В Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которому предлагается ввести новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание».
Документ подготовили члены Совета Федерации Валентина Матвиенко, Ильяс Умаханов, Зинаида Драгункина, Лилия Гумерова, Сергей Фабричный, депутат Госдумы Павел Крашенинников. Проект закона создан для того, чтобы регулировать сферу правовой охраны наименований мест происхождения товаров. Законопроект предлагает ввести в Гражданский кодекс новый объект интеллектуальных прав – «географическое указание».
Авторы документа считают, что продвигать региональные бренды важно, потому как у всех субъектов России есть культурные, географические, экономические особенности, которые могут стать конкурентными преимуществами. А во многих регионах страны есть товары, уникальность которых обусловлена географическим положением и передающимися из поколения в поколение традициями. К таким товарам, к примеру, относятся «Тульский пряник», «Башкирский мед» и другие. Продвижение положительного имиджа каждого региона или города может стать важным источником пополнения бюджетов.
В декабре прошлого года вопрос региональных брендов активно обсуждался на заседании Совета по интеллектуальной собственности. По окончании заседания председатель Совета Федерации поручила сенаторам организовать в субъектах, которые они представляют, работу по выявлению региональных брендов.
Практика показывает, что важным механизмом продвижения территориальных брендов является использование места происхождения товара (НМПТ). Наряду с этим, как полагают сенаторы, вместе с НМПТ в правовом отношении должны быть защищены и географические указания. Сейчас решается вопрос о том, чтобы ввести в правовое поле самостоятельный объект интеллектуальных прав – географическое указание. Главным образом, это обусловлено удобством государственной регистрации такого объекта.
По международным стандартам к товарам с географическим указанием применяются более мягкие требования. Например, НМПТ отличается тем, что при производстве товара, который охраняется НМПТ, все этапы должны проводиться в одном регионе. А если будет введено название «географическое указание», то появятся некоторые послабления. К примеру, при производстве алкогольного напитка, 15% винограда может поступить из другого региона.
В Марий Эл есть хороший потенциал для создания региональных брендов, чтобы продвигать их внутри страны и на международном рынке. Национальная культура и кухня народа мари обладают яркой самобытностью, многообразием блюд и ярких вкусов. Сейчас в нашей республике развивается большое количество туристских направлений, которые привлекают разные категории туристов.
Одним из таких направлений является гастрономический туризм. Большинство блюд относится к категории обрядовых, что определяет их уникальность на гастрономической карте России. Марийская кухня вызывает большой интерес у гостей нашего региона, что является предпосылкой для подачи заявки на регистрацию НМПТ.https://www.marpravda.ru/news/gorod/v-rossii-predlagaetsya-vvesti-novyy-obekt-intellektualnykh-prav-geograficheskoe-ukazanie-/