Самый новый и современный троллейбус в Йошкар-Оле находится в руках молодой женщины. За рулем желтого исполина, который шустро бегает по десятому маршруту, Елена Смирнова уже два с половиной года. В кабину, рассказывает, села сразу, как новичок пришел в парк.
Свой троллейбус Елена любит, ухаживает за ним и почти лелеет. Он у нее вологодской сборки, марки «Лидер». Очень приметный на дороге. Отличается габаритами, более сложной начинкой и наличием на задней площадке подъемника для перевозки колясочников. Троллейбус в обиду она не дает, не разрешает говорить о поломках, тем более повышать голос в салоне.
«Это знак, пора менять профессию»
- За рулем я 4 года, - рассказывает водитель. – Вообще-то хотела попробовать это давно, а получилось так, что студия, где прежде я работала фотографом, дизайнером и оператором видеомонтажа закрылась. Я и решила: это знак, пора менять профессию.
Впервые за руль она села именно в троллейбусе. Потом уже открыла категорию «В». Говорит, что на учебном троллейбусе наездила раза в 4 больше часов, чем позже на легковом автомобиле с буквой «У», и это, не считая пассажирской стажировки.
От Гомзово до улицы Тельмана и обратно девушка проезжает по 237 километров за смену. За рулем 11 с половиной часов в сутки! Работает два через два дня. Признается - устает.
- У нас все напряжение идет на голову, потому что дорога требует постоянной концентрации внимания, - рассказывает Елена. - Плюс ранние подъемы. К ним, правда, привыкаешь. Я вот очень легко встаю в 3-4 часа утра. Привычка вырабатывается в троллейбусном парке у всех – водителей, кондукторов. Люди просыпаются и на больничных, и в отпусках, и в выходные.
Свою работу тем не менее Елена любит:
- Знаете, это мое. Да, бывает тяжело, но мне тут нравится. Отработал и получил удовольствие. Тем более народ, коллектив очень веселый. В диспетчерской с утра шутки, смех, нет унылых сонных лиц.
- - - - - - - - - - - - - - - - - -
- Вы слышали в свой адрес – вот, водитель-женщина, зачем села? – спрашиваю Елену.
- Как не слышала?! Миллион раз. От тех, у кого нет категории, кто по дорогам не ездит и считает, что это не женское дело. По их мнению, женщина за рулем - курица. Хотя ДТП среди мужчин больше, они более агрессивны. Но тут не от пола зависит, от характера. Некоторым, видно, не дано вообще за рулем ездить, а ездят, хочется.
- - - - - - - - - - - - - - - - - -
Мало не покажется
На дороге Елена не только внимательна, но и аккуратна.
- По крайней мере, я стараюсь быть аккуратной, а как получается – знаете, дорога такая, что и подрезают, и тормозить резко приходится, - делится водитель. – Поэтому я всем знакомым говорю, чтобы в салоне не ходили во время движения, держались за поручни.
Водителей, не всех, конечно – а избранных, Елена называет дикими.
- Некоторые просто вредничают, могут обогнать и перед тобой тормознуть. Не думают, что 12 тонн если заденет, то мало не покажется. В автошколах, наверное, не говорят об этом, - разводит руками девушка.
Бывает, и очень часто, досаждают водители маршруток. Особенно на остановках.
- Они просто-напросто закрывают подъезд, - говорит Елена. – Нам ничего не остается, как высаживать пассажиров, как попало. А ведь мы возим мам с колясками, пожилых людей.
В троллейбус с конфетами
Среди пассажиров, кстати, у Елены есть постоянные. Каждого, признается, она знает в лицо, даже если те об этом и не подозревают.
- У нас есть бабушки, которые катаются по нескольку раз за день, - улыбается девушка, - стоят и «отлавливают» наш троллейбус, хотя график не знают.
Бывает, попадаются и шумные пассажиры, и «на бровях» - таких она выпроваживает с кондуктором. А вот «зайцев» ловить пока не доводилось. То ли око кондуктора зоркое, то ли хитрые не могут сегодня затеряться в толпе.
А бывало, что водителя с кондуктором и с праздниками поздравляли, и даже конфетами угощали. То, правда, на первом маршруте, на десятом - пока ни разу.
- Народ разный ездит, - рассказывает Елена. - Кто-то ведь заходит в салон и говорит, мол, ой, как у вас чисто, тепло, хорошо, ничего не дует! Приятно. Мы же следим за чистотой, промываем салон, я помогаю кондуктору – одному тут тяжело.
- - - - - - - - - - - - - - -
- Таких ремонтников, как в троллейбусном парке, наверное, нет нигде. Они сделают все, чтобы троллейбус поехал. Взять Москву. Рассказывают, что там люди не заморачиваются – приходит новый транспорт, его практически «убивают» за 10 лет и пересаживаются на новый. Наши же отремонтируют троллейбус так, что он вновь едет мягко, ровно, у него вновь хорошая ходовка. Все благодаря нашим электрикам, слесарям! Люди делают больше, чем отведено троллейбусам.
- - - - - - - - - - - - - - -
Пробки и часы пик
Что нужно водителю кроме исправного троллейбуса и пассажиров? Конечно, хорошая дорога.
- Дороги на десятом маршруте терпимые, а вот на 11-м у вокзала – катастрофа, - говорит девушка. – На ГСБ, на Мира так себе. Это в плане асфальта. Он, сами знаете, сегодня есть, завтра его нет. А в плане дорожной обстановки наши проблемные участки в центре. Первомайская, Красноармейская. В Гомзово, вот, каждый вечер пробки. Перекресток Машиностроителей – Суворова в часы пик очень загружен. Что еще? Недостаток есть на повороте с Петрова на Ленинский, там стрелка горит секунд 15, это очень мало. Летом 5-6 машин проходит, зимой – 2-3, а если троллейбус встанет, то все, больше никто не проедет. Ну а в остальном вроде бы все нормально.
https://www.marpravda.ru/news/auto/bryunetka-za-rulem/