Регулярно засиживаться на уроках Александр Якимов стал в … трехлетнем возрасте, да так там и остался став преподавателем технологии Юледурской средней школы (Марий Эл).
Родился он в чисто учительской семье: Николай Петрович долго директорствовал в Большеляждурской восьмилетней школе, мама Елена Григорьевна вела там уроки химии и биологии. Детского сада в деревне тогда не было, вспоминает Александр, поэтому до трехлетнего возраста дома со мной нянчились в общей сложности 13 человек: дедушки, бабушки, дальние родственники. Долго почему-то никто не задерживался.
В школу - в три года
Ну а потом, куда деваться, родители начали брать меня с собой на уроки. Сажали на свободную парту, давали тетрадку, мне больше нравилось бывать на уроках мамы: там ставили опыты, было много любопытных муляжей. К папе, он вел уроки марийского языка и литературы, ходил, когда изучали сказки. Такой вот юный «вольнослушатель».
Так что путь Якимова в педагогику был, что называется, предопределен. Правда, первоначальные планы стать учителем химии и биологии немного изменились, и он поступил на более мужской индустриально-педагогический факультет, который готовил трудовиков, тем более что с детства Саша любил мастерить. ИПФ оправдал ожидания молодого человека и после окончания пятого курса его позвали на работу в Юледурскую среднюю школу – проходил здесь педпрактику, хорошо себя зарекомендовал.
С милой и пять верст не расстояние
- 15 августа 1998 года я приехал сюда на велосипеде – это мой первый рабочий день, - вспоминает Якимов. - От родной деревни до Юледура 5,5 километров, школьных автобусов тогда еще не было, поэтому на работу ходил пешком, ездил, сначала на велике, затем восстановил старый мопед и пересел на него. На неделю хватало «полторашки» бензина. Потом опять пришлось перейти на пеший ход, потому что в жизни Александра появилась молодая учительница начальных классов Эльвира, которая стала его женой, а маломощный советский мопед как тот Боливар вывезти двоих был не в состоянии. Пятикилометровые хождения до работы продолжались восемь лет, пока супруги не купили дом в Юледуре.
Свой первый урок в девятом классе помню до сих пор, признается Якимов, как и всех молодых педагогов, старшеклассники проверяли меня на прочность. Но в целом работать тогда было интересно, учеников еще не поработили всевозможные электронные гаджеты и они с удовольствием ходили на уроки труда, которые теперь называются технологией. Каждый уважающий себя мужчина, особенно на селе, должен уметь работать молотком, рубанком, стамеской, немного токарить.
Указки – проба пера
Вообще уроки технологии начинаются в пятом классе, учитель знакомит мальчишек с материалами, инструментами, а потом уже за дело. Первое боевое крещение - самостоятельно изготовить указку – вещь для школы нужная. Многие пятиклашки забирают их домой, чтобы похвастаться перед родителями какие они мастера. Постепенно нагрузки растут: дети мастерят скалки, разделочные доски, кормушки, скворечники…. Совсем здорово получается не у всех: кому-то дано работать руками, кому-то не очень, плохо с трудовыми навыками у мальчишек в неполных семьях – женское воспитание.
Школьный автобус против очумелых ручек
Чтобы заинтересовать пацанов Александр Николаевич все годы ведет кружки, сначала это было лозоплетение, освоил ремесло еще студентом, защищался по этой теме, его дипломную практическую работу - плетеный сундук с крышкой институт «зажал» – видимо очень понравился. Сейчас я поостыл к лозе, признается Якимов, но изделий 60 в общей сложности точно сплел, они стоят в школе, в мастерской, дома.
Теперь развивать свои навыки самоделкиных школьники могут в кружке «Юный столяр».
Желающих хватает, но есть проблема - занятия проводятся после уроков, поэтому посещать кружок возможность есть только у детей из самого Юледура. Иногородних, а их большинство, сразу после занятий школьный автобус развозит по домам. Тем не менее, экспозиция школьных поделок показывает, что тут действительно немало старательных и талантливых ребят, которые очень успешно выступают со своими работами на районных и республиканских выставках. Сейчас вот увлеклись шкатулками.
Кстати, отцовские «очумелые» гены передались и сыну Александра Николаевича восьмикласснику Косте. На последней республиканской ярмарке «Город мастеров» он занял первое место в номинации «Резьба по дереву». И вообще, говорит отец, парень работы не боится, мы с ним вместе дома собрали токарный станок с движком от старой стиральной машины.
Технология – «третий лишний»?
Тем не менее, за свой предмет Якимову обидно. Я уже 21-й год в школе, мне есть, что с чем сравнивать, говорит он - количество часов технологии за эти годы заметно сократилось. Раньше уроки труда были даже в старших классах – их убрали, затем предмет «ушел» из девятого класса, в восьмом остался всего час в неделю. Кого растим? Белоручек? Вроде ежу понятно, что мужчина должен уметь работать своими руками, однако в учебную программу за последние годы чего только не напихали, а технологию выживают. Мы трудовики каждый год просим пересмотреть отношение к нашей дисциплине, однако ничего не меняется.
Сокращение учебной нагрузки больно бьет по самим педагогам, у Якимова по профилю всего 5,5 часов в неделю. Поэтому приходится быть еще диспетчером-контролером по выпуску школьных автобусов, вести классное руководство, преподавать машиноведение. И все равно зарплата в пределах 10-12 тысяч рублей. Не густо.
Всей семьей в школу
- Александр Николаевич, а не напрягает, когда в семье сразу два педагога, которые работают в одной школе?
- Нисколько, у меня перед глазами опыт родителей, которые душа в душу проработали вместе несколько десятилетий. А мы с супругой в школе почти и не видимся, поскольку находимся в разных зданиях. Зато дома есть о чем поговорить, что обсудить. У Эльвиры Ивановны большой класс. Каждый день помогаю ей носить домой и обратно несколько толстых стопок тетрадей. Пошутил, что на зиму придется санки завести.
https://www.marpravda.ru/news/obrazovanie-i-vospitanie/trudovik-aleksandr-yakimov-iz-mariy-el-pochemu-shkola-seychas-rastit-ne-muzhikov-a-beloruchek/