Отмечаемый в июне День друзей стал поводом для беседы с давним другом нашей редакции Василием Воробьевым
Романтик, режиссер, лауреат кинофестивалей, автор пронзительных сюжетов о человеческих судьбах и характерах… Тяга к их познанию привела Василия сначала в речное пароходство на Колыму, затем на режиссерское отделение Кемеровского института культуры. За минувшие 30 лет он открыл в республике немало самородков, которые снимают любительское кино. Искренность, жизненная правда, поиск ответов на вечные, казалось бы, вопросы – узнаваемый «почерк» Василия Воробьева и тех, кому посчастливилось быть его учениками.
О дружбе и силе характера
Чтобы сделать что- то стоящее, нужна сила характера, способность бросить все, включая сомнения в целесообразности риска, и окунуться с головой в то, что считаешь по-настоящему важным. Эта же сила движет подлинной дружбой. Той, которая встречается нечасто.
– Наша дружба длилась более 30 лет, – рассказывает Василий о человеке, в надежности которого никогда не сомневался. – Познакомились мы в Козьмодемьянске, где я проходил практику от речного училища. Сашке было тогда лет 12, он провожал наш теплоход огромными, распахнутыми в полнеба глазами… И в них была такая отчаянная жажда странствий, что я не удержался, уговорил капитана взять парнишку на борт. Бескрайние просторы Волги, песни под гитару, ощущение причастности к самой замечательной на свете профессии. Сашка с упоением рассказывал об этом родителям, а когда практика завершилась, примчался провожать меня и протянул картонную коробку: «Это на память о нашей семье!» Позже я открыл ее: на дне сверкнул серебряной слезой маленький талисман. Он оберегал не только меня, но и нашу дружбу. Годы спустя мы встретились в Кемерово, затем общение продолжалось в Марий Эл.
«Отчего у тебя до сих пор не застеклен балкон?» – произнес как-то Александр, окинув взглядом аскетичное жилище режиссера. За вопросом последовали решительные действия.
– Ночь, зима, суровый февраль. Слышу тяжелые шаги на лестничной площадке, стук в дверь. Оказалось, Сашка с балконными рамами. Тащил эту ношу на себе по глубокому снегу от поворота на Руэм. Чтобы преодолеть этот отрезок пути, моему другу потребовалось два часа. «А что? – пожал он плечами. – Я остановлюсь, перекурю и дальше несу…» Шли годы. Однажды ранним утром раздался телефонный звонок. Надеялся услышать голос друга, но ошибся, звонила его жена: «Саша погиб». Казалось, в это мгновение мир перестал существовать…
О надежном плече
С отличием окончив речное училище, Василий получил направление в Московское пароходство. Но им руководил не поиск «тихой гавани», а желание испытать себя на пределе возможностей. Там, где в условиях Крайнего Севера ярче всего проявляется человеческая натура. Выбрав работу в Колымском пароходстве, он прошел путь от рулевого до капитана, много фотографировал, писал рассказы и статьи для местных газет.
Как это важно – знать, что рядом надежное плечо товарища, он постигал на 56-градусном морозе, вместе с бригадой речников освобождая баржу из ледяного плена.
– На лютом холоде железо ломается, как пряник. Нужно действовать дружно, в унисон, поднимая ручными домкратами многотонную громадину на высоту, необходимую для ремонта корпуса, – рассказывает Василий Воробьев. – Так на этом субботнике мы «заработали» на форму для флотских хоккеистов. А потом, узнав, что отец одного из парней прикован к постели, собрались вместе и отремонтировали ему квартиру.
Среди помогавших с ремонтом добровольцев был и уроженец Чувашии, которого Василий в свое время отстоял, не позволив исключить из комсомола.
О преодолении
Накопленный материал не давал покоя. Кардинально изменить свою жизнь в 30 лет, поступить в институт, стать режиссером – неожиданный поворот. Но только не для Василия Воробьева, способного меняться, оставаясь верным себе. После обучения в Кемерово и работы в киностудии города Юрги он приехал в конце 1980-х в Йошкар-Олу. Работал в Министерстве культуры, отвечая за фото- и киноискусство республики. Одновременно преподавал в колледже культуры, затем в МРМТ, руководил видеостудией, фильмы которой становились призерами различных фестивалей, вплоть до международных. Но это было позже, а на первых порах специализация, связанная с видеотехникой, прививалась в техникуме тяжело.
– Не горели желанием осваивать предмет и сами студенты, – отмечает Василий. – Они с порога заявили мне, что не будут посещать занятия. «Кто хочет уйти, идите, по трояку поставлю, так и быть», – сказал я без нажима. Такого ответа никто из них не ждал: из любопытства остались.
Творчество завораживает: один из парней снял сюжет про действующую водяную мельницу, другой отправился с видеокамерой на Чукотку, третьему предстояло взять интервью у школьного учителя физкультуры, который стал прославленным канатоходцем. И тут произошло непредвиденное. Во время выступления канатоходец из-за дождя сорвался и сломал руку. Тогда Василий Воробьев предложил своему ученику изменить подход к материалу: вывести на первый план тему преодоления. Фильм получился интересным в плане характера, был удостоен ряда призов на кинофестивалях.
– Иногда лучше отказаться от яркого материала, если он способен причинить боль, – уточняет Воробьев. – Много лет назад я снимал сюжет о первенстве по парашютному спорту. Мое внимание привлек спортсмен, который помогал другим, но сам не участвовал в соревнованиях. Совершив более 300 прыжков, он поставил точку после серьезной травмы. Затрагивать эту тему он не хотел, но желание поделиться наболевшим оказалось сильнее. Смонтировав фильм, я включил в него рассказ бывшего парашютиста. На душе было неспокойно, я понимал: исповедь моего героя не предназначена для чужих ушей, это может помешать его возвращению в спорт. Пришел в студию, вырезал этот фрагмент из готового фильма. Коллеги меня осуждали: «Там же была потрясающая драматургия!» Но я не жалел. А через несколько дней мне позвонил тот самый парень: «Вася, я вернулся к прыжкам! Спасибо». Полагаю, этот подход важен в любой журналистике. Нужно думать о судьбах и чувствах своих героев, принцип, как в медицине: «Не навреди».
О творчестве и не только
Способность действовать и созидать ради других он ценит превыше всего и в героях своих фильмов. Бывший полярный летчик, который из руин поднимает отцовский дом и возделывает на опустевшей земле чудо-сад, деревенская бабушка, которая в свои 70 лет освоила живопись и дарит картины землякам, обустроивший родную деревню фермер… Перечисление можно было бы продолжить.
– Мне близки и созвучны люди, которые дарят свой свет другим. Их объединяет одно общее качество: они – настоящие. Это может выражаться в каком-то отдельно взятом поступке, высказанном мнении, отношении к делу, единственном, нигде не опубликованном стихотворении, которое человек выстрадал всей своей жизнью. Открытие подлинного в человеке – это неизведанная земля, точнее, Зона, как в «Сталкере»: она открывается лишь в ответ нашим сокровенным мыслям.
https://www.marpravda.ru/news/society/terra-inkognita-vasiliya-vorobeva/