Еще четверть века назад интернаты существовали в каждой сельской школе Марий Эл, а сейчас их можно пересчитать по пальцам. В одном из них побывал корреспондент «Марийской правды».
Если поколение дедушек и бабушек, отчасти пап и мам, выросшее в сельской местности в свое время прошло через пришкольные интернаты, то нынешние дети в большинстве своем понятия не имеют, что это такое. Еще не так давно они существовали в каждой деревенской школе, но затем ликвидировали из-за программы «Школьный автобус». Если раньше детки из дальних деревень до выходных вынужденно жили в интернатах, то теперь их каждый день чуть ли не до порога возят желтые школьные «Пазики» и даже «Форды».
По пальцам можно перечесть
Так что интернат сейчас - большая редкость, в Марий Эл их можно перечесть по пальцам, и один из них находится в Верхушнурской средней школе. Был момент, вспоминает директор Валерий Галкин, когда в 90- годах прошлого века он тоже практически опустел, но затем ситуация поменялась. Дело в том, что учиться в Верх-Ушнуре хотят не только местные ребятишки, но и ребята из дальних поселений Советского района, других районов республики, даже Йошкар-Олы. Был случай - здесь «грызла гранит знаний» девочка аж из Нижегородской области.
Школьные кони
Чтобы доставлять иногородних учеников на учебу и после уроков обратно домой, в школе есть три транспортных единицы – недавно из рук Главы республики Александра Евстифеева верхушнурцы получили ключи от нового микроавтобуса «Форд», который теперь подвозит ребятишек до дальней деревни Токтар-Сола соседнего Новоторъяльского района. Но и этого автопарка не хватает, на некоторых маршрутах, чтобы увезти всех школяров, водителям приходится делать по два рейса.
Фифти-фифти
Однако каждый день возить детей в другие районы или в совсем уж дальние уголки своего муниципалитета у школы возможностей, естественно нет, поэтому интернат востребован. По словам Валерия Федоровича, примерно половину (!) учеников Верхушнурской школы составляют иногородние дети. Именно с притоком «варягов» связана метаморфоза, которая имеет место в Верх-Ушнуре – если в сельских школах за последние полтора – два десятилетия повсеместно произошло значительное снижение численности школьников, то здесь она, наоборот, выросла - со 160 до почти 300.
- Что у вас тут медом намазано? Чем Верх-Ушнур так привлекателен для «чужих» школьников, что они слетаются сюда как бабочки на свет? – интересуюсь я у директора.
- У нас есть свои сильные стороны. Во-первых, мы являемся школой с углубленным изучением марийского языка и литературы, во-вторых очень сильный педагогический коллектив позволяет давать глубокую базовую подготовку абсолютно по всем предметам, в результате наши выпускники поступают в лучшие вузы страны, учатся в Москве, Санкт-Петербурге. И еще один важный момент – разнообразная внеурочная деятельность. В школе работают 19 кружков, студий, спортивных секций – каждый находит себе занятие по душе, которое иногда становится делом жизни.
Целеустремленные выбирают интернат
Интернат, где мы побывали вместе с Галкиным, это симпатичная двухэтажка в двух шагах от школы. Число постояльцев здесь каждый год меняется, сейчас он является вторым домом для 20 с лишним детей из Новоторъяльского и дальних уголков Советского районов.
Судя по всему, живется им неплохо, ибо среди «квартирантов» есть ребята, которые вполне могли бы каждый день ездить домой на школьном автобусе, но они предпочитают остаться в общежитии. Как выразилась Юля Волкова из Новоторъяльского района, какой смысл тратить столько времени на дорогу, если его можно посвятить учебе. Или вот перспективный лыжник Сергей Сафаров из поселка Советский - ради возможности полностью отдаться спорту тоже выбрал интернат. Кстати, сейчас целеустремленный парень находится на чемпионате России.
Репетиция студенческой жизни
По мнению директора школы, интернат для школьников это хорошая адаптация к будущей жизни в институте, хотя по сравнению с вузовскими общагами, он больше похоже на санаторий. Детей кормят четыре раза в день – ради «интернатовцев» школьная столовая работает по 12 часов в сутки. За порядком и режимом следит специальный воспитатель, до 16 часов дети проводят в школе, завершая «внеурочку» полдником, а потом три часа уже под контролем воспитателя занимаются уроками и ужинают. Есть время на прогулки, общение, а в 22 часа отбой.
https://www.marpravda.ru/news/obrazovanie-i-vospitanie/pochemu-v-mariy-el-vyzhili-vsego-neskolko-shkolnykh-internatov-5foto/