За ее плечами более 100 партий, спетых в музыкальных спектаклях Театра оперы и балета им. Эрика Сапаева, но лишь одна из них главная.
И все же народную артистку РМЭ Еву Коваленко знают и любят все ценители оперетты. Ее темперамент и артистичность никогда не остаются не замеченными.
Раньше мы не были лично знакомы с Евой Петровной, но видя ее в спектаклях, я всегда думала, что это хрупкая, небольшого росточка, но яркая, бесконечно темпераментная актриса просто купается в лучах софитов, живет так же легко, как и на сцене, - играючи. В уютной гримерке театра передо мной сидела скромная, поначалу даже излишне застенчивая, но с искренней улыбкой женщина, с огромными, немного уставшими глазами. Беседа наша длилась довольно долго, и Ева Петровна, рассказывая историю своей непростой жизни, с каждой минутой все больше поражала меня сочетанием несочетаемого. В этой маленькой с виду женщине уживается и человек с сильным, жестким, язвительным характером, и романтическая барышня, любящая яркие краски осени, страдающая иногда от несправедливости нашего мира и порой нахлынувшего одиночества.
«Петровна»
Ева родилась в небольшом городке Приозерск Ленинградской области. Детство девочки прошло на берегах Ладоги. Постоянное купание в ледяной воде знаменитого озера не только закалило юный организм, но и закрепило стальной характер, доставшийся Еве от мамы, женщины, рано потерявшей зрение, но сохранившей огромную силу воли и желание достойно жить. А вот идеальный музыкальный слух и тяга к пению – это уже от папы, человека военного, творческого по жизни и большого оригинала. Именно папа назвал дочку редким в те времена именем Ева, сказав удивленным соседям, что если бы родился сын, то однозначно стал бы Адамом. Ева уже лет с трех пела в художественной самодеятельности, но смелой стала далеко не сразу.
- Я в раннем детстве была замкнутой, отчужденной даже, - вспоминает Ева Петровна. – Мы - дети слепых, поэтому к нам относились настороженно. И если бы не Анатолий Цуканов, замечательный человек, тоже слепой, я и не знаю, чтоб из нас выросло. Он создал кружок самодеятельности при клубе общества слепых, где мы и пропадали все время.
Уже в школе Еву все уважительно называли «Петровна». Активная была очень и самостоятельная. С 12 лет хорошо готовила, стирала, убиралась. Помогала незрячей маме по хозяйству. Тогда семья уже переехала в Йошкар-Олу. Помимо учебы увлекалась катанием на коньках и даже пыталась играть в баскетбол! И это несмотря на свой маленький рост! Знала много песен наизусть. Услышав один раз по радио, тут же запоминала и музыку, и слова. Пела везде и всюду. Но становиться певицей даже и не думала. После школы пошла учиться на парикмахера. Но парикмахером так и не стала. Увидела случайно в газете интересное объявление.
Ох, уж эти сказочки…
- В сентябре 1968 года прочитала я в газете, что в новый музыкальный театр набирают хор, - продолжает Ева Коваленко. – Пришла. Народу – тьма! Думаю, шансов у меня нет. Да это просто приключение было для меня. Попросили что-нибудь спеть. Спела «Волга-реченька», да еще и сама себе подыграла. По слуху. Нот же не знала. Удивительно, но пригласили на второй тур! Там смотрели, как мы двигаемся, как держимся. Я была абсолютно уверена в себе. Ходила по сцене. Пела и приплясывала. Играла. В итоге меня взяли на работу в хор нового музыкального театра! И с 1 октября 1968 года я здесь. Сначала и не поняла: радоваться мне или нет такому повороту жизни, а вскоре ничего другого уже и не надо было.
Семнадцатилетнюю девушку быстро закрутил вихрь настоящей творческой театральной жизни. Началась серьезная работа. Постоянные распевки, актерские этюды давались ей непросто. Музыкального образования не было. Поэтому пела юная хористка не по нотам, как все, а по слуху. Но через год уже получила свою первую роль в музыкальной сказке «Муха-Цокотуха».
- Этот спектакль в нашем театре - долгожитель, - рассказывает Ева Петровна. – Сначала я играла в нем Пчелку, потом Бабочку, потом саму Муху, и вот два года назад стала уже Тараканихой (смеется). Вообще музыкальные сказки –это особый вид театрального искусства. Я их обожаю!
Небольшой рост и задорный характер Коваленко надолго закрепили за ней амплуа травести. Ева Петровна 25 лет играла пацанов в многочисленных детских спектаклях. И играла, как она сама говорит, с превеликим удовольствием.
Частица черта в нас…
Но все же больше знают Еву Коваленко как артистку оперетты. За 50 лет существования в Йошкар-Оле театра оперы и балета, пожалуй, нет ни одной оперетты, в которой бы ни пела Ева Петровна. «Севастопольский вальс», «Девичий переполох», «Цыганский барон», «Беда от нежного сердца» — это лишь капля в море сыгранных Коваленко ролей. Ролей любимых, дорогих. Пусть не главных, но от этого не менее ярких и порой даже больше запомнившихся зрителям! Хотя главная партия тоже была в творческой биографии Евы Петровны. Она до сих пор вспоминает о ней с придыханием.
- Боженька подарил мне роль, о которой мечтают все актрисы,- делится Ева Коваленко. – Это – Элиза Дулиттл в «Моей прекрасной леди». Режиссер Михаил Бурцев сделал тогда из меня и, правда, настоящую леди! Заставил ходить с прямой спиной, совершать плавные движения с достоинством королевы! Я была счастлива!
Не каждый артист может парой фраз зажечь зал. Ева Коваленко может. Она до сих пор относится к своей профессии с трепетом. До сих пор боится выходить на сцену, до сих пор после каждого спектакля говорит себе, что могла бы лучше сыграть. Обожает своих партнеров, бывших и настоящих, с которыми «спелась» и на сцене, и по жизни. Ее уважают коллеги, режиссеры, она отвечает им взаимностью. Иногда, конечно, маленький чертенок выпрыгивает из актрисы наружу, но она уже научилась с ним ладить и направлять свою буйную энергию в мирное русло. А еще народная артистка Марий Эл хочет когда-нибудь спеть свою «лебединую» песню в моноспектакле, поставленном только для нее…
https://www.marpravda.ru/news/religiya/iz-parikmakhera-v-artistki-aktrisa-mariyskogo-teatra-opery-i-baleta-eva-kovalenko-o-svoem-puti-na-sts/