В последнее время в полицию все чаще стали обращаться граждане, обманутые мошенниками. Жулики, нередко путем обычного заговаривания зубов забирают себе все сбережения доверчивых людей, которые те хранят на банковских картах. Но неприятностей можно избежать, проявив немного бдительности и внимательности.
Друг в Сети
Лишь за одни недавние выходные, 24 и 25 марта, в одном только Медведевском районе возбудили четыре уголовных дела о мошенничестве. А всего с начала 2018 года на тот период в районе возбудили 42 уголовных дела, связанных с мошенничествами. О некоторых рассказала заместитель начальника следственного отдела межрайонного отдела «Медведевский» МВД по Марий Эл Светлана Батанова.
Обычно обманщики пользуются старыми, давно проверенными методами, о которых известно многим людям. Анализ всех подобных преступлений в районе показал, что только четверть потерпевших не знала, какие схемы применяют жулики, дабы выманить деньги.
Одна из распространенных схем – «развод» по Интернету.
В минувшие выходные в отдел полиции по Медведевскому району пришла молодая девушка Валентина, которая за свою доверчивость расплатилась 18 тысячами рублей.
Она рассказала, что в социальной сети «ВКонтакте» переписывалась с подругой. Мысль о том, что приятельница – вовсе не та, за кого себя выдает, у Валентины не возникла. Видимо, на другом конце «провода» неизвестный сумел настолько втереться в доверие, что никаких подозрений у девушки не появилось. В ходе переписки подруга вдруг спросила: «У тебя есть в долг деньги?». Валентина простодушно дала положительный ответ. «А ты можешь положить мне на счет тысячу рублей? Я потом эти деньги через «мобильный банк» обналичу», - получила она в ответ примерно следующее и, не задумываясь, решила помочь. Подруга же просит, как откажешь?
Поняв, что контакт полностью налажен, жулик от имени приятельницы, видимо, воодушевился. И отправил сообщение с таким смыслом: «Мне надо еще пять тысяч рублей. Перекинуть сможешь? Я тебе завтра их отдам. Честное слово». Валентина поверила. И сделала все, как просила так называемая подруга: продиктовала номер банковской карты и цифры с обратной стороны. Девушке пришло сообщение о подключении услуги «Сбербанк Онлайн» с паролем для входа в личный кабинет. Для подруги – не чужой же человек – она продиктовала цифры пароля. И потом обнаружила, что пропало у нее вовсе не 5, а 18,5 тысяч рублей. И только потом выяснилось, что страница подруги в социальной сети была взломана, а Валентина переписывалась не с ней, а мошенниками.
Бонусы равны рублям?
- Другая доверчивая женщина Татьяна познакомилась этой зимой в «Одноклассниках» с неким Дмитрием Ивановым, - рассказала Светлана Батанова. - Он сообщил, что работает в отделении «Сбербанка». Примерно месяц они общались, даже созванивались по телефону. И однажды новый знакомый сказал Татьяне приятную новость: на ее банковской карте накопились бонусы, которые он может перевести в рубли. Женщина была не против увеличить сумму своего счета. Дмитрий попросил продиктовать номер карты, в том числе код с обратной стороны. Женщине, как и в случае с Валентиной, пришло СМС-сообщение о подключении услуги «Сбербанк Онлайн». Она спросила у Дмитрия, зачем это, а в ответ услышала: «Все хорошо, не переживай». В итоге переживать все же пришлось: бонусы не стали деньгами, зато пропали 30450 рублей.
важно прочитать "эсэмэску"
Нередко мошенники орудуют в Интернете на сайтах объявлений. На крючок такого обманщика в прошлые выходные попался житель Медведевского района Владимир.
Мужчина решил продать свою старенькую машину. Объявление разместил на «Авито», а цену за «ласточку» выставил небольшую. – 18,5 тысяч рублей. Покупатель нашелся быстро. Незнакомец позвонил Владимиру и сказал, что машина его полностью устраивает, но приехать он за ней сможет позже, а вот заплатить за покупку желает незамедлительно, переведя деньги на карту. Владимир, радуясь, что удалось продать машину, согласился. Покупатель перевел деньги, но вместо 18,5 перевел 21 тысячу рублей.
- Я ошибся, - во время разговора сказал незнакомец. – Ты мне переведи обратно 2,5 тысячи.
