Подготовка к осенне-зимнему периоду (ОЗП) для энергетиков – время особой ответственности, а еще это экзамен на профессиональную состоятельность. А зима, с ее пиком нагрузок и скачками температур – самый строгий экзаменатор. Провалить этот экзамен нельзя, ведь «пересдачи» не будет.
О степени готовности марийских энергетиков к зиме, о том, чему уделялось особое внимание, рассказывает заместитель генерального директора МРСК Центра и Приволжья – директор филиала «Мариэнерго»
Дмитрий Федоров.
– Дмитрий Геннадиевич, что определяло суть нынешней подготовки к ОЗП, ее специфику?
– Подготовку к сезону холодов мы по традиции начали с ранней весны. С самого начала взяли на вооружение принцип системного планирования, чтобы заранее просчитать и проанализировать суть всех необходимых работ и возможных рисков. Этот системный анализ и его учет во всех видах деятельности помогает экономить ресурсы, деньги и время, позволяет сокращать число «узких» мест на всем пути доставки электроэнергии потребителям.
– Вы всегда говорили – надо работать на результат, он – главный критерий любого дела. С каким результатом вы подходите к сезону холодов?
– Наш промежуточный результат по выполнению мероприятий ремонтной кампании считаю неплохим. За 8 месяцев подготовки к ОЗП мы отремонтировали 1 761 км ВЛ 0,4-110 кВ (88% от плана года), 384 ТП 10/0,4 кВ (90%), 235 единиц коммутационного оборудования ПС 35-110 кВ (100%), расчищено и расширено 387,5 га просек 6-110 кВ (96% от плана года).
Мы поставили цель, не дожидаясь обрывов проводов и аварийных отключений из-за природных факторов, проводить своевременную расчистку и расширение просек ЛЭП в лесных массивах. Там, где это по каким-либо причинам невозможно (в заповедниках и заказниках), применяем изолированный провод.
Или такой пример. Анализируя причину отключений, мы определили, что большое их количество происходит из-за абонентских отпаек. И стали решать эту проблему, устанавливая предохранители-разъединители ПРВТ-10. В результате теперь, в случае повреждения на этих линиях, отключается только абонентский участок.
Другая проблема возникла в последние годы из-за быстрого развития агропромышленного комплекса нашей республики – масштабного строительства свиноводческих ферм и птицефабрик. Рядом с такими объектами естественным образом возникли большие скопления птиц, питающихся отходами сельхозпроизводства. Линии здесь мы оборудуем птицезащитными устройствами, предотвращающими сбои в электроснабжении. Притом, что на всех этапах ведется доскональный контроль.
Результатом этой деятельности в 2018 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стало снижение количества технологических нарушений на 51 процент (с 487 до 241 в сети 6-110 кВ) и сокращение средней длительности перерывов электроснабжения потребителей на 53 процента - с 2,32 часа до 1,1 часа.
Словом, ремонтная кампания завершается. И по тому, как она складывается, и по отношению наших специалистов к этому важнейшему делу считаю, что все энергообъекты филиала будут к сезону холодов отремонтированы вовремя и в полном объёме.
– Ваш принцип – работать на опережение. Что это значит?
– Мы стараемся использовать в работе все самое передовое и перспективное, включая то, что существует на уровне идей и еще не стало общенациональным брендом, но очевидно будет работать на результат.
К примеру, несколько лет назад, когда в Правительстве РФ предложили переориентировать наше общество и экономику на развитие цифровой среды, мы приступили к реализации пилотного проекта. Речь идет о проекте по цифровизации сетей в части телеуправления и автоматизации энергооборудования с системой учета электроэнергии с дистанционным сбором и передачей данных, который начал осуществляться у нас с 2011 года.
