Сегодня, в век цифровых технологий, онлайн-обучение претендует на роль одного из наиболее эффективных инструментов передачи знаний
С его помощью люди разных возрастов и профессий со всех уголков России смогут слушать лекции лучших преподавателей, выбирать индивидуальные траектории обучения и развития.
В рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» на территории страны созданы десять региональных центров компетенций в области онлайн-обучения. Одним из вузов – победителей конкурса Минобрнауки РФ на право открытия такого центра в 2017 году стал Поволжский государственный технологический университет (Волгатех).
С тех пор минул год. Что удалось сделать за это время? Насколько успешно идет процесс взаимодействия вузов, продвигающих идею онлайн-обучения в нашей стране? Какую роль в этом играет Волгатех? И что дает нашей республике реализация этого проекта? Слово – проректору по организационным вопросам и информатизации ПГТУ Александру Волкову.
– Александр Витальевич, в чем суть проекта?
– Всего в рамках реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» было задействовано 8 лотов. Семь из них можно назвать инфраструктурными, каждый из них в итоге достался одному из университетов – участников конкурса. Основной целью этих лотов было создание благоприятной среды для развития онлайн-обучения в России в целом и, в частности, для реализации задач, которые будут решать обладатели восьмого лота.
Этот лот выиграли сразу 10 университетов с широкой географией присутствия – от Калининграда до Дальнего Востока. В их числе – наш Волгатех, к слову, единственный представитель Поволжья.
Вузам-победителям поставлена задача – наладить взаимодействие с региональными образовательными организациями для повышения квалификации их работников, помощи в создании и внедрении онлайн-курсов в образовательный процесс. Это важный шаг на пути формирования в России современной цифровой образовательной среды
– То есть вы участвуете в решении задачи государственной важности! С чего предстояло начать?
– Важно было оформить наш опыт и найти возможность его передать. Сначала каждый из десяти региональных центров занимался этим самостоятельно, но достаточно скоро всем стало ясно, что надо консолидировать усилия – совместная работа и обмен опытом сделают нас намного сильнее. Отсюда сформировалось предложение – организовать взаимодействие наших десяти вузов в формате Координационного совета, что и произошло в июне этого года.
На мощностях Волгатеха создали онлайн-ресурс, где происходит общение представителей вузов – участников Координационного совета и хранятся все документы, связанные с его деятельностью.
– Вас, как одного из инициаторов всех этих нововведений, выбрали председателем Координационного совета…
– Спасибо коллегам за доверие! Совет заработал, и практически сразу стали возникать направления для нашей совместной деятельности. Так, например, на последнем заседании совета, мы обсуждали возможность участия центров в процедурах оценки качества онлайн-курсов.
– Не повлияли ли на вашу совместную деятельность произошедшие в стране перемены, в частности – недавнее преобразование Министерства образования и науки РФ в Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации?
– Нет, наш проект остался в прежнем формате. Больше того – процесс перехода на рельсы цифровой экономики в России в последнее время ускорился. И задача наша стала еще более конкретной и материальной.
В мае министром науки и высшего образования РФ стал Михаил Котюков. На состоявшейся после этого встрече премьер-министра страны Дмитрия Медведева и Михаила Котюкова с ведущими ректорами российских вузов была поднята тема онлайн-ресурсов и подтверждена стратегическая важность этого проекта для России.
– Что еще было сделано по реализации проекта?
– За минувший год в центре компетенций Волгатеха разработали и начали реализовывать 10 программ повышения квалификации для сотрудников образовательных организаций. Сегодня ими охвачено уже пять федеральных округов – порядка 50 образовательных организаций, представители которых окончили эти курсы.
При этом наши программы рассчитаны на людей с разным начальным уровнем подготовки, а образовательные организации – партнеры нашего центра могут обучать своих сотрудников на курсах совершенно бесплатно, записавшись на нашем портале. Кстати, в процесс повышения квалификации активно включилась академическая общественность республики: у нас обучились десятки представителей марийских вузов, техникумов и даже лицеев.
– Вы учите не только преподавать, но и тому, как надо обучатся в онлайне?
– Да, наш курс «Онлайн-формат: обучение через всю жизнь» доступен всем и ориентирован на студентов и старших школьников. Он рассказывает о том, что такое онлайн-курсы, как на них учиться, и какие задачи можно решать с помощью онлайн-обучения.
– При этом вы создаете и курсы по освоению отдельных дисциплин?
– Конечно! Например, онлайн-курс «Информатика. Часть 1» может охватить абсолютно всех студентов первого курса независимо от направления подготовки. Кроме того, он может использоваться в образовательных организациях СПО.
