Часть третья. Образы традиционной марийской религии
Утка прилетела на поверхность Мирового океана и снесла два яйца. Из них в облике селезней вылупились два брата - Юмо и Йын (Омо). Селезни попеременно стали нырять на дно океана и доставали оттуда ил: так была создана земля. На земле Юмо стал творить людей и животных, наделяя их судьбой, а Йын принялся мешать творению: за это Юмо навсегда изгнал брата под землю и запер в преисподней.
(Марийская мифология)
Несведущий человек может просто растеряться в пантеоне древних марийских традиций Марий Юмыйӱла. Кажется, у марийцев есть свой бог на все. Даже за состояние души человека или такие абстрактные понятия, как «судьба», отвечают разные божества. Но это – составляющие единого бога, которые, как и люди, живут семействами. Сколько таких частей всего, сказать трудно, кто-то говорит, что больше сотни, а кто-то, что и двести с лишним. Грани их влияния пересекаются и очень тонки.
Светлая сторона
Обряды марийской традиционной религии
Прежде чем душа родится в человеческом обличье, она побывает и в зернышке, и в птице, и в дереве. Часть бога первым делом поступает в злаковые, в хлеб. Дальше, когда курицы зерно поклевали, душа поднимается в ягоды и плодовые. От плодов переходит в насекомых, потом в деревья. Дальше в птиц, животных. Затем в структуре идет человек.
Читать полностью...
У последователей Марий Юмыйӱла вся вселенная – единый дух, который существует на трех уровнях. Верхний мир – все силы природы. Окружающая среда – божества, которые рядом с человеком, – составляет средний мир в пантеоне. Нижний мир – духи предков.
- Такое разделение помогает нам понять мир, - объясняет Ираида Степанова, руководитель Центра марийской вышивки. - К верхней части пантеона мы относим солнце Кече Ава, звезды Шӱдыр Юмо, луну Тылзе Ава. Они дают нам возможность жить. Считается, что женщине ближе природа Тылзе Ава, а мужчине – Кече Ава. Для нас они создают как бы гнездо на земле, Пыжаш, среду обитания. И в этой средней части пантеона тоже есть свои боги – облаков, грома, ветра, молнии, земли. Мер Юмо, например, отвечает за мирное сосуществование в социуме. Поклониться ему идут, когда сына в армию провожают, или когда несогласие среди людей на месте работы есть, или дальний путь ожидает. Здесь же, рядом с нами, обитает божество воды Вӱд Ава. В семейство мы включаем море, реку, родник, дождь, град. У каждого источника может быть свой дух. Хочу отметить, что деление на духов и божества условно, это по-русски объяснить всегда сложно. Например, я очень долго искала объяснение Перке Ава. Перке – это достаток. Но люди, думают сразу: «Ага, денег чтоб много было!». Достаток не значит много, значит достаточно, столько, сколько нужно для жизни. Достаток воды, пашни, здоровья – вот что имеется в виду. Человек родился, бог дал ему здоровье. Один взял и пропил его, а другой сделал так, чтобы хватило на сто лет. Есть еще нижняя часть богов – духи наших предков. Это боги, жившие когда-то в облике человека, ставшие героями, сделавшими много для своего народа. Например, легендарный князь Чумбылат, сила и дух которого почитаемы среди народа.
Темная сторона
Согласно постулату о единстве и борьбе противоположностей, в марийском пантеоне должны быть и свои антигерои. Но вот ада или его аналога в Марий Юмыйӱла нет. Деление на тьму и свет в древних традициях весьма условно, все зависит от того, какие цели преследует человек, обращаясь к неким силам. Вообще на эту тему представители традиционной веры говорят крайне неохотно: «Да, есть гиблые места, где концентрируются темные силы, но о них не стоит распространяться, чтобы ни у кого не возникло соблазна посещать их со злым умыслом».
