Как помещик деревню выиграл и что из этого вышло
В последнюю поездку в село Васильевское Юринского района я с грустью узнал, что нет больше Куржама – деревни, которой я был по-настоящему очарован, когда впервые в ней оказался лет пятнадцать назад. А история появления и жизни Куржама удивительна…
Проиграл деревню
Мы знаем, как российские помещики любили играть в карты. За игорным столиком часто просаживались целые состояния: деревни с крепостными, лесные угодья и даже жены. Известна скандальная история, нашумевшая в 1802 году в Москве, когда картежник и мот Александр Голицын проиграл свою супругу графу Льву Разумовскому. Так вот Куржам – это не что иное, как часть богатого выигрыша, который около двухсот лет назад получил помещик, владевший приветлужскими землями. Один тульский барин за ночь проиграл ему несколько деревень. Эта грустная история передавалась куржамцами из поколения в поколение.
Деревни из центра империи были переселены в глухие приветлужские леса. Случилось это в самом начале XIX века. Говорят, что новый барин самолично указал место будущих поселений. На месте Куржама тогда шумел могучий ельник. Первое время туляки жили в землянках. Под пашню корчевали лес, деревья шли на строительство изб. На речке Куржамке поставили плотину, посреди новой деревни появился пруд, в котором барин пожелал разводить карасей.
Жизнь на новом месте не особо радовала переселенцев. Местные жители сторонились их. Редко кто из куржамцев отваживался выбраться в Козловец или Головино. Головинские даже не пускали чужаков в свой лес и если ловили на чернишнике, то отбирали ягоды и прогоняли домой ни с чем.
«Туляки»
Нелюбовь к пришлым объяснялась просто: туляки привезли в этот край табак. До них в приветлужских деревнях не курили. Туляки прослыли «нехристями». Доходило до смешного. Через Куржам пролегал ямской тракт на Нижний Новгород, но окрестные жители съезжали с дороги и делали изрядный крюк, лишь бы не заезжать в деревню. Постоялый двор даже свой в стороне построили, только бы не ночевать у туляков и не нюхать мерзкого дыма.
Что еще могли привезти с собой переселенцы? Конечно, самовары. Именно отсюда привычка пить чай разошлась по округе. И гораздо быстрее, чем табак. С туляками появился здесь и особый «акающий» говор, за него их тоже недолюбливали. Куржамец никогда не говорил «портянки», а только «партянки», «карова», «драва», «ва мху». Удивительно, но это «аканье» дожило до наших дней.
Название «туляки» закрепилось за куржамцами на долгие годы. Еще не так давно можно было услышать в обиходе это необидное слово. Изоляция от соседних деревень сохранялась не менее века. Женились и выходили замуж только за своих. Не зря куржамцы говорили «мы друг другу по десять раз родня». Невест выбирали по своим деревням, появившимся вместе с Куржамом.
С годами деревня разрослась на две улицы. Число жителей доходило до шестисот. Туляки – народ трудолюбивый и мастеровой. Сеяли, что и все в округе: рожь, овес, горох, просо. Избы строили так, что стояли одна к одной – на загляденье, до наличника с земли можно было достать только вытянув руку. Дома ставили пятистенные, как здесь говорили, «двухжилые». А были и «трехжилые». В каждом доме – резное крылечко, ажурные наличники. А уж как талантливы и артистичны были жители деревни! Старожилы вспоминают, что в деревне каждая девчонка умела бить чечетку. Славился Куржам и гармонистами. Помимо всего прочего, куржамцев отличала особая стать, поэтому в царское время многие из них служили в гвардии.
Особое искусство
В старину жизнь вынуждала крестьянина быть мастером на все руки. Каждое селение выделялось каким-то своим ремеслом. Одно – кожевенным, другое – гончарным, в третьем жили такие плотники, что их везде рады были нанять.
Куржамцы тоже умели все, однако удивительной особенностью деревни стал промысел, который у нас в таком виде больше не встречался нигде. Здешние мужики специализировались на копке канав и котлованов. Из Тулы они привезли не только табак и самовары, но и особенные деревянные лопаты – заступы. Низ у них был скруглен и окован железом, а на черенке для удобства сделана рукоятка. Такой составной инструмент легче в деле, к нему не приставала земля.
Выделка лопат – особое искусство. Зимой мужики заготавливали для них лес. Волокна заготовки мастера старались не пересекать, поэтому черень никогда не ломался. Для сушки лопат на речке Куржамке стояли бани с земляным полом. Будущий инструмент складывали на настилы валетом, на полу зажигали костерок. Надо было следить, чтобы и горело хорошо, и в то же время не «пыхнуло». Лопаты подсыхали и как бы «коптились», набирали шоколадный оттенок, приобретали особую прочность. Это был верх искусства в изготовлении инструмента. Конечно, куржамцы продавали и белые лопаты, но сами использовали только «копченые».
Работали на стороне практически круглый год. Нанимались по всему центру России, копали и под Тулой, и под Москвой. В юринском крае все придорожные канавы прокопаны куржамцами. Вдоль старого юринского тракта до сих пор сохранился глубокий кювет. Не обошлось без их участия строительство Шереметевского замка и стеклозавода в Ленинском. Многокилометровая канава, разделяющая владения помещиков Шереметева и Матвеева, – тоже их рук дело. Трудились всегда артельно. Домой приходили только на страду, посеют – и за лопаты, урожай уберут – и опять заступы на плечо.
Деревня канула в Лету
Относительно соседних деревень Куржам жил неплохо. Видимо, пришлые люди оказались более предприимчивыми и изворотливыми, чем местные. Удивительно, но хорошие гены передались и последующим поколениям туляков. Педагоги Васильевской школы всегда отмечали, что куржамские дети учились лучше других.
Земскую школу в Куржаме построили в 1905 году. Школу обогревали «хитрые» печи. Колодцы внутри кирпичной кладки для прочности были обделаны железом. Их устроили так, чтобы нагретый воздух шел и в подпол, вентилировал и высушивал его. Бревна для сруба заготавливались в «казенном» лесу, без подсочки, поэтому грибок на них не заводился. Школа в деревне простояла почти век.
Единственную «живую» куржамскую лопату мы нашли в Васильевском музее. Не знаменитый «копченый» экземпляр, а белый, сделанный на продажу. Инструментом давно не пользовались, но на железной окантовке ни пятнышка ржавчины, будто только вчера из кузницы. Куржамские мастера не халтурили ни в чем. И эта деревня с удивительной историей канула в Лету. Еще одно-два поколения –
и Куржам останется только в преданиях.
Интересный факт
Языковеды-топонимисты считают, что название деревни Куржам и одноименной реки, на которой стоит деревня, имеет пермско-угорское происхождение. Оно означает «обрыв, обрывистый крутой берег».
https://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/kopchenaya-lopata/