Мы хотим, чтобы наши коллеги овладели очень мощным и эффективным инструментом для формирования и освоения самых современных компетенций. В условиях перехода к цифровой экономике для людей остро встает задача постоянного обновления знаний. И решение этой задачи, с одной стороны, содействует развитию экономики, а с другой – создает условия для монетизации образовательных услуг. Для преподавателя, если он научится создавать онлайн-курсы по востребованным направлениям, это возможность неплохого дополнительного заработка.
– Получается?
– Недавно мы запустили онлайн-курс по русскому языку с участием преподавателя из многопрофильного лицея-интерната поселка Руэм. Это помогло нам показать, что, при желании школьный учитель может освоить современные технологии и создать онлайн-курс.
Сейчас при поддержке Министерства образования и науки РМЭ запускаем на апробацию олимпиаду по русскому языку среди школьников на базе онлайн-курсов. Подготовили комплекс мероприятий, призванных рассказать учителям школ и преподавателям техникумов о преимуществах онлайн-обучения. Цель – дать возможность всем, независимо от места учебы, проявить себя, получить качественные знания и вырасти в современных специалистов, востребованных на рынке труда.
При этом мы хотим донести до наших юных земляков и их родителей, что с новыми технологиями совершенно необязательно уезжать учиться за пределы родной республики, все необходимые знания можно получить и здесь!
– Что планируете делать дальше?
– Работая над технологиями будущего, к коим относится онлайн-образование, важно продумать стратегию на 1-2 шага вперед. В 2016 году мы в нашем университете создали лабораторию «Искусственного интеллекта в образовании» и стали серьезно заниматься вопросами внедрения методов машинного обучения и искусственного интеллекта в онлайн-обучение. Наши наработки в этой области уже признаны в России. Широкое внедрение возможностей искусственного интеллекта – наши дальнейшие шаги.
– Приведите примеры работы в этой области.
– К примеру, мы научились анализировать качество процесса онлайн-обучения и планируем дальнейшее развитие в этом направлении. Ведется работа по созданию интеллектуального тьютора для обучающегося на онлайн-курсе. Тем самым мы будем адаптировать курсы под каждого обучающегося, анализируя его поведение, подсказывая правильный алгоритм прохождения курсов для достижения максимального результата. Есть и другие интересные проекты.
– Задачи серьезные, в одиночку их не решить…
– Мы не одни, с нами наши коллеги, в том числе из других вузов – участников проекта. С нами – руководители Волгатеха, видящие перспективы нашей работы. А еще мы чувствуем поддержку Министерства образования и науки РМЭ и, конечно же, руководства республики, с благословения которого мы начинали наше участие в федеральном проекте, став его победителями.
– Где можно увидеть готовые онлайн-курсы?
– Наши курсы размещаются на портале онлайн-образования Поволжского РЦКОО –https://mooped.net/. Регистрируйтесь и выбирайте интересующий вас онлайн-курс! А все онлайн-курсы, прошедшие экспертизу в рамках проекта СЦОС, собираются на федеральном ресурсе организованном по принципу «одного окна» – https://online.edu.ru.
– С какими проблемами приходится сталкиваться в ходе реализации проекта?
– Главная проблема – человеческий фактор: присущий ряду наших коллег консерватизм, неготовность к инновациям, открытости и конкуренции. – Как машина может заменить личный контакт? – спрашивают они. И нам в очередной раз приходится объяснять, что онлайн-обучение не противоречит традиционному образованию, а лишь дополняет его.
Более того, в нынешних школах и вузах сегодня не хватает индивидуального подхода, который могут дать онлайн-курсы. Они будут подстраиваться под уровень каждого конкретного пользователя, особенно в будущем, с развитием систем искусственного интеллекта. Плюс сотрут географические границы, будучи доступными в любой деревне – нужен только компьютер и Интернет! Так что онлайн-курсы – это отличный инструмент для самообразования и саморазвития.
В современном обществе даже самым маленьким детям попадают в руки цифровые гаджеты – телефоны и планшеты. Важно с малых лет начать формировать правильную информационную культуру!
– Что дает онлайн-обучение нашей республике?
– Все, о чем мы сегодня говорили! Плюс – конкурентное преимущество перед многими другими российскими регионами в том смысле, что у нас уже вовсю идут процессы, связанные с решением задачи государственной важности – цифровизации образовательной среды, без чего нельзя создать цифровую экономику. И наша республика – в авангарде этого процесса!
В итоге мы обрели мощный инструмент для развития всех видов образования – начального, среднего, высшего. И этот инструмент способен помочь получать современные знания всем нашим землякам, любого возраста и профессии.
Рекламаhttps://www.marpravda.ru/news/business/novye-kadry-dlya-tsifrovoy-ekonomiki/