Историческое сокровище
Кто теперь в Марий Эл не знает, что бывший мэр города Волжска и бывший сиделец Николай Свистунов широко известен у нас еще и как автор нашумевшей документальной повести «Три вечера у камина». Да, опубликовав свою трилогию «Столыпинский вагон», он многих заставил по- иному взглянуть на его судьбу и творческие способности. Тем не менее, меня мой друг более всего впечатлил другими сочинениями – двадцатью шестью новыми марийскими сказками! Впрочем, об этом литературном подвиге русского человека я уже писал.
А обращаюсь к прошлому потому, что в планах у Свистунова были еще более серьезные деяния во благо полюбившегося ему народа: по выходе на свободу он сообщил (в том числе мне), что собирается написать настоящую «Историю марийского народа». Поскольку к тому времени мне были известны, как минимум, еще двое русских, живущих в РМЭ, которые имели ту же цель, то я не удивился. Дело в том, что за постсоветские десятилетия русскоязычные жители республики, вольно или невольно впитывая добытые из-под спуда новые знания о марийцах, наконец-то заинтересовались нами всерьез. Потому что оказалось: есть из-за чего… И у некоторых почему-то возникло подозрение, что сами марийцы до сих пор не знают, не понимают, какими сокровищами – неисследованными историческим пластами они обладают. Значит, надо помочь им личным участием.
Словом, благородный план Николая Юрьевича я не одобрил, хотя дал знать об этом вскользь, опосредованно. Убежден, на сегодня только марийские интеллектуалы – ученые и просветители (исключение составляет, разве что, историк Александр Бахтин) готовы по-настоящему глубоко, ментально выверено, без излишней сенсационности – не ради пиара, а на путях поиска истины – говорить и писать о далеком прошлом нашего народа.
Режиссер и гипербореи
Вот почему сразу же после окончания открытого просмотра документального фильма Инессы Куляжевой «Мой путь к Юмо», состоявшегося в кинотеатре «Октябрь» 25 апреля, мне сразу же захотелось на свежий весенний воздух. Может быть, еще и из-за того, что относительно вместительный зал был полон зрителей.
Постараюсь высказаться без излишних подробностей. Итак, кто такая Инесса Куляжева, автор и продюсер фильма. Так как сама она не очень охотно говорит о себе – то вот все, что пока удалось узнать. Живет в Казани, имеет дом на станции Илеть, сейчас строится еще один. Последние годы собирала этнографические экспонаты по марийским деревням. Можно говорить о существовании на Илети ее частного краеведческого музея, есть сайт. Один из активных участников фильма, ссылаясь на слова самой Куляжевой, считает, что по национальности она наполовину русская, наполовину – чувашка. Училась в Казанском институте культуры на режиссера, но работала все время в бизнесе. Хорошее сочетание для осуществления культурного проекта, требующего значительных затрат.
Теперь о фильме. Он построен на факте, который по настоящее время оспаривается в ученом мире, что некогда, задолго до нашей эры, существовали гипербореи. Писали о них многие древние исследователи, в том числе и отец истории Геродот, и автор крупнейшего энциклопедического сочинения античности «Естественная история» Плиний Старший. В качестве доказательства, как правило, обращаются вот к этому высказыванию последнего:
«За этими (Рифейскими) горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зим- нем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью Нельзя сомневаться в существовании этого народа».
С Аквилоном все понятно. Это то же самое, что Борей, север, северный ветер. Рифейские горы, которые тянулись с запада на восток, ищут до сих пор. Но все предположения указывают на места и поиски осуществляются в районах, которые в европейской части нынешней России расположены гораздо севернее, чем Марий Эл. Впрочем, для того, чтобы понимать, что ни Геродот, ни Плиний, ни Страбон… не могут служить источником знаний – сведений, фактов – о марийском народе, достаточно просто быть образованным человеком.
И все же я бы не торопился с порога отвергать картину. Она ценна как попытка указать на древние корни, определяющие прошлое исходящего народа, который долго, очень долго был лишен права на, по возможности полную, написанную историю. В фильме заняты уважаемые люди, знания которых мною не ставятся под сомнение. Они – ученые Галина Шкалина и Валерий Патрушев, многолетний исследователь прошлого марийцев посредством глубокого анализа языка Виталий Танаков – придают сверх всякой меры романтизированному повествованию весомость, раздумчивость, достоинство. Их краткие монологи, идущие вкраплениями по всему фильму, привносят ту основательность, без которой картина предстала бы лишь то и дело повторяющимися кадрами моления в Священной Роще, постановочными сюжетами, громогласными утверждениями закадровым голосом, идущими по экрану цитатами упомянутых и других древних греческих и римских ученых…
Импульс для молодежи
Сошлюсь на высказывание моего давнего друга, доктора культурологии Г. Е. Шкалиной: – Фильма я не видела, но Инесса Андреевна часто звонила мне и консультировалась. Из процесса общения чувствую излишнюю романтизацию всего того, о чем рассказано и показано в фильме. Но если оглянуться вокруг – в христианстве и исламе этого тоже предостаточно. Может, это лучше, чем самоуничижение народа или шовинистическое представление о нем как об этнографическом материале? Или еще хуже… Что касается вопроса о пользе от фильма, то, возможно, он станет хорошим импульсом для марийской молодежи в самопознании, самоосознании, самоутверждении. Им, молодым людям, нужна историческая романтика.
Как видите, в главном мы с Галиной Евгеньевной сходимся.
Перед началом фильма его создательница благодарила спонсоров и актив марийской молодежной организации «У вий» («Новая сила»), благодаря которым и состоялся показ для массовой аудитории. В связи с этим вот о чем еще я подумал, шагая по почти пустым городским улицам. А ведь эти молодые люди, за кем будущее народа, и сами могли бы отснять нужные кадры (вовсе не сложные), озвучить их гораздо большим кругом интеллектуалов из ученого мира, из деятелей культуры и искусств… Получилось бы и основательней, и правдоподобней.
И тогда на фестивалях и конкурсах – в том числе на тех по 2022 год, куда Инесса Куляжева уже заявила свою работу, – могли быть представлены версии, скажем так, национального производства. Она же презентует свою картину (сужу по строке в титрах) как ее «подарок человечеству» и заявляет (в выступлении перед зрителями), что хотела б, чтобы о марийцах в мире судили по ее фильму. Извините, но на это комментариев не находится даже у меня.
Автор статьи: Герман Пирогов.
https://www.marpravda.ru/news/religiya/o-filme-moya-doroga-k-yumo/