Театральный фестиваль «Мост дружбы», который собрал в Йошкар-Оле труппы 16 русских драмтеатров – из других регионов России и даже из других стран, завершился. И круглый стол «МП» мы посвятили именно этому событию.
У нас в гостях побывали: директор Академического русского театра драмы им. Г.Константинова Сергей Московцев, а также наши московские гости: театральный критик и драматург Валерий Бегунов, блогер, поэт и журналист Фазир Джаферов, арт-директор фестиваля «Пять вечеров на Кипре» Армине Оганесян, директор Луганского драматического театра им. П.Луспекаева Галина Михайлюк-Филиппова и PR-директор фестиваля Алена Август.
Сильная афиша
- Йошкар-Ола, будем честны, тупичок, транспортный, а значит и социальный. Так что же вас так влечет сюда?
Михайлюк-Филиппова: - Нас тянет сюда… дружба, прежде всего между нашими театрами. Театр драмы им. Константинова в Луганской народной республике был четырежды, и мы увидели спектакли этого чудесного коллектива. В итоге мы уже во второй раз приехали в вашу республику. Естественно, это еще и общение артистов, и возможность принять участие в капустниках, как шанс… подурковать, что тоже важно.
Август: - Да, капустники - разумеется, после основного репертуара - это очень классная фишка именно вашего фестиваля, потому что настоящие друзья всегда могут подшутить над собой и при этом… не обидеться друг на друга.
- Официальные итоги этого фестиваля уже оглашены. И все же: какой спектакль стал лично для вас открытием?
Оганесян: - Вы знаете, афиша фестиваля была достаточно сильная. Вплоть до того, что в репертуар мероприятия были включены спектакли, которые уже сейчас попали в шорт-лист «Золотой маски». Представляете: возможный победитель «Золотой маски» еще до оглашения ее результатов, возможно, был уже увиден зрителем здесь, в Йошкар-Оле.
- Прочь загадки… Например?
Оганесян: - Ну, например, «Снегурочка» из Кинешмы, гостья фестиваля. Для меня, я считаю, одним из лучших был спектакль из Луганска «Отцы и дети». И потрясением стал все-таки спектакль из Германии «Нуриев». Здесь играл очень сильный актер, мощная режиссура… Вообще, можно взять серьезного автора и сделать мертвый спектакль. И тогда всем кажется, что это все очень «высокодуховно», это «очень интересно», зритель сидит, внимательно смотрит, но… ничего не понимает. Ему скучно, но сосед рядом делает так же…
Эксперимент без перебора
- Да, да, что-то знакомое. Мне кажется, так же себя ведут некоторые зрители на джазовых концертах: скучно, но надо же сделать вид: ну что вы, я в теме…
Оганесян: - Примерно так. Но в целом на этом фестивале такого не было. Все спектакли сделаны на хорошем уровне, и даже на основе литературы, которая считается… фоновой.
Август: - Вообще, очень сложно было сделать выбор, и хорошо, что я не член жюри, это как сравнивать конфеты и соленые огурцы. Мне лично понравился спектакль «Мсье Ибрагим»: кажется, легкий сюжет, но выполненный очень серьезно, проникновенно.
Мне очень пришелся но нраву также спектакль «Плаха»: там тоже сложный текст, непростая история, и тоже очень искренне отыграна. Причем театру удалось не уйти в показное экспериментирование. Сейчас же очень модно: поставить на сцену два стула и с ними это все играть, изображая некий эксперимент. А важно сохранить именно психологизм нашего, русского театра, потому что такой театр заставляет думать, переживать, плакать после спектакля.
- И все-таки новый подход прозвучал на фестивале. И речь как раз шла не о «выходе» двух стульев на сцену…
Август: - Конечно. Не эксперимент ради эксперимента важен. Не это натужное кривлянье, что «вы ничего не понимаете, мы просто новое слово в драматургии». А эксперименты, которые помогают лучше понять спектакль.
Джаферов: - И знаете, в этом смысле меня удивил спектакль «Гроза», я писал в тот же вечер свою колонку, мне казалось, что он мне… не понравился. Но… когда я начал вспоминать, писать и думать о нем, я стал находить в нем какую-то мистику, иные планы…
Чем отличен театр
- То есть впечатления о спектакле могут быть разными у одного и того же человека на выходе из зала и… утром?
Август: - Конечно! Это как раз и есть эффект русского психологического театра. Ты думаешь после спектакля. Он внутри тебя еще продолжает жить. Это не как с инетом и кино: увидел модное название, посмотрел, «отчекинился», что ты там был. А театр – нет, это другое искусство. Это искусство, которое остается с тобой.
- Нужно обязательно быть при этом внутри театра, или тот же инет позволяет незримо присутствовать на сцене, в зале?
Август: - Мне кажется, живой эффект - это нечто другое, это же еще и психологическая связь. Энергетическую волну, которая идет со сцены, через монитор передать очень сложно, это нужно почувствовать, пережить самому.
Московцев: - Да даже если вы сравните картинку, которая идет на экране, и объемное впечатление от нахождения в зале – это будет впечатление, как будто вы увидели два разных спектакля! Интернет никогда не заменит дыхание зала, который не только дает актерам настрой, но и опять же влияет на сам зал.
- Интересно ли вам, наши дорогие гости, было листать комментарии наших зрителей, или их в каждом регионе столько, что память сама стирает?
Оганесян: - Ну почему же, многие зрители реагировали иногда очень живо. Зритель, он же всегда все чувствует. Когда Каму Гинкаса, известного режиссера, который всегда ставит серьезные спектакли в Москве, спросили: «Как вам это удается?», он рассказал свой секрет. Если ты к зрителю обращаешься, как к быдлу, он себя так и ведет. Если же мы обращаемся к нему как к глубокому, думающему человеку, то этот человек сам себя начинает им ощущать…Такова сила искусства.
…Чертовски еще много интересных мыслей высказали наши московские гости в прямом эфире телеканала «Марправда-ТВ».http://www.marpravda.ru/news/religiya/teatr-budushchego-provereno-v-mariy-el/