Анна Деркач — ведущая актриса русской труппы Республиканского театра кукол. Этой хрупкой девушке прекрасно удаются и виртуозное управление куклами в спектаклях для детей, и яркие драматические роли в постановках для взрослой публики. Она талантлива, трудолюбива, решительна и бесконечно влюблена в свою профессию.
От писательницы к актрисе
Аня родилась в Йошкар-Оле. Ее родители отношения к искусству не имели, но рано поняли, что их старшая из трех дочерей – ребенок творческий и крайне самостоятельный.
- Я уже лет с пяти пыталась сама решать свои детские проблемы,- вспоминает Анна Деркач. – Для меня тогда было главным – ни в коем случае не расстраивать мамочку. А еще я очень много читала и хотела стать писательницей! Писала сказки и даже одну пьесу сочинила. Во втором классе учительница разрешила мне в качестве поздравления с 23 февраля поставить спектакль по моей сказке! Это был, кстати, кукольный спектакль. Я принесла из дома все свои игрушки, мы с девчонками соорудили ширму, распределили роли и сыграли. Это был мой первый театральный опыт. С него-то, пожалуй, все и началось.
После школы Анна мечтала поехать в Санкт-Петербург учиться на драматическую актрису, но в итоге поступила в республиканский колледж культуры и искусства и ни разу об этом не пожалела.
- Мне всегда везло с педагогами,- продолжает Анна. – Наш курс вела Татьяна Валентиновна Лядова. Она очень много нам дала и как преподаватель, и как человек. Мы сутками пропадали в колледже, мечтали о своей студии и своем студенческом театре.
На четвертом курсе у будущей актрисы состоялось первое знакомство с театром кукол: Аню пригласили поучаствовать в спектакле «Как пройти в Вифлием». Эта работа заставила девушку изменить свое отношение к профессии актера-кукольника. Оказавшись по другую сторону рампы, она поняла, что театр-кукол – это серьезно.
- Я тогда впервые почувствовала, что кукла – нежное, трепетное существо, - говорит Деркач. – Она буквально оживает в руках артиста, становится твоим партнером, и это волшебство нельзя сравнить ни с чем.
Из-за ширмы на авансцену
Но даже после такого яркого открытия Анна не торопилась отказываться от мечты стать драматической актрисой и после окончания колледжа уехала работать в русский театр в Бугульму. Но там ее накрыла внезапная хандра, спасением от которой стало скорое возвращение в родную Йошкар-Олу.
Здесь опять перед Аней распахнул двери театр кукол, в труппу которого молодая актриса вошла, полная надежд и решимости досконально овладеть профессией.
- Кукловождением со мной много занимался наш артист Виктор Семенович Голованов,- вспоминает Анна Деркач. – Спасибо ему за терпение и мастерство. Сначала было очень непросто. Физически. Тростевые куклы самые тяжелые, марионетки тоже непростые. Пальцы и спина немели дико! По неопытности иногда казалось, что могу бросить куклу. Но тут выручали партнеры. Партнеры в театре кукол – это самое важное, без них - никуда. Трость может запутаться, зацепиться. Помощь коллег при этом неоценима. Управлять куклой можно учиться всю жизнь.
Именно это желание привело Анну в Санкт-Петербургскую академию искусств, которую она закончила уже как дипломированная актриса кукольного театра. Хотя интерес к драматическим постановкам у Деркач тоже не пропал.
- В Питере я увидела спектакль «Прекрасное далеко», - рассказывает Анна. – Мне очень захотелось, чтобы и в нашем театре его поставили. На тот момент у нас в труппе было несколько драматических актеров по первому образованию, руководству театра моя идея тоже понравилась, поэтому все сложилось удачно, и «Прекрасное далеко» стал первым драматическим спектаклем в театре кукол. Это было здорово! Я – за универсальный театр!
Без мистики и страха
В плане универсальности театру кукол в республике пока нет равных. Поэтому неудивительно, что именно на его сцене с большим успехом идут «Жак и его слуга», «Прозоровы. Эпитафия», «Панночка». И неудивительно, что актриса Анна Деркач в каждом из них исполняет одну из главных ролей.
- Все мои героини очень разные, - делится Анна. – Но я стараюсь каждую из них понять, оправдать, пожалеть, в конце концов. Без этого роль не получится. Ирину из «Прозоровых» жаль за ее неспособность любить, Панночку жаль за то, что ее могла спасти любовь, но не спасла. Персонажи мои – фигуры неоднозначные, эмоциональные, требующие от меня, как актрисы, колоссальных энергетических затрат. Про «Панночку» хочу еще сказать, что никакой мистики, никаких страхов, суеверий у меня со спектаклем не связано! Я человек верующий, поэтому не суеверный.
После каждого такого спектакля Ане обязательно нужен «день тишины», в который она мало общается и много слушает музыку. Близкие уже давно знают, что в это время к ней лучше не приставать с вопросами. Так же, как во время работы над новой ролью. Как говорит про себя артистка, характер у нее ершистый.
- Когда у меня творческий процесс,- подтверждает Анна, - я должна быть только в нем! Когда его нет – начинаю сама режиссировать свою жизнь. Я люблю свободу и даю свободу своим близким. Со мной сложно, но интересно (смеется - прим. авт.).
Ане бывает сложно и с самой собой, но она всегда находит себе занятие, помогающее справиться с внутренними проблемами. Так в ее жизни появились детские театральные студии. Именно преподавательская работа привела Деркач вновь на студенческую скамью. И это опять питерская академия искусств, только теперь режиссерское отделение.
Анна называет себя счастливым человеком. Занимается любимым делом, никогда ни о чем не жалеет, мечтает о новых интересных работах, но при этом остается скромным человеком, не болеющим «звездной болезнью».
- В обычной жизни мне всегда хочется быть незаметной,- подвела итог нашей беседы Анна Деркач.- Но очень хочется быть понятой.
https://www.marpravda.ru/news/religiya/aktrisa-respublikanskogo-teatra-kukol-anna-derkach-o-mistike-svobode-i-zhalosti-k-svoim-geroinyam-/