Известный режиссер, сын выдающегося советского и российского композитора Андрея Эшпая и внук создателя первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового и народного оркестров Якова Эшпая, приехал в Йошкар-Олу, чтобы определиться с идеей фильма, посвященного 100-летию Марий Эл.
Документальный или художественный?
Андрей Эшпай на марийской земле – редкий, но всегда желанный и почетный гость. Ведь Марий Эл для него – малая родина. Несмотря на то, что сам режиссер с детства жил в Москве, здесь родился его отец Андрей Эшпай – великий композитор, автор академических произведений и популярных шлягеров, таких как «Москвичи», «А снег идет». На марийской земле жил и его знаменитый дед Яков Эшпай – один из основоположников марийской профессиональной музыки.
В Йошкар-Олу Андрей Андреевич прибыл с важной для региона миссией: к 100-летию создания республики он снимет фильм. Каким он будет? Этот вопрос и решался во вторник, 24 апреля, на встрече с известным режиссером.
Встреча проходила в Доме творческих союзов. За круглым столом собрались деятели культуры, историки, чтобы высказать свои мысли и пожелания. К примеру, руководитель МАРНИИЯЛИ Евгений Кузьмин предложил снять, скорее, документальное кино об истории становления марийской культуры, включив в него борьбу с татаро-монголами, социальные недовольства времен Степана Разина и иные исторические события.
К этому предложению режиссер отнесся несколько критически: документальный фильм сложнее «протолкнуть» на федеральный канал. Разве что можно попробовать попасть на «Культуру», но она не имеет столь высокого рейтинга, как «Россия-1» или «Первый канал».
- Нужно, чтобы это было с энергией, - сказал Андрей Эшпай, – а не просто повествование: сначала было то, а затем вот это. Но можно подумать, как сделать, чтобы и данные исторические факты вошли в фильм. При этом многое зависит от бюджетов, времени, и того, на какой канал мы хотим попасть.
Нужна драма
Здесь режиссер вспомнил случай, как он три года пытался убедить работников телеканала «Культура» показать фильм об отце. Ему отказывали, уверяя, что в фильме слишком плохое изображение, не понимая, что оно тем и уникально, ведь при съемках Андрей Эшпай использовал пленки из папиного и маминого архивов, на которых была запечатлена жизнь великого композитора и его семьи. Спустя три года режиссеру удалось добиться того, что фильм показали, причем даже не стали его «урезать».
- Я считаю, что фильму, посвященному юбилею республики, нужны жизненные драмы, - добавил Андрей Эшпай. – Тогда сквозь живые страсти, столкновения, конфликты может возникать история. Тогда можно показать, что человек обращается назад, к своим корням, к прошлому. Я сторонник живого сюжета. Вот, например, снимал сериал «Дети Арбата» (он вышел на экраны в 2004 году, прим. ред) по одноименному произведению Анатолия Рыбакова. С одной стороны это социальная история, с другой – любовная драма, когда два человека жестко и бессмысленно разъединены государственной машиной и стремятся друг к другу. На этом и держится весь фильм.
Участники встречи высказывали и иные предложения. Например, положить в основу сюжета небольшой промежуток времени – 1920-й год, когда была создана Марийская автономная область, либо включить еще и более ранние годы. Тем более, что документы с тех пор сохранились, и по ним можно отслеживать изменение взглядов представителей марийского национального движения от революционно-романтических до большевистских.
Андрей Эшпай отметил также, что, по его мнению, необходимо показать и языческую религию народа мари, ее культуру. Показать проблему, возникшую в начале ХХ века, когда существовала опасность того, что пропадет язык, национальная самобытность, но благодаря созданию автономии все это удалось сохранить.
Времени немного
Решить, каким будет фильм о Марий Эл – документальным или художественным – предстоит в ближайшее время. Ведь выйти в показ он должен в 2020 году, а значит осталось чуть более, чем полтора года.
- Для нас самое главное, что Андрей Андреевич не отказался, приехал к нам и мы начали этот разговор о формате фильма, - сказал министр культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл Константин Иванов. – Будет ли это документально-художественный или художественный фильм, мы определимся вместе с Андреем Эшпаем и рабочей группой, которая создана у нас в республике. Андрею Андреевичу мы доверяем. Потому что он действительно великий режиссер России и даже всего мира. А то, что он, по сути, наш земляк– еще более важно. На мой взгляд, именно он должен делать этот фильм.
Всего на съемки выделяется около 15 миллионов рублей: 14 миллионов поступит долями из федерального бюджета, остальные - из республиканской казны.
Как сойдутся звезды
Встреча с режиссером проходила в два этапа. После небольшого перерыва зал Дома творческих союзов стал еще более полон: пришли руководители театров, работники музеев, деятели культуры, студенты, которые планируют связать свою жизнь с искусством.
Андрей Эшпай рассказал присутствующим, что сейчас ведет работу над созданием восьмисерийного фильма по мотивам сериала «Доктор Фостер», главную роль в котором сыграет Виктория Исакова. А еще в этом году планируется важное для сына великого композитора и для всего культурного сословия событие: на могиле Андрея Яковлевича Эшпая на Новодевичьем кладбище в Москве установят памятное надгробие.
Говоря об отце, режиссер вспомнил, что памятник композитору планируется установить и в Йошкар-Оле. Скорее всего, он появится возле здания бывшего музыкального училища (сейчас это один из корпусов Марийского колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая).
- Отец был категорически против объединения училища и колледжа, - отметил Андрей Эшпай. – Вплоть до ссор доходило с теми, от кого зависело это решение. И он оказался прав.
Размышляя о том, каким должен быть памятник композитору, Андрей Андреевич высказал мнение, что обязательно нужно учесть музыкальную пластику отца.
- У него был особенный и изысканный жест, - добавил режиссер. – При всей его ярости и жесткости, он был человеком с тонкой душой. Не даром же свой известный струнный квартет "Concordia discordans", что переводится как «созвучие несозвучного».
Ответил Андрей Эшпай и на некоторые вопросы присутствующих, рассказав, к примеру, как опытная его опытный учитель и наставник Татьяна Лиознова, режиссер знаменитого сериала «17 мгновений весны», научила снимать телевизионный фильм, как кино.
От руководителя Марийского национального театра имени М. Шкетана Эрика Юзыкайна прозвучал довольно-таки смелый вопрос: как должны сойтись звезды, чтобы Андрей Эшпай поставил спектакль на сцене нашего театра.
На это режиссер ответил:
- Сначала давайте решим вопрос с фильмом к юбилею республики.
https://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/andrey-eshpay-snimet-kino-o-mariy-el/