм превратили в хлебный склад. 7 октября Маробисполком вообще закрыл церковь, которую вскоре взорвали. 

Сохранились страшные кадры взрыва старинных стен, покачнувшейся колокольни, напоминающие другую страшную картину тех лет - взрыв храма Христа Спасителя в Москве. Но на этом трагедия Богородице-Сергиева монастыря ещё не завершилась. Впереди был всем известный расстрельный 1937 год, который по замыслу богоборцев завершал «безбожную пятилетку», Вытравить религию из душ миллионов людей, как показали результаты Всесоюзной переписи 6 января 1937 года, не удалось. О переписи было приказано забыть, а её организаторов и статистиков репрессировали. В тридцать седьмом судили монахинь и насельниц бывшего монастыря, которым дали различные приговоры в виде лагерных сроков, в продолжение которых одни приняли мученическую смерть, а другие окончили свою жизнь во рву печально известного Мендурского полигона.

На территории монастыря в одном из его зданий находился Центральный государственный архив республики. Во внутреннем дворике архива были разбиты цветочные грядки, при раскопках которых иногда находили человеческие черепа. Человеческие останки находили здесь и позже, когда Госархив покинул это место. В «нулевые» годы XXI века было решено возродить некогда уничтоженную женскую обитель, восстановив тем самым историческую справедливость.

Что же осталось от прошлого? Спасена от уничтожения та самая икона Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию, ставшая главной святыней Богородице-Сергиевой пустыни, находящейся в Килемарском районе республики. Стоят ещё в бывшем монастырском квартале между улицами Пушкина, Чернышевского, Советской и Вознесенской несколько зданий, где находились монашеские кельи и хозяйственные постройки.

Само строительство возрождаемого монастыря идёт долго и трудно. Не всё из построенного один в один соответствует утраченному, не возродить уже прежних угодий на застроенных за десятилетия полях и лугах, да и характер занятий и уклад обитателей будущей обители уже вряд ли возможно повторить в большом современном городе с его темпом жизни, скоростями, автомобилями, средствами коммуникации. Порой и не верится, что в современном мире вдали от природы можно найти и возродить к жизни ту духовную атмосферу и то подвижничество, которым держались люди, посвятившие себя Богу в стенах монастырей, отвергнув мирские соблазны. Но коли такое всё-таки случится, то это станет настоящим чудом, одним из тех, которые Господь посылает на нашу грешную и многострадальную землю.

История снимков взрыва церкви уникальна. Автор Александр Решеткин работал в то время напротив на электростанции. Фотоаппарат он купил буквально за несколько дней до этого, стационарный, на треноге, портативных еще в городе не было. Успел подготовить камеру для съемки, намереваясь потренироваться в выходной. В день взрыва он находился на работе. Выскочив от грохота на улицу, он увидел, что над церковью вьется пыль, а куполов ни на церкви, ни на колокольне нет. Решил запечатлеть остатки церкви и побежал домой за аппаратом. Сделал первый снимок и решил снять с другой точки. Однако увидел, что милиция уже выставила оцепление. Но он отлично знал все проходы, благо жил рядом. Миновал оцепление и вновь установил аппарат. Только приготовился снимать, как увидел направляющегося к нему милиционера. Он понял, что теперь ему не миновать ему разбирательств. Однако судьба распорядилась иначе. Именно в этот момент раздался новый взрыв. Милиционер от неожиданности присел, а сам он тоже вздрогнул и нажал на спуск. Спустя несколько секунд все вокруг заволокла пылевая завеса, что и позволило фотографу улизнуть.

Что за фото он снял, Александр Степанович не знал почти двадцать лет. Фотопластинки он спрятал в надежном месте, даже не проявляя их из опасения загреметь в тюрьму по политической статье, а то и вообще попасть под расстрел. Проявил он их уже после войны, в годы "оттепели".

Об истории других зданий в Йошкар-Оле можно прочитать здесь.

https://www.marpravda.ru/news/religiya/vozrozhdennaya-obitel/

Автор: Редакция газеты

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 102

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