Музей керамики Игоря Стрельникова появился в Йошкар-Оле полтора года назад. И сегодня он известен, наверное, каждому жителю Йошкар-Олы, да и многих уголков России. Мастерская переживает нелегкие времена. О том как «выжил» гончарный уголок в марийской столице после ухода из жизни создателя мастерской рассказала директор Музея керамики Елена Грубова.
Улыбчивый человек в оранжевом фартуке
Елена Грубова – художник, педагог, мастер по технике батика. К тому же красивая, яркая брюнетка и любимая женщина мастера Гоши. Лена появилась на пороге музея ровно через две недели после его открытия, 28 января 2017 года. Йошкаролинка по рождению, она только приехала из Италии и подыскивала работу. Подруга подсказала, что в гончарной мастерской требуется художник.
- Я созвонилась с Гошей и договорилась о встрече. Прихожу в музей, и тут появляется улыбчивый человек в оранжевом фартуке, если честно, мое первое впечатление было: что за клоун вышел, - смеется Лена. - А он, как потом выяснилось, подумал про меня: какая напыщенная фифа в норковой шубе. Я рассказала, что приехала из Италии. А Игорь про себя подумал: видали мы таких из Италии. Вот так мы и познакомились.
Игорь Стрельников присматривался к Лене недолго, первая же ее работа мастеру понравилась. Это был колокольчик, который художница расписала цветами лаванды, он до сих пор « живет» у Лены дома, как память о первой встрече с добродушным и веселым мастером Гошей. Через три дня после знакомства Лена стала работать художником в гончарной мастерской.
- У Игоря глаза горели, он был очень вдохновленный, он мне все показывал, говорил про мастерскую, про экспозицию, рассказывал о планах, - говорит Лена. – Музей, вообще, создавался очень интересным образом, Гоша сам ездил по России, собирал изделия у знакомых керамистов: кто-то дарил свои работы и старинные экспонаты, у кого-то он их покупал. Коллекция собиралась разными путями.
Творческий тандем
Музей Лену впечатлил сразу, но некоторые моменты в концепции залов художнице не понравились. Например, стеллажи, заполненные большим количеством сувенирной продукции, небольшие недоделки.
- Люди приходят в музей за впечатлениями, а тут - обычные сувениры. И я посоветовала всю эту продукцию перенести в лавку, а здесь выставить экспонаты, которые будут интересны гостям, которые люди нигде больше не увидят и придут к нам, чтобы на них посмотреть, - рассказывает Лена. - Это было мое мнение как художника, пришедшего со стороны, со свежим взглядом. Гоша был человеком очень лояльным и прислушался ко мне. Игорь говорил: «Я всегда всех выслушиваю, а потом сам принимаю решения».
Идеи, которые возникали у Елены по обустройству мастерской, были действительно интересными, и вскоре Игорь начал советоваться с новой сотрудницей буквально по всем вопросам.
- У нас возник настоящий творческий тандем, - вспоминает Лена. - Мы друг друга понимали настолько, что он начинал говорить фразу, а я ее заканчивала. У нас идеи возникали буквально из ниоткуда.
Вместе Игорь с Леной начали создавать настоящие шедевры, которые вмиг раскупали. Правда, некоторые изделия они оставили на память. Так, в Музее керамики на одном из стеллажей стоит замечательное блюдо, на котором изображены две летящие красные птицы на фоне солнца.
Две половинки
Вскоре Гоша предложил художнице обустроить музей на свой вкус. И все оживилось, стало продаваться, начали приходить люди. А позже действующий на тот момент директор Наталья собралась уезжать из Йошкар-Олы.
- Наташа тогда сказала, что не видит лучшей замены себе. Это произошло в течение месяца после моего прихода в музей. Мне было страшно, потому что я вообще не люблю все эти административные дела, я человек творческий, - улыбается Лена. - Но Гоша меня успокоил: не бойся, мы будем вместе. И тогда у нас очень быстро все начало развиваться поступательно наверх. Мы горели, как две зажигалочки. Проводили экскурсии, мастер-классы.
Кстати, у Игоря и Лены сложился и личные отношения.
- Я тогда поняла выражение «две половинки друг друга». Он меня чувствовал. Часто делал какие-то безбашенные сюрпризы, - вспоминает художница.
«Малыш» остался без родителей
Правда, были у пары и ссоры, как раз во время одной из них Елена ушла из музея. Это было в декабре 2017-го. Но долго друг без друга Лена с Гошей находиться не смогли – помирились. И даже собирались пожениться, два обручальных кольца до сих пор хранятся у Елены.
А 12 февраля 2018 года Игорь трагически ушел из жизни. Это был шок для всех, кто его знал. Елена вернулась в музей в качестве директора сразу после гибели Игоря Стрельникова.
- У меня было ощущение, что музей - это маленький ребенок, который остался без родителей, - говорит Лена.
