Елена Горбань в хоре Orfeón Pamplonés на сцене Мариинского театра. Кадр из видео Diario de Navarra.
Лену Горбань, когда-то пригласили в школьный хор просто, потому что там не хватало ребят. Сегодня - Елена участница симфонического хора «Орфеон Памплона» в Испании, девушка поет на многих сценах мира и даже выступает с маэстро Валерием Гергиевым. О любимой работе и жизни в Испании Елена рассказала «Марийской правде».
В Йошкар-Олу, несмотря на плотный график и многочисленные гастроли, Елена Горбань приезжает два раза в год, навестить родителей и друзей и вдохнуть родной воздух. Вот и сейчас вокалистка приезжала домой на неделю, а заодно навестила редакцию «МП». Невероятно улыбчивая, с искрящимися глазами, очень открытая для общения Елена сразу расположила к себе.
Голос не пропал
Лена Горбань родилась и выросла в Йошкар-Оле. Окончила Музыкальное училище имени Палантая, а заодно Марийский педагогический институт, факультет дошкольной педагогики и психологии.
- Я вокалистка и для меня музыка – это все. Но почему-то раньше у меня был страх, что я могу потерять голос, и будет необходимо другое образование, - смеется Лена. - Для меня таким не очень хорошим примером послужила оперная певица Мария Каллас. Когда она перенесла огромный стресс, то не смогла больше петь. Поступив на педагогику, я просто решила подстраховаться.
Однако голос у Елены не пропал и сразу после института девушка начала работа в Театре оперы и балета имени Эрика Сапаева, в хоре. Участвовала в постановках «Акпатыр», «Алдияр». Хористка пела и на марийском языке, и на русском, оперные произведения - на итальянском. Лена с большой благодарностью вспоминает и Музыкальное училище, и театр.
- У нас в Марий Эл отличная школа для вокалистов и артистов. Наше музыкальное училище дает очень хороший фундамент. Мне есть с чем сравнивать. Я считаю, что стоит учиться у нас. Это потом можно выбирать климат, город, а азы надо получать в нашей республике. Например, те произведения, которые мы учим сейчас, а симфонический хор – это в основном духовная музыка, перекликаются с произведениями, которые мы пели в училище. И это мне это очень помогает.
В театре надо иметь толстую кожу и острые зубы
В Театре оперы и балета Елена проработала два года. А потом девушка вышла замуж и уехала в Хабаровск. Но там, к сожалению, не оказалось оперного театра, и Лена поступила в Театр музыкальной комедии.
- Первоначально меня также взяли в хор, и я отработала в этом статусе два года, а потом в наш театр приехал новый режиссер Борис Кричмар. И он, видимо, рассмотрел во мне потенциал и начал давать сначала небольшие роли в сказках, а потом и в мюзиклах. Он говорил: ты живая, настоящая, поешь чисто, - рассказывает Лена.
Но переходить в солистки было нелегко, потому что в театре уже был сплоченный коллектив, а это большой живой организм. И, конечно, как и во многих творческих командах, был очень силен дух конкуренции.
- Там надо было иметь толстую кожу и в отдельных случаях острые зубы, потому что в театре 300 человек, и после твоего дебюта каждый подойдет и сделает тебе замечание, особенно если тебя выдвинули из хора и дают солирующие роли. Одно дело, если ты уже пришла солисткой с консерваторским образованием, и другое, когда тебя выбрали из всех, - говорит певица. - Там была такая психология - про хорошее скажут редко, а если что-то не получилось – держись! К счастью, после моего дебюта плохих отзывов было не очень много. К тому же я могу за себя постоять, если надо ответить, потому что в театре, как и в жизни, без этого никак.
Без малого семь лет Елена покоряла сердца хабаровской публики. Были и постоянные зрители, и цветы, режиссеры отмечали работу молодой певицы. Но суровый климат – холод и ветер, не лучшим образом сказывались на голосе, поэтому Елена вернулась в Йошкар-Олу. Правда, возвращаться в театр девушка не захотела, потому что на тот момент ее не очень устраивала финансовая сторона работы.
«Орфеон Памплона»
Немного передохнув и погостив у родителей, певица по приглашению школьной подруги Светланы отправилась в город Памплону. Первое время Елена ездила в Испанию, как турист - отдыхала, жила у Светы. А потом узнала, что там есть симфонический хор «Орфеон Памплона», которому в этом году исполнился 151 год. Кстати, в феврале 2018-го в Мадриде хору вручили золотую медаль за вклад в искусство Испании. И это первый испанский коллектив, который был приглашен Валерием Гергиевым на «Белые ночи» в Санкт-Петербург в этом году.
- Я сначала ходила на их концерты, «заражалась» атмосферой хора, но работала с детьми. Преподавала русский и литературу в смешанных семьях. В процессе работы с ребятами сама учила испанский язык, он для меня оказался очень сложным, там трудная грамматика. В школе я изучала английский и немецкий, но с языками я не очень «дружила», - признается Елена. – Хотя сейчас приходится учить английский, потому что на репетициях все общаются как раз на нем.
Когда Лена полностью адаптировалась в Испании, она позвонила в хор.