Это проект электроснабжения новой ультрасовременной набережной Брюгге в столице Марий Эл – Йошкар-Оле, ставшей своеобразной визитной карточкой города и местом, куда едут туристы со всей России и зарубежных стран. Здесь действует интеллектуальная электрическая сеть, при строительстве которой мы использовали самые перспективные технические решения и современное оборудование.
Современные ТП, питающие набережную, оснащены автоматизированными системами контроля и учета потребления электроэнергии на каждой отходящей линии с использованием PLS-модемов для съема данных с удаленных абонентских счетчиков.
Для эффективной работы дистанционное телеуправление выключателями выведено на диспетчерский пункт Семеновского РЭС при помощи современных цифровых АСУТП «Исеть» по оптоволоконным каналам связи с использованием современного протокола МЭК-104, что позволяет диспетчеру со своего рабочего места не только контролировать, собирать и обрабатывать техническую информацию, но и управлять энергооборудованием, производить необходимые переключения, перераспределять нагрузку.
Всё это делает электроснабжение нового района на набережной максимально надежным и качественным, практически исключает потери, в разы повышает наблюдаемость и оперативное реагирование на события в сети.
– Очевидно, что работа на опережение требует предварительного анализа существующих проблем. Одной из самых серьезных проблем в электроэнергетике являются потери в сетях. Как вы с ними боретесь?
- Снижаем потери системно и последовательно, начиная с шин 10 кВ ПС 35-110 кВ, охватывая технический учет на ТП 10(6)/0,4кВ и заканчивая конечным потребителем, понимая, что будущее – за интеллектуальным учетом и управлением энергопотреблением.
В этом году будет установлено более шестисот приборов учета с дистанционным снятием показаний, а всего наши специалисты смонтировали 7379 «умных» приборов учета на оборудовании 53 ПС 35-110 кВ и 131 ТП 10(6)/0,4кВ.
Опрос приборов учета производится интеллектуальным контроллером посредством PLC и RF(радио) каналов. Периодичность опроса и параметры задает администратор системы. Накопленные данные с приборов учета контроллер посредством технологии GPRS передает на сервер ИКМ «Пирамида 2000. Корпорация». Все данные хранятся в архивах на сервере филиала.
В населенных пунктах с высоким процентом потерь полностью актуализировали топологию сети 0,4 кВ, выносим приборы учета на фасад зданий, устанавливаем антимагнитные пломбы, проводим совместные мероприятия с представителями органов местного самоуправления и сотрудниками МВД, ведем разъяснительную работу среди населения.
Хороший эффект дали рейды по выявлению недобросовестных потребителей, в которых участвовали сотрудники наших районов электрических сетей, производственных отделений, работники исполнительного аппарата филиала, включая руководство. За короткое время мы увеличили охват территории и устранили разрыв снятия показаний приборов учета. Сейчас эта работа проводится гораздо меньшими силами.
Результатом и главным итогом работы стало снижение потерь: так, например, в одном из РЭС этот показатель снизился с 27 до 12 процентов.
– Работа по установке «умных» счетчиков проводится на территории всей республики?
– Сейчас мероприятия по цифровизации проводятся на территории одного из самых крупных и значимых – Медведевского района Республики Марий Эл. В 2018 году будут установлены 612 интеллектуальных приборов учета на ВЛ-0,4 кВ с разработкой и выполнением мероприятий по автоматизации электросети. Установка групп учета электроэнергии планируется на границах балансовой принадлежности «Мариэнерго» с потребителями жилищно-бытовой сферы.
– Тема энергосбережения и повышения энергоэффективности особо актуальна в связи с проведением с 3 по 6 октября в Москве крупнейшего международного форума «Российская энергетическая неделя» ...
– Как я уже говорил, мы стремимся внедрять новые технологии, используя современное оборудование и материалы, по мере наших сил и возможностей, в соответствии с технической политикой компании «Россети», МРСК «Центра» и МРСК «Центра и Приволжья» и заказами наших ведущих партнеров.