Новый коллектив
- Сначала было очень тяжело. Первое, что бросилось в глаза - настрой людей, - рассказывает Елена. - Игорь последние месяцы работал в мастерской на заводе и в музее практически не бывал. Когда я вернулась сюда, у меня сложилось впечатление, что здесь площадка для зарабатывания денег. Как будто работникам было все равно, что получают люди, дети. Было ощущение конвейера.
Поэтому Лена первым делом наняла новых сотрудников. Единственный, кто остался из прежнего коллектива, - гончар Петр, один из первых учеников Гоши.
- Сейчас случайных людей здесь нет, весь коллектив творческий, нацеленный на прогресс, - говорит Елена. - Гости замечают, что поменялась атмосфера, вновь стало здорово. У нас сейчас расширились мастер-классы, появились новые глазури, которыми можно делать потрясающие дизайнерские вещи. Период, когда все просто наблюдали - потонет этот корабль или нет, и говорили, что музей умрет, закончился. А мы в это время поднимали наш «гончарный уголок». Сейчас ситуация более-менее выровнялась, и к нам пошли люди, которые хотят заниматься творчеством, туристы, которые уезжают от нас с восторженными откликами и пишут нам потом сообщения, как было круто.
Музей пошел вразнос
Правда, до этого пришлось решить еще и целый ворох финансовых проблем. У Гоши были кредиты, оформлены они были на него лично, а не на мастерскую, поэтому хотя бы здесь проблем не возникло. Но был долг по ремонту, были неурядицы, о которых художница не очень хочет вспоминать.
Было и еще одно очень неприятное испытание. Когда музей после «ухода» Игоря находился в подвешенном состоянии, все, кто считали нужным, приходили и забирали оттуда все, что хотели. Экс-супруга Игоря увезла раскаточный стол для мастер-классов, Гошин ножной электрический гончарный круг, экспозицию настенных тарелок. В музее практически не осталось ничего ценного.
- Когда я встала на защиту собственности музея, бывшая жена Игоря мне ответила: "Это все мое". Хотя я знаю, что станки Гоша приобретал на президентский грант, - вспоминает Елена. - Неприятно было, и когда на следующий день после похорон Гоши приехал наш знакомый и забрал лавочки, которые стояли у нашего здания. Он когда-то их сделал для нас. Настолько это было некрасиво, бесцеремонно и подло.
«Союз четырех»
Правда, рядом с Леной оказались и порядочные люди, которые в добрую память о Гоше откликаются и помогают чем могут.
Друзья Игоря открыли некоммерческую общественную организацию «Центр керамики Марий Эл», в которую собственно и вошел музей. Лена в шутку называет ее «союз четырех». В состав НКО вошли четыре человека: Елена Грубова, друг Гоши Алексей Шутылев, подруги Ольга Кислицына и Ирина Протасова, юрист, которая и помогла все оформить и воплотила этот замысел. Перед смертью Игорь с этой идеей обращался именно к ней.
- Я очень рада, что мы сделали все, что хотел Гоша. У него были планы по открытию НКО, - говорит Лена. - Но, если честно, мы все еще очень нуждаемся в помощи. Центр планирует делать упор на просветительскую работу, рассказывать о развитии ремесел. Поэтому мы рассчитываем на поддержку правительства, на президентские гранты, чтобы мы могли дальше продвигать и развивать музей. Нам нужны новые материалы. Сейчас существует очень много направлений и технологий, и было бы хорошо направлять по обмену опытом наших гончаров в другие мастерские и студии для обучения, и наоборот.
Кстати, в обновленном музее побывал и министр культуры Константин Иванов.
- Константину Анатольевичу у нас понравилось, - говорит Елена. – И он дал добро на наше дальнейшее развитие, так что Минкульт нас тоже поддержал.
Добрая память о «солнечном» мастере
Игорь Стрельников был человеком, который заряжал энергией всех вокруг. Он говорил: "Дети – это самые светлые, добрые и непосредственные создания". Гоша часто работал с ребятами с ДЦП, инвалидами, очень многое им отдавал и считал, что таким образом продлевает им жизнь. За детские улыбки мастер Гоша готов был сделать все.
- Я очень рада, что нам удалось по-новой запустить это «колесо», - говорит Елена. - Очень важно, чтобы музей, как Игорь и хотел, приносил радость людям. Гоша не видел его, как коммерческий проект, он видел его как площадку для развития детского творчества, как клуб по интересам для взрослых. Он мечтал, чтобы у нас любой человек мог воплотить свои творческие таланты.
Сейчас в Музей керамики Игоря Стрельникова приходят туристы, увлеченные люди, дети. А в холле мастерской до сих пор есть целая стена с яркими стикерами-сердечками, на которой маленькие гости мастера Гоши когда-то оставляли ему свои пожелания, писали о своих впечатлениях и благодарили «солнечного» гончара.
https://www.marpravda.ru/news/yvlechenija/muzey-keramiki-igorya-strelnikova-v-yoshkar-ole-poluchil-vtoruyu-zhizn/