На слуху у многих такое понятие, как Керемет. Но исследователь его культа, доктор философских наук Юрий Калиев, тоже столкнулся с «информационной блокадой». Однозначной трактовки сущности Керемета в научном мире нет до сих пор. Кто-то считает его младшим братом и антиподом Кугу Юмо, кто-то называет просто злым духом, есть предположение, что это название капища, где приносились жертвы богам. По мнению карта-онаена Виталия Танакова, само имя Керемет происходит от слова «керем» – веревка. Это бог-судья, который рассуждает людей и, вынося приговор, хлещет иногда веревкой. Поэтому и смотрят на него, как на недоброго, суд справедливости мало кому нравится.
Неоднозначно трактуются и некоторые другие околорелигиозные понятия. Например, в одном случае овда – это злая ведьма с растрепанными волосами. Они щекотали людей, особенно женщин, доводя до истерического смеха и смерти. В другом случае овда – это народ, который может путешествовать по параллельным мирам, давно обогнавший людей в развитии.
Скрытую, непонятную сторону природы верующие олицетворяли с действиями неких духов, «мужо». «Мужо», его энергетическое поле, прилипает к человеку, насылая на него болезни. Есть и другие духи, приносящие вред всему живому. То есть пантеон злых сущностей все же представлен. А то, что люди предпочитают не распространяться на эту тему, в принципе, вполне объяснимо. Как говорится, не поминай лиха, пока тихо.
Рунический код
Получить покровительство светлых сил и создать защиту от темных марийцам издревле помогает… вышивка. Знакомая нам орнаментальная национальная одежда – это не просто наряд, а закодированное послание в космос!
- Вышивка – язык древних рун, - рассказывает Ираида Степанова. - Руны из марийской вышивки я выискивала сама. Это трудная работа. Иногда смотрю на орнамент и думаю, да что же такое вышивальщица имела в виду, о чем думала? Всего нашла 88 рун, а скоро 30 лет, как этим занимаюсь. В своей книге «Боги в марийской вышивке» я постаралась изложить их значение, так, как я понимаю. Например, мы признаем судьбу, Пӱрышö Юмо. Когда рождаемся, судьба у нас написана. В вышивке изображают семейство этого бога. Многоцветный квадрат в центре орнамента означает, что все находится в движении. Вуйӱмбал Суксо – наплечный ангел-хранитель – изображается как коромысло. Он всегда близко, поэтому вышивается прямо у центра орнамента. «Камушки» по углам рисунка, показывают, все, что мы сегодня делаем, идет отголоском на семь поколений вперед, а изображенная рядом палочка, что каждое деяние записывается. Кроме того, в вышивке читается, что бог дает нам самостоятельность, возможность улучшить или ухудшить свою судьбу. За деяниями смотрит Кӱрлö Пӱрышö, который передает информацию и выносит судьбоносные решения. Он изображается в орнаменте как челнок, снующий туда-сюда.
В марийской вышивке нет ничего случайного, и поэтому, по мнению, Ираиды Степановой, это рабочая, действующая матрица, которая является единой для вселенной. Украшая орнаментом одежду, люди желали гармонии с собой и окружающим миром. Следуя вероучению, вышивальщицы делили орнамент на три части. Головной убор, наплечная часть представляли верхний мир и несли орнамент верхних богов. Вышивка на головном уборе означает «Бог с тобой». Средний мир изображался в вышивке на одежде от груди до пупка, а все, что ниже, – нижний мир. Основной цвет одежды – белый. Он сам по себе оберег, потому что является символическим божественным цветом, указывающим на космогоническое представление марийцев. Попадая под белый платок, рубашку, человек оказывается под покровительством верховного божества.
Техника вышивки не менялась веками и всегда требовала точнейшего исполнения. Благодаря этому она до сих пор хранит код такого уникального и неповторимого явления, как древняя марийская вера.
https://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/obrazy-traditsionnoy-mariyskoy-religii/