Родился в 1980 г. в Даровском районе Кировской области. 1997-2002 годы — учеба в "Волгатехе" (факультет управления и права). 2003-2010 годы — работа в банковской сфере, с 2011-го — агробизнес и предпринимательство.
Женат, есть сын.
Я думал, что моя жизнь, моя стезя – это сфера финансов, но в 2010 году случился очередной кризис, и он многое изменил. В 2003-м я пришел в банк молодым специалистом. Как раз в тот период в России начали применять системы скоринга, быстрой автоматической оценки заемщиков. Был экономический рост, и клиенты не боялись брать кредиты, потому что у людей были реальные возможности заработать и быстро вернуть деньги банку. Хотя мы выдавали ипотеку на 20 лет, многие кредиты закрывались через 3-4 года. На этой волне я построил карьеру от простого менеджера на клиентском потоке и дошел до управляющего банком. Но когда запахло кризисом и встал вопрос о закрытии банка, я задумался о своем деле. В то время я занимался кредитованием малого и среднего бизнеса и учился понимать, как он работает, как оценивать его возможности и перспективы. Это оказалось очень интересно, заражаешься энтузиазмом, силой воли и умением решать проблемы от наших предпринимателей. И, еще работая в сфере финансов, я начал свой проект. Планировал его как пассивный доход, хобби в свободное от работы время. Но в результате этот проект стал моим основным делом.
Идея производить продукты питания благодаря использованию энергии солнца и современных технологий – звучит классно! А средства при этом инвестируются в недвижимость, в теплицы. Первоначальный бизнес-план, который я посчитал, мне очень понравился и по затратной части, и по доходной. Это тепличное хозяйство небольшого формата (4 теплицы) по выращиванию зелени с использованием метода проточной гидропоники. Конечно, у нас огромные затраты на газ и электричество. В зимнее время растения досвечиваются по 14 часов в сутки. Но мы постоянно что-нибудь изобретаем, чтобы оптимизировать производство. Гидропонная технология взята в Голландии и Израиле, она заточена на крупные тепличные производства. Соответственно, цены на оборудование космические. Мы делаем проще: ездим на выставки, что-то подсматриваем, придумываем, меняем, собираем теплицы, как конструктор, используя вместо дорогих узлов и деталей более дешевые аналоги. В результате получился проект, каких в ПФО больше нет. Сам процесс выращивания, скажем так, технологизирован, он не требует много ручного труда. Люди касаются руками салата только два раза – когда высаживают семена и когда собирают урожай.
Если зависишь от одного-двух покупателей, твой бизнес просто теряет свободу. Изначально я планировал работать с сетями, но у магазинов начались проблемы с оплатой, и я поменял стратегию, начал работать с кафе и ресторанами, расширил ассортимент. Мы используем только элитные голландские семена, допущенные Государственным реестром селекционных достижений, то есть никаких ГМО. Сейчас выращиваем более десятка видов салатов и микрозелень, делаем выгонку из семян молодых растений. Я подсмотрел это в одном фильме, когда прямо с поддончика шеф-повар срезал листочки для украшения блюд. Большой плюс малого бизнеса в том, что мы ориентированы на конкретного клиента. Я знаю, что и кому нужно. Или могу предложить что-то новенькое на пробу, узнать, понравилось или нет.
Сейчас есть такой тренд – люди перестают готовить дома, очень много еды продается на вынос. Кто-то предпочитает не носиться вечером с сумками по магазинам и стоять у плиты, а поужинать в кафе или ресторане. Но в этом плане мы отстаем от Европы лет на 15. Я учился в Германии в 2000 году и видел, что люди после работы идут семьями или с друзьями ужинать в ресторанчик. Там это общепринято и общедоступно. У нас пока малая часть людей делает так же. Но тем не менее объемы растут ежегодно. Если бы у нас не было замедления экономики, этот тренд был бы более явно выражен. Против рынка играет снижение платежеспособности населения. При этом цены на газ и свет для производителей растут каждый год, и наша рентабельность уменьшается. Сегодня задача малого бизнеса – выживать и развиваться на общем фоне снижения объема продаж. Например, у нас дорогие сорта салата стоят 40 рублей, а в магазине – по 80-90 рублей. Но я не могу поднимать цену из-за падающей покупательной способности, поэтому приходится постоянно заниматься оптимизацией, чтобы максимально эффективно использовать площадь, солнечную энергию и человеко-часы.
Идея агробизнеса мне близка, может, еще и потому, что я родился в деревне, на севере Кировской области. Огород, корова, сенокос – все было в моем детстве. У меня двое братьев, и отец всегда приучал нас работать не из-под палки, а находить интерес даже в самом нудном занятии. Отец вообще для нас пример. Мы все по его стопам окончили «политех» в Йошкар-Оле. Я остался здесь, потому что город очень понравился. Стараюсь так же привить интерес к делу у сына. Он пока маленький, но это можно делать через игру. Свой бизнес, конечно, в голове 24 часа, но сейчас меня все устраивает в плане свободы и самореализации. Времени уже хватает и на семью, и на спорт, который я люблю. Я занимаюсь лыжами, фридайвингом, катаюсь на велосипеде, и могу точно сказать, что спорт поднимает тонус и общую результативность. Это очень важно, потому что, имея свое дело, надеяться и рассчитывать нужно только на себя и свои силы.
https://www.marpravda.ru/news/society/lichnoe-delo-36-sergey-melentev/