Внешне этот учебный день в Куженерской средней школе Марий Эл ничем не отличался от других, если не считать того, что взрослых почти не было видно: они тихонько сидели в учительской и лаборантских, а многие потом и вовсе отбыли на торжественное собрание по случаю Дня учителя. Вся власть в школе 5 октября перешла к ученикам, поскольку здесь проводился так называемый день дублера. Обычно его приурочивают к этой дате, чтобы дать педагогам возможность немного расслабиться в свой профессиональный праздник.
«Педагоги на день»
Уроки во всех классах ведут ученики, школьники исполняют обязанности администрации, социального педагога, психолога. Директор сегодня Настя Калинина, завучи Аня Горохова и Юля Яндемерова. Как говорит заместитель директора школы Ольга Роженцова, обычно проблем с желающими примерить на себя учительскую профессию хватает, уговаривать не приходится. Девчонки активнее пацанов.
Чтобы стать дублером, помимо желания необходимо еще получить согласие педагога-предметника, чьи уроки будет вести его «двойник». Есть возрастной ценз – в «педагоги на день» берут, начиная с девятого класса, в основном это старшеклассники. В выпускном 11 классе учеников почти не остается – все уходят на «фронт».
Пятерок им не жалко
Мотивация разная: большинство хочет проверить себя, некоторые не прочь покрасоваться, иногда имеет место и то, и другое. Дать несколько уроков, порою для сверстников, испытание непростое, поэтому учителя заранее готовят своих напарников, пишут подробные планы, говорят, для себя так не стараемся, как для них. Перед уроком каждый получает журнал, правда не тот самый настоящий, а разовый, но в нем тоже есть графа об отметках, которые дублер имеет право ставить. Кстати, педагог может перенести их в свой журнал, может и не зачесть, потому что дублеры люди, как правило, очень добрые, им пятерок не жалко.
Есть у них своя «учительская» - это комната общественных организаций, которую все по привычке называют пионерской. Но комнатка небольшая, а новоиспеченных педагогов несколько десятков, поэтому общий педсовет перед уроками проходит в фойе школы. Туда мы отправляемся вместе с завучем по воспитательной работе Ольгой Роженцовой, сегодня Ольга Валерьевна обращается к школьникам совсем по-взрослому: «Здравствуйте, коллеги». Небольшое напутствие и вперед по классам.
Самый трудный первый класс
Определяемся куда пойти нам. Оказывается, самое трудное это первый класс, потому что детишки маленькие и по настоящему к дисциплине еще не приучены. Берем курс на 1 «б», здесь 24 шустрых первоклашки. Урок «Окружающий мир», ведут два дублера, подружки - девятиклассницы Даша Зыкова и Юля Кропотова. Даша объявляет тему урока – «Камни» и начинает излагать материал. Чувствуется, что юные учительницы очень волнуются, стесняются и мало-помалу в классе начинается гомон. Дисциплинировать малышню помогает педагогический прием, к которому прибегают дублеры – следует команда встать и успокоиться. Урок входит в нормальное русло с работой у доски.
Выпросить оценку
Ну а мы перебираемся к ребятам постарше - в 9 «а» класс, почти половины учеников сегодня здесь, правда, нет – сами учат уму-разуму тех, кто помладше. Урок химии дает ученица 11 класса Аня Горохова, помимо всего прочего она еще и завуч по учебно-воспитательной работе. Девушка собирается стать доктором, учится в химико-биологическом классе, поэтому предмет знает, урок ведет очень уверенно, хорошо поставленным голосом. С Аней мы пересеклись потом во время переменки. Она оказалась вполне принципиальным педагогом: поставила пятерку и две четверки. Признается, что хотела влепить трояк, но ученик буквально выпросил у нее «хорошо с минусом». Все это заставляет думать, что тему металлов девятиклассники усвоили неплохо.
Заглянули мы и в школьный спортзал, где с ребятишками урок вела десятиклассница Аня Бурдакова. Чаще всего этот предмет выбирают парни, но иногда и девчонкам удается пробиться в физруки. Тут как раз раздается звонок. Уроки сегодня на 10 минут короче, чем обычно. Стандартный 45-минутный сложно выдержать и дублерам, ведь у них по нескольку занятий, и ученикам - начинаются проблемы с дисциплиной.
Разбор полетов
Ну а завершением дня является педагогический совет, на котором состоялся разбор полетов, обмен мнениями, ученики признаются, что, побывав в учительской шкуре, они совсем по-другому начинают относиться к этой профессии и своим педагогам. Явных провалов, чтобы дублер дезертировал с урока, не было никогда, хотя порой им приходится несладко. Это уже умудренные некоторым жизненным опытом старшеклассники понимают «правила игры», а вот для ребятишек помладше дублер это всего лишь «Ванька с нашего двора». Поэтому в тех классах, где есть проблемы с дисциплиной, на урок к дублеру по собственной инициативе иногда приходит педагог-предметник. И хотя он (а) тихо-тихо сидит себе на «камчатке», классные бузотеры знают, что лучше не нарываться.
Безусловно, по большому счету день дублера это игра, но игра хорошая, полезная, которая дает ребятам возможность проверить себя. Далеко не все из них пойдут в педагогический, еще меньше вернутся в школу, но в любом случае это опыт, который в жизни никогда не бывает лишним.
https://www.marpravda.ru/news/obrazovanie-i-vospitanie/shkolnyy-perevorot-vsya-vlast-v-shkole-mariy-el-pereshla-k-uchenikam/