Моторизованные жители деревни Актугансола (Марий Эл), добираясь до дома, теперь смело жмут на газ. Молодые на своих автомобилях мчатся по улице с такой скоростью, что, того и гляди, занырнут в овраг, - говорит местный житель Юрий Градов. - Может, и не стоило дорогу делать такой ровной, чтобы не носились сломя голову.
Мимо цели
С Юрием Васильевичем последний раз мы встречались в апреле нынешнего года. Разговор тогда шел как раз о строительстве проезда. Деревня состоит из двух длинных параллельных улиц: Солнечной и Родниковой, разделенных между собой своенравной речушкой Кокшеркой. Но если на первой проезд более-менее замощен, то Родниковая на тот момент была территорией полного бездорожья.
Люди четыре года(!) пытались пробиться в программу местных инициатив, но каждый раз «пролетали» мимо цели. Тогда в апреле Градов сказал, что если и нынче с программой у них ничего не получится, то родниковцы будут строить проезд своими силами, потому как грязь всех уже достала настолько, что сил терпеть больше нет. Кстати, с программой и в 2018 году действительно тоже ничего не выгорело.
Безлошадные платят меньше
Но Актугансола деревня удивительная: дружная да работящая, народ стойкий и даже если обстоятельства против них, все равно добиваются своего. Поэтому мы с Юрием Васильевичем в декабре стоим уже на укутанной снегом добротной щебеночной дороге по Родниковой улице. Я проехал ее почти до самого конца - нигде даже не тряхнуло.
Построен проезд на сборы местных жителей. По инициативе Градова провели собрание, люди согласились сброситься, со двора вышло порядка 4-6 тысяч рублей. Договорились, что владельцы автомобилей (в некоторых семьях имеется по две и даже по три машины) вносят в общую копилку на две тысячи рублей больше, чем «безлошадные». Наверное, это справедливо. Помощь оказала администрация сельского поселения и индивидуальный предприниматель Любовь Гордеева, которая занимается закупом молока в их деревне. Больше спонсоров найти не удалось, хотя Градовы обращались по многим адресам.
Погода против
Так что с деньгами было, мягко говоря, негусто, а тут еще и погода вставляла палки в колеса. Только подготовили «корыто» - основание дороги, зарядили дожди, выстлали песчаную «подушку» - история повторилась.Чтобы песок вообще не смыло, начали завозить и укладывать щебенку, благо карьер недалеко, доставка обходится в разумные деньги. Сначала разравнивали своими силами, потом наняли грейдер. Дорога получилась хорошая, вот только…щебня на всю улицу не хватило, а деньги закончились.
Долг платежом красен
Спасибо руководству карьера, говорит главный организатор дорожных перемен, они согласились отпустить нам в долг 100 тонн материала. Так что в итоге удалось замостить все 550 метров Родниковой, никто не в обиде. Правда, долг платежом красен – до Нового года с карьером нужно рассчитаться, сейчас сельчане обратились за помощью к одному крупному агрохолдингу, если и они не помогут, разводит руками Градов, то придется проводить собрание и вновь собирать деньги с населения – другого выхода нет.
И ленточку разрежем
Впрочем, окончательное завершение строительства ожидается на следующий год – актугансолинцы, как того требует технология, поверх крупной щебенки хотят положить еще и слой мелкой, чтобы дорога была гладкой да ровной и прослужила долго. Ну а когда поставим точку, планирует Градов, обязательно проведем торжественное открытие проезда с разрезанием красной ленточки и деревенским праздником. Как говорится, сделал дело, гуляй смело.
http://www.marpravda.ru/news/selo/kak-zhiteli-derevni-v-mariy-el-sumeli-v-dolg-postroit-dorogu-i-pochemu-bezloshadnye-platyat-menshe/