При этом мы максимально используем потенциал и инновационные идеи наших сотрудников. К примеру, специалистами филиала предложен проект НИОКР по созданию устройства выравнивания нагрузки для трехфазных распределительных сетей 0,4кВ. Этот проект одобрен на Техническом совете ПАО «МРСК Центра» и «МРСК Центра и Приволжья» 01.12.2017г. и включен в ИПР на 2019-2021 гг. Создание данного устройства и практическое его использование приведет к повышению качества электрической энергии и снижению технологических потерь, связанных с несимметричным режимом работы электроустановок.
– То есть, внедрение умных технологий и оборудования выполняет и социальную задачу, работая на население и способствуя дальнейшему развитию экономики и социальной сферы Республики Марий Эл?
– Да, и, пользуясь случаем, подчеркну, что мы планируем и впредь последовательно развивать конструктивные отношения со всеми нашими партнерами, включая важнейшего из них – Правительство Республики Марий Эл.
Под руководством компании «Россети», МРСК «Центра» и МРСК «Центра и Приволжья» продолжим вести технологическое присоединение к нашим сетям новых потребителей, включая представителей бизнеса и индивидуальных застройщиков. Постараемся еще более сократить показатели аварийности, время ликвидации технологических нарушений. Продолжим ежегодное обучение наших сотрудников, обновляя кадры, привлекая молодых специалистов, в том числе из выпускников родственного нам электроэнергетического факультета Марийского государственного университета, с которым много лет успешно сотрудничаем.
Среди других наших приоритетов – вопросы охраны труда, безопасности и трудовой дисциплины. И, конечно же, сохранение действующих социальных программ и обязательств перед людьми.
– Два года назад в интервью вы особо отметили важность того, что в «Мариэнерго» создана и действует команда единомышленников, способная решать самые амбициозные задачи…
– Сегодня можно говорить о еще более высоком уровне консолидации коллектива, который способствует росту профессионализма и решению наших важнейших производственных и социальных задач.
Важно – сберечь и еще более укрепить коллектив, продолжая улучшать условия для успешной работы людей. И, конечно же, сделать все возможное для того, чтобы наши сотрудники всегда чувствовали свою социальную защищенность.
– Что делается в этом направлении?
– К примеру, по программе добровольного медицинского страхования нашим сотрудникам, в первую очередь рабочих специальностей, предоставляется возможность бесплатного стоматологического обслуживания в ведущих клиниках республики. Дети наших работников каждое лето отдыхают в лучших оздоровительных лагерях Марий Эл. Тесное взаимодействие налажено с профсоюзной организацией. Многие наши сотрудники регулярно посещают современные спортивные сооружения, запитанные, к слову, от наших сетей. В их числе – Ледовый дворец «Марий Эл» и Дворец водных видов спорта в Йошкар-Оле, спортивные объекты в районах республики.
Особое внимание – бытовым условиям на рабочих местах. Ежегодно в филиале ведутся плановые ремонты производственных зданий, помещений, рабочих мест. Цель – создать для наших специалистов максимально комфортные бытовые условия. В этом году проведены ремонты помещений административного здания и мастерских Советского района электрических сетей и РДП Оршанского района электрических сетей.
В заключение скажу, что все наши действия, все достижения и успехи напрямую связаны с большой многоплановой работой, которую ведут компания «Россети», МРСК «Центра» и МРСК Центра и Приволжья, в состав входит наш филиал. Мы – проводники их политики, направленной на решение главной задачи – надежного и бесперебойного элетроснабжения всех потребителей при динамичном развитии предприятия, постоянном движении вперед, эффективной работе и нацеленности на результат. Задачу эту нам предстоит решать и в предстоящий сезон холодов.
– Нет сомнений, что ваш коллектив с этим успешно справится!
Беседовал Сергей Шалагин.
https://www.marpravda.ru/news/tekhnologii/dmitriy-fedorov-glavnoe-rezultat-/