С полной уверенностью можно сказать, что любителям и ценителям театрального искусства, живущим в Марий Эл, очень повезло: наша республика по праву считается одной из самых театральных республик России. Помимо шести профессиональных, у нас работает более двадцати народных театров, история которых насчитывает ни одно десятилетие. Среди них особое место занимает театр-студия «В старом доме».
В начале славных дел…
Театр-студия в «Старом доме» появился в Йошкар-Оле в 1964 году. Сначала он назывался народным Театром юного зрителя, а после того, как в 1989 году переехал в подвал старого жилого дома на улице Волкова, обрел имя, под которым известен и по сей день — театр-студия «В старом доме». Именно здесь было поставлено и сыграно немало замечательных спектаклей, именно здесь коллектив пережил непростое время мрачных 90-х, когда людям было не до походов в театры, ни в профессиональные, ни тем более в любительские.
А начиналось все в далекие 60-е, когда дух романтики, свободы, навеянные «оттепелью», закружил влюбленных в литературу и театр людей совершенно разных профессий и объединил их в один творческий коллектив. В 70-80-х случился просто театральный бум. Тогда в труппе насчитывалось почти 80 артистов! И интерес зрителей именно к любительскому театру был колоссальный! Многие йошкаролинцы до сих пор вспоминают спектакль «Ромео и Джульетта», поставленный Тамарой Максимовной Тирацуян, которая возглавляла труппу с 1975 по 1981 год. Тысячный зал «тридцатки» был полон. Лишние билеты спрашивали еще на улице! К сожалению, спектакль показали всего несколько раз: невозможно в любительском коллективе часто собирать на сцене одновременно более 50-ти актеров. Ведь и «Монтекки», и «Капулетти» большую часть своего времени работали врачами, инженерами, учителями. В 2000-х интерес к театру вернулся после затишья 90-х годов, в коллективе появились молодые актеры, а на спектаклях – новые зрители. За годы существования театра «В старом доме» у него было несколько режиссеров. Это люди, объединенные огромной увлеченностью Театром, но совершенно разные по своей сути, поэтому история коллектива справедливо делится на времена Григорьевой, Павлова, Тирацуян, Юнганс, Булавинцевой... Сегодняшний день этого народного театра неизменно связан с именем Татьяны Васильевны Булавинцевой, режиссером-постановщиком всех спектаклей, педагогом, рачительной хозяйкой и главой семейства под названием «Театр-студия «В старом доме».
Не случайный выбор
С самого раннего детства Таня Булавинцева была связана с волшебным миром театра. Ее мама работала сначала актрисой Республиканского театра кукол, затем там же в мастерской по изготовлению кукол. Девочка много времени проводила у мамы на работе, и процесс рождения Петрушки, Лисенка, Принцессы или Серого Волка казался ей сказочным превращением. Потом мама стала руководителем детского Театра сказки во Дворце пионеров, и подросшая Таня начала там играть, увлеченно осваивая азы актерского мастерства. Но после школы судьба сделала крутой поворот, и девушка стала студенткой… биофака МарГУ. Потом недолго была освобожденным комсомольским работником, и как бы сложилась ее жизнь в дальнейшем, теперь можно лишь гадать, если бы не предложение старого знакомого.
- Мне было 28 лет, когда мой хороший друг Анатолий Павлов предложил мне работать заведующей постановочной частью в народном ТЮЗе, где он тогда был режиссером, - вспоминает Татьяна Васильевна. - Я сразу же согласилась, ведь это был театр! Пусть и любительский! Я и костюмы шила, и помогала реквизит готовить, и организационные вопросы решала. Работы было много, но я быстро поняла: выбор этот неслучайный. Я наконец-то нашла то, чем хочу заниматься!
По зову сердца
Первым спектаклем Булавинцевой-режиссера стала постановка «Сентиментального шоу для месье». С него начался творческий путь Татьяны Васильевны, путь по стране, живущей по своим правилам, своим законам и со своими особенностями.
- Специфика народного театра в том, что сюда приходят люди исключительно по зову сердца,- говорит Татьяна Булавинцева. – У них разный возраст, разные профессии, разный социальный уровень, но они все влюблены в театр, хотят самовыражения, которого достигают перевоплощением в того или иного персонажа. В народном коллективе актер – создатель, творец! Без его инициативы, воли, активности ничего не получится! Я убеждена, что способность к игре, в широком смысле этого слова, есть у каждого человека! Просто одному нужно времени чуть больше, чтобы раскрыться, а другому чуть меньше. Поэтому у нас никогда не бывает кастингов, мы принимаем в свой коллектив абсолютно всех желающих. Но надолго остаются с нами только те, кто понимает серьезность того, чем мы занимаемся. Конечно, каждый режиссер создает свой театр. Выбор репертуара во многом зависит от его взглядов на мир, от его жизненных приоритетов. Хотя, безусловно, когда я подбираю пьесу, то отталкиваюсь еще от количественного и качественного состава нашей труппы. Поэтому, например, не буду ставить «Виндзорских насмешниц», потому что у меня нет Фальстафа, или «Ромео и Джульетту», потому что действующих лиц там много. Но, к счастью, таких ограничений у меня мало.
Но если ограничений при получении ролей в театре нет, то в остальном их предостаточно. Актеры же все делают сами! Мастерят декорации, красят, пилят, прибивают. Придумывают и шьют костюмы тоже в основном сами. Поэтому во всем присутствует минимализм, а если учесть, что средства на существование театра появляются исключительно от продажи билетов, то часто некоторый реквизит актеры и режиссер приносят из дома. Но никто не сетует на жизнь! Потому что всем тут интересно!
- Увлеченность и заинтересованность – это главное в нашей работе,- делится Татьяна Васильевна Булавинцева. - Все должны быть вовлечены в репетиционный процесс. Поэтому мы готовим к премьере всегда сразу два спектакля. Так было и в прошлом сезоне, когда выпускались «Пер Гюнт» и «Фантазии Фарятьева». Совершенно разные спектакли! Но зрительскую признательность получили оба. Интерес актеров к своей работе всегда заметен, ведь в камерном театре невозможно скрыть от зрителя неискренность, фальшь, скуку.
Три раза в неделю учителя, юристы, продавцы, инженеры, врачи, офицеры МЧС приходят во Дворец культуры имени ХХХ-летия Победы, где уже несколько лет обитает театр-студия «В старом доме», чтобы на время оставить за дверями репетиционного зала свои повседневные заботы и погрузиться в увлекательный мир театра, полный чудных открытий и немыслимых откровений. Такую драматургию жизни они себе выстроили. А может быть и Вы захотели попробовать? Тогда присоединяйтесь!
https://www.marpravda.ru/news/religiya/rezhisser-yoshkarolinskogo-narodnogo-teatra-v-starom-dome-u-nas-nikogda-ne-byvaet-kastingov/