- Давай, ты приедешь машину забирать, я тебе наличными отдам? – ответил Владимир.
Но покупатель отказался, говоря, что деньги ему нужны срочно. В таких ситуациях жулики часто прибегают к методам психологического давления: вызывают жалость, говоря, что дома больная жена или ребенок и деньги эти – последние накопления.
Вот и Владимир по доброте душевной решил перевести обратно ту сумму, что была сверхстоимости. Он пошел к банкомату в поселке Медведево. И по подсказке незнакомца, разговаривая с ним по телефону, сделал все, как тот просил.
- Я слышал, что мне приходили СМС-сообщения, - говорил позже в отделении полиции мужчина, - Но посмотреть их не мог, тот незнакомец держал меня постоянно на связи. Мельком удалось некоторые прочитать, но в суть не вник.
Владимир забрал чеки, которые выдал банкомат, и уже дома обнаружил, что с карточки пропали все его сбережения.
Махинации с "Мобильным банком"
А нередко телефонные жулики пользуются забывчивостью или незнанием людей, которые подключают к своему номеру телефона услугу «Мобильный банк», а когда меняют номер, банк об этом не уведомляют.
Расследовалось не так давно в республике уголовного дело в отношении одного мужчины. Сейчас он уже отбывает наказание за мошенничество. Однажды этот мужчина решил зарабатывать честным путем в Интернете, создавая аккаунты на разных сайтах, за регистрацию на которых платят деньги – пусть небольшие, но все же. Он нашел объявление о продаже в Москве всего за одну тысячу рублей 500 сим-карт оператора «Би-Лайн». Из столицы мужчина привез в Йошкар-Олу две спортивные сумки этих сим-карт. И начала «зарабатывать». Регистрировал на один номер телефона три аккаунта и выкидывал «симку». И вот однажды, вставив в телефону очередную сим-карту, он получил сообщение от «Сбербанка» о пополнении лицевого счета. Затем пришло сообщение о списании определенной суммы. И так он наблюдал движение денег в течение месяца. И пришла ему в голову крамольная мысль. Он с помощью «мобильного банка», подключенного к приобретенной «симке», перевел деньги на свою сим-карту, затем – на киви-кошелек, где раздробил на части, перебросил на другие абонентские номера и обналичил.
Люди, у которых он таким образом похитил деньги, говорили на следствии, что номер телефона сменили давным-давно и полагали, что все подключенные услуги автоматически отключились.
Еще одна старая форма «развода» - рассылка сообщений вроде такого: «Мама я попал в беду, срочно нужны деньги». Песня эта старая, но люди до сих пор не перепроверяют информацию и доверчиво переводят обманщикам деньги. Другая схема мошенничества – рассылка сообщений о неведомо откуда взявшемся выигрыше или призе. Люди забывают, что халявы не существует, особенно если вы даже не участвовали ни в каких конкурсах. Скорее всего, жулики попросят перевести совсем немного денег – рублей 500, к примеру, чтобы вы могли получить сотни тысяч или миллионы рублей.
Раскрытие подобных преступлений требует немало времени. Правоохранительным органам приходится устанавливать абонентские номера, делать запросы в сотовые компании, устанавливать граждан. Часто выясняется, что номер зарегистрирован на несуществующего человека или жителя другой страны. В случае с интернет-мошенничествами, устанавливаются IP и ID-адреса, затем делается запрос провайдеру, чтобы он предоставил данные на человека, с которым заключен договор. Часто время играет лишь на пользу мошенникам. Но бороться с ними могут и сами граждане, лишь проявив немного бдительности, чтобы не попасться на крючок.
Как не попасться на крючок:
1. Никогда не передавайте данные банковской карты незнакомым лицам.
2. Перепроверяйте информацию, если получаете сообщения вроде «Мама, я попал в беду» или о неведомо откуда взявшемся выигрыше. Это тоже могут быть мошеннические схемы.
3. Если вам пишут в социальных сетях со страницы друзей и просят деньги, задайте наводящие вопросы, ответы на которых знаете только вы и ваш друг.
4. При смене сим-карты мобильного телефона отключайте все раннее подключенные услуги и уведомляйте банк о смене номера, если у вас подключен «Мобильный банк».
https://www.marpravda.ru/news/assosiations/pod-nechestnoe-slovo/