27 лет назад, 23 октября 1991 года, в канун открытия очередного фестиваля искусств «Марийская осень» директор Маргосфилармонии им. Я. Эшпая Раиса Яшметова дала интервью газете «Марийская правда», в котором разоблачила нравы отечественного шоу-бизнеса.
Выдержка из публикации:
- Читателя и зрителя интересует главное: почему к нам на фестиваль перестали приезжать «звезды»?
- За эти годы изменились законы работы артистов. Если раньше они работали на концертные ставки (до 100 рублей за выступление), и цены на билеты были доступными, то сейчас царит полная анархия. Артист «стоит» уже не 100, а 4-5 тысяч рублей, то есть сняты все ограничения, и он может назвать любую цифру гонорара. Естественно, лучших переманивают те, кто богаче, - крупные предприятия, кооперативы и т.д.
- Но ведь не все же артисты богачи и хапуги?
- Это не называется «быть хапугой», это называется «по достоинству оценить талант». Что касается богатства, то для эстрадных исполнителей сейчас довольно благодатные времена. А артисты филармонического жанра, часто проучившись лет двадцать и став виртуозами, вынуждены влачить жалкое существование. Они не были и не являются «кассовыми».
И вот парадокс: если насчет их уровня мастерства мы знаем, что не подведем зрителя, то на эстраду часто вынуждены выпускать «кота в мешке». Сейчас уничтожены Рос- и Москонцерт, организации, которые плохо ли – хорошо ли, но контролировали художественный уровень групп, солистов и программ и выдавали документы. Сейчас ничего этого нет. Вот и выходят иной раз на сцену гастролеры-мошенники, каких стыдно слушать, разного рода двойники и т.д. И нет достаточных юридических оснований в советском шоу-бизнесе, чтобы положить этому конец.
- Можете ли вы проиллюстрировать то, что вы сказали, конкретными примерами?
- Мне бы не хотелось разочаровывать поклонников тех или иных исполнителей.
- Тогда, боюсь, нам не поверят читатели.
- Помните, на каком хорошем уровне прошли в Йошкар-Оле концерты Димы Маликова, как все остались довольны. Это профессионал высокого класса с консерваторским образованием. Но приехал он к нам только после того, как филармония выложила вперед и наличными 40 тысяч рублей. Но Д. Маликов хоть сдержал слово и приехал.
Некоторые другие практикуют так. Ведут переговоры о гастролях сразу с несколькими городами, а едут туда, где билетов больше и дороже продадут. Так, мы были вынуждены трижды отменять концерты Жанны Агузаровой. В день концерта прислал телеграмму о болезни из Ялты Александр Серов.
Мы могли бы расцветить афишу фестиваля звонкими именами. Но один требует оплату в валюте, другой заламывает неимоверную цену в рублях. Только перед нашим с вами интервью я связывалась с исполнителем разговорного жанра (сатира, юмор) Яном Арлазоровым. Так он потребовал за концерты в Йошкар-Оле право на приобретение автомобиля.
- И вы решили: пусть лучше ходит пешком?
- Естественно.
https://www.marpravda.ru/news/starye-teksty-ot-glavnoy/23-oktyabrya-1991-goda-pochemu-ne-priekhali-v-yoshkar-olu-zhanna-aguzarova-i-aleksandr-serov-skolko-/