- Я, если честно, думала, что будет легко, пригласят, быстро прослушают и все. Потому что Испания – все-таки не симфоническая страна, как, например, Германия и Австрия, - говорит Елена. - Но в результате все оказалось не так просто. Мне на электронную почту прислали пять произведений на пяти языках. На подготовку - неделя. Одно произведение пять листов. А нужно же, чтобы музыка легла на слух. У меня даже не было времени растеряться! Подключила друзей - консультировалась с теми, кто знает иностранные языки. И самое интересное, что учеба там никогда не заканчивается, я уже год пою в хоре и постоянно чему-то учусь. Мы постоянно сдаем экзамены - и при поступлении в хор, и в течение года, и в конце сезона.
При этом «Орфеон Памплона» - это не работа в общепринятом понимании, это ассоциация, но времени творчество занимает порой даже больше, чем основной труд певицы.
- Хор мне не приносит доход, меня «кормят» уроки вокалом с детьми и взрослыми, - рассказывает Елена. - Это больше престиж и самореализация. «Орфеон Памплона» - это визитная карточка города. А если ты неместная, то это вообще очень круто. Кстати, я там единственная иностранка.
Знакомство с маэстро Валерием Гергиевым
Фото из архива Елены Горбань.
Удивительно, но именно на испанской земле Елена познакомилась с Валерием Гергиевым. Первая встреча певицы и известного во всем мире русского дирижера произошло, когда маэстро с Мариинским оркестром приезжал в феврале этого года в Памплону дирижировать «Александра Невского». А после совместного выступления директор хора представил Елену русскому дирижеру.
Следующая встреча певицы и маэстро произошла уже в Санкт-Петербурге. «Орфеон Памплона» выступал в Мариинке вместе с оркестром театра, дирижировал хором тогда также Валерий Гергиев. Испанский хор приехал в северную столицу по приглашению маэстро.
- К таким выступлениям мы готовимся очень интересно. Например, хор - в Испании, дирижер и оркестр – в России, а солисты – вообще, где-нибудь в Америке. А перед выступлением у нас только одна репетиция, - рассказывает Елена. - Поэтому, когда мы готовимся к концертам, мы поем под оркестр в записи, слушаем его в наушниках. И это очень сложно, поэтому, отработав один год в хоре, мне кажется, что в музыкальном плане прошло лет пять.
О жизни
- Я сейчас свободна, как говорят в Испании, – «свободная золотая», то есть считается, что пока я наслаждаюсь жизнью. И это действительно так. Я сейчас счастлива, у меня есть русские подруги, любимая работа, есть испанские друзья. Я могу себе позволить приезжать в Йошкар-Олу два раза в год, навещать родителей и друзей.
О критике
- Если это объективная критика, и в театре ко мне подойдет авторитетный артист с большим опытом и даст совет, то я обязательно его выслушаю. Но, как правило, такие люди не критикуют, потому что они знают, какой это тяжелый путь. А те, кому ничего «не светит», любят поддать жара, чтобы расшатать землю под твоими ногами, ты опустила руки и уступила дорогу им.
О семье
- Сейчас моя семья – это хор. У нас там такая атмосфера – мы приходим и говорим друг другу: привет, семья! Но в будущем я бы хотела иметь и мужа, и детей.
О работе
- Я никогда не боялась выходить на сцену, потому что это мое. И я всегда говорю подругам: занимайтесь своим делом. Потому что когда ты любишь свою работу, ты не понимаешь, что устала, ты не делаешь усилий над собой. Я прихожу домой из хора в 10-11 часов вечера, но меня это не утомляет.
Что восхитило или удивило Елену в Испании:
- Праздник Сан-Фермин. В это время все одеваются одинаково – белая одежда, красный пояс и красный галстук. Даже животных так наряжают. Это неописуемое зрелище. Именно в Памплоне с 6 по 14 июля проходит знаменитый на весь мир забег быков.
- Восхитил климат. Памплона находится на границе с Францией, недалеко Атлантический океан, Пиренеи, едешь по серпантину – пейзажи только и успевают меняться. Это очень красивые места.
- Общество. Город там, как один организм, у них такой менталитет, что они живут с огромным желанием во всем помогать друг другу. Если, например, семья состоятельная, особенно, если дети выросли, и пара уже живет одна, то они обязательно возьмут на попечение бабушку из дома престарелых, у которой нет родственников. Будут ее посещать по субботам, оформят опекунство. Если испанцу дадут отпуск - два месяца, один из них он обязательно посвятят «Красному кресту», волонтерству. То есть там люди хотят уравновесить жизнь, причем не только в финансовом плане, но и в душевном.
- Люди всегда улыбаются и общаются даже с незнакомыми. Заходят в автобус или в магазин - здороваются с водителем или кассиром.
- Автомобилисты ведут себя на дорогах очень доброжелательно. Все друг друга пропускают, пропускают пешеходов и обязательно благодарят за это. По городу ходишь, как по деревне. Тебе не надо все время быть настороже, если есть пешеходный переход, ты идешь и не опасаешься. Поэтому у них очень мало аварий. Правда, это не только уважение, но еще и огромные штрафы.
- Семейный уклад. С малышами чаще гуляют папы. Например, часто вижу, гуляют два друга, и оба с маленькими детьми. Или мама идет, разговаривает по телефону, отдыхает, а папа развлекает малыша.
- Феминизм. Испанские женщины за это боролись десятки лет. Правда, есть у феминизма и обратная сторона медали. Женщине никто не откроет дверь, никто не подарит цветов, и даже тяжелую тумбу она будет двигать сама. Только мужчины старой закалки, которые хотят чувствовать себя джентельменами, все - таки делают женщинам приятные сюрпризы.
https://www.marpravda.ru/news/religiya/ispolnenie-zhelaniy-solo-i-s-orkestrom/