Родился в 1950 году в г. Йошкар-Оле.
Работа в БТИ г. Йошкар-Олы, предприятии «Горсвет», Федеральное БТИ. Сейчас на пенсии.
Увлечения – история, краеведение.
Есть сын, внучка.
У меня, собственно, вообще образования как такового нет, школу окончил с грехом пополам. Здоровье слабенькое было, все требования сложно выполнять. Хотелось быть шофером, но зрение не позволило. Это сейчас можно в очках ездить, а раньше нет. Прочитал, что права дают тем, кто окончил автодорожный техникум. Он в Горьком был, поехал, поступил. Но опять заболел, отстал и ушел в академический отпуск. Чтобы дома не болтался без дела, отец меня пристроил на курсы инвентаризаторов. Я их окончил и начал работать в 16 лет в йошкар-олинском БТИ. Потом уехал на юг искать лучшую жизнь. В Кишиневе жил мой дядя. Шел 1969 год, в молдавской столице была самая большая плотность населения в Союзе, там было сложно даже прописаться.
У родственников была комната в полуподвале. Правда, в самом центре Кишинева. Плита на кухоньке дровами топилась. Я нашел объявление про курсы каменщиков. Там давали общежитие. На санпропускнике у моих будущих соседей по общежитию нашли вшей, я на это дело посмотрел, бочком-бочком в стороночку… и вернулся к дяде. На курсах в основном учились ребята из молдавских деревень, говорить на русском языке могли немногие. А преподаватель требовал, чтобы на русском отвечали. Не можешь – садись, «двойка». Меня перспектива каменщика не устраивала, и я подумал: «Дай-ка я найду родственную контору той, в которой работал в Йошкар-Оле». Директор такой солидный меня встретил по фамилии Шпиц. Он сказал: «На работу возьму, пропишу в женском общежитии, но жить где, ищи сам». За время работы сменил четыре места жительства. Такса везде одинаковая – 15 рублей в месяц за место (в Йошкар-Оле койко-место тогда стоило пятерку). Зарплата у меня была 70 рублей. Я и в комнате жил, и в сарае без света и окон – везде одинаково платишь. Даже было время, когда на улице ночевал, утром садился в автобус до аэропорта и там отсыпался. Помыкался так год и вернулся домой на прежнюю работу. Рос по служебной лесенке, на пенсию вышел с должности инженера БТИ.
Историей города, республики, государства и всемирной увлекся на работе. Город наш знаю хорошо, потому что всегда им интересовался, по долгу службы ходил, изучал. Собирал справочники разные и путеводители. У меня до сих пор они стоят на полке, есть путеводитель по Москве за 1952 год, уже раритет. А когда появился Интернет, наткнулся на сайт Olacity.ru. Там история Йошкар-Олы в фотографиях. Почитал описания и понял, что есть неточности. Начал писать комментарии на форум. И как-то там возник вопрос: «А улица Пирогова в честь кого названа: в честь известного хирурга или бывшего председателя горсовета?» Ответить никто не может, а я помню, этот вопрос вставал еще в конце 60-х. В «Марийской правде» была статья, что улица названа в честь хирурга.
Коли есть у людей интерес, подумал, не написать ли историю вообще всех улиц? Не спеша, года два я выкладывал на сайт информацию об улицах от «А» до «Я». Писал, где находится, когда возникла, как переименовывалась. Ссылался на официальные данные, если они у меня были. А так – много по памяти, потому что добиться ответа от ведомств и госархива невозможно. Самые старые улицы в центре: Вознесенская (раньше К. Маркса), Набережная. Границы города тоже можно по времени отследить. Например, улица Строителей в 50-е годы называлась Пограничная, на ней город заканчивался. А при царе и до 1926 года Пограничной называлась ул. Маяковского. В названиях улиц трудно сказать, чем руководствовались. Когда Сомбатхей начали строить, никого ведь не спрашивали, как назвать улицы. Кто-то из власти сказал, так и сделали. До 1964 года, когда запретили индивидуальное строительство в городах с населением свыше 100 тысяч, столицах и областных центрах, квартиры не давали, а землю нарезали людям - и стройся, как хочешь. А к адресу какому-то надо привязать участки. Я разговаривал с архитекторами, они рассказывали: «Нарезают участки в Сосновой роще, людей прописывать надо. Малина растет? Растет! Малиновая улица! Вишня растет? Вишневая улица! Улица Карла Маркса есть, улицы Фридриха Энгельса нет? Значит, будет!» Когда массовое многоквартирное строительство началось, принцип остался тот же. Идет асфальтированная дорога, а рядом была узкоколейка – значит улица Транспортная, запланирован стадион – улица Спортивная. Простейшая логика.
Не всегда понимаю переименования, у нас же все делается по- дикому. Взять такой злополучный пример – улица Вашская, была улица Свободы. Это первая улица, появившаяся при Советской власти. Переименовали ее в 1972 году на волне дружбы народов с венграми. Пришел новый хозяин, построил себе Успенскую церковь, загородил забором. И бог бы с ним, ходи там, кланяйся, так улицу надо переименовать! И пол-улицы сделал Успенской, а поскольку от дружбы не посмел отказаться, пол-улицы оставил Вашской. Появился у нас не так давно бульвар 70-летия Победы, а ранее построенный там дом оставили по адресу бульвар Ураева. Как этот адрес искать? Воскресенский парк закрытый стоит, пробита в нем одна аллейка. Зачем вносить путаницу и называть ее еще и Симферопольский бульвар, если там ни зданий, ни строений? Но вот возврат исторических имен я приветствую.
Я скорее энтузиаст. Когда начинал работать, увидел карту города, в свободное время изучал ее. Знаю все улицы, где они находятся. Их у нас 381 – улиц, переулков, проездов, парков. Знаю почти все здания. Свои изыскания публиковал только на форуме в Интернете. Почему? Может быть, потому, что славы себе не ищу, но поделиться с теми, кому интересно, готов.https://www.marpravda.ru/news/society/sergey-kulikov/