Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета республики Марий Эл

424000, г. Йошкар-Ола, ул.70-летия Вооруженых сил СССР, д.20
телефон: 8 (8362) 45-26-44
e-mail: info@marpravda.ru

Иван Кузнецов. Дневник директора техникума

Иван Кузнецов. Дневник директора техникума

Почти три десятка лет в Марийском радиомеханическом техникуме проходит волейбольный турнир памяти директора Ивана Кузнецова, собирающий участников со всего Поволжья. Сегодня мы впервые публикуем записи из личного дневника Ивана Михайловича.

Июль 1966 г.

Полный больших надежд и планов вступал в должность директора. В трудовой книжке осталось немного записей, но был уже немалый опыт работы. 7 лет я работал преподавателем в этом техникуме. 9 лет проработал в Политехническом институте, в том числе 7 лет на должности старшего преподавателя, год секретарем партбюро института, год - деканом механического факультета. Передо мной открывались большие перспективы, но для этого нужно было стать кандидатом наук. Имея троих детей и не имея никакой поддержки от родителей я не мог покинуть семью и уехать в аспирантуру. При моему профиле нельзя было рассчитывать на самостоятельную работу или помощь местных научных работников. Вовремя я понял, что из института нужно уйти. В ГК [горкоме партии] мне предложили и я дал согласие перейти в техникум.

Еду в Москву. В кабинете замминистра собраны члены коллегии. Зам.начальника управления зачитал мои анкетные данные. Один вопрос ко мне “Почему я считаю возможным уйти из института”. Я ответил “В институте есть смысл работать только имея научную степень. Мне получить ее не представляется возможным”. “Как вы расцениваете техникум, что он собой представляет?” - был задан другой вопрос. Я ответил, что техникум является лучшим в республике. Утверждение состоялось.

Помню первое совещание в кабинете директора. За стол, застланный зеленым сукном сели Ребров, Кобыльницкий, Липатников, Шешина, Стекольщиков, Перель, Вицюк. Кобыльницкий опоздал. Сейчас он мнет папиросу. Вот закуривает и едкий дым стелется над столом. Говорят, друг друга перебивают, никакой дисциплины. Поневоле вспомнишь институт. Внешняя культура там значительно выше. Дело не во мне. Вести совещание мне не впервой. Придется приводить все в порядок.

В 1950 году после окончания Московского электротехнического института связи Иван Кузнецов был распределен в Йошкар-Олу на завод п/я 42 в Йошкар-Олу. В том же году он был переведен на преподавательскую работу в МРМТ, затем работал в Поволжском лесотехническом институте (ныне Волгатех).

Август 1966 г.

Что представляет собой техникум? Два здания, где хаотически расположены административные помещения, аудитории, кабинеты, лаборатории. Зачем то имеется 2 актовых зала. Два Я жила в общежитии. Мой молодой человек учился тоже в техникуме, но жил в городе, поэтому путь в общежитие ему был закрыт и он лазил в окно. В итоге на первом этаже поставили решетки. Он стал лазить по по трубе. На втором этаже поставили решетки... Потом на третьем... В итоге меня вызвали к директору техникума,  единственный раз была в его кабинете. Он спросил что теперь на 4 этаже решетки ставить? Насколько серьезно у нас? Я ответила что все серьезно. Иван Михайлович решил вопрос с выдачей пропуска на вход в общежитие. С мужем вместе мы уже 37 лет.Воспоминание выпускницы МРМТТатьяны, записано в 2016 г.спортивных зала - это хорошо. В лабораториях нагромождение … электрорадиоизмерительных приборов. Грязь. Радиомонтажные мастерские расположены в двух закутках. Дым от паяльников выходит в окна, а паяют припоем. Тогда я еще не знал, что это запрещено.

Механические мастерские чего-то значат. Станков много. Делают продукции на 15 тыс.рублей.

Удручающее впечатление вызывает котельная, расположенная во дворе техникума. Котельная большая. 800 тонн каменного угля закупает техникум ежегодно. Тягостно следить за работой пьяных кочегаров. Уголь лежит во дворе. Угольная пыль садится на окна. Труба дымит беспрерывно. Двор техникума выгорожен. Но что-то тут черт ногу переломит. Тут и старый кирпичный туалет и бывшая конюшня, сарай профтехучилища для металла, какой-то рыночный погреб. Нет спортивных площадок. Что будем делать с двором?

Общежитие есть на 450 мест. Таким поселком юношей и девушек управляет один комендант. Что творится в общежитии? Об этом ходят анекдоты.

Наступил август. Абитуриенты сдают вступительные экзамены.

Вывесили списки зачисленных на 1 курс техникума. У списков стоит толпа многие плачут. Идут ко мне. Просят сделать что-нибудь. Зачислить. Я сижу, принимаю, беседую. Самому хочется плакать, хочется убежать. Жаль юношей, девушек, родителей. Не умею я еще работать, не привык.

И вдруг звонок. Звонит директор завода [ЗПП] Блюм. “Вы почему переманиваете работников? Томашов наш инженер и пожалуйста не переманивайте. Я буду жаловаться в горкоме”. Звонок из Горкома [партии]. Иду туда. “Вы приняли Томашова. освободите”. “Поймите, не могу я уволить его. Приказ уже написан. Какой же я буду директор, если начну работу таким образом. Ведь Томашову я уже пообещал”. “Увольняйте”.…

Томашов остался у нас.

Пользуясь моей неопытностью этот же секретарь горкома сумел “подарить” нам двух работников.

...

Октябрь 1966 г.

Тяжкое впечатление о себе оставил первый педсовет. Большой коллектив не вместился в аудиторию. Где проводить. Сделали попытку провести его в актовом зале 2-го корпуса. Актовый зал пуст. Нет занавесей на окнах. Нет занавесей на сцене. Нет стульев. Как пустой сарай. Звук раскатывается и глохнет. Прошло 2-3 года со дня окончания строительства и зал пустует. Кинобудка не оборудована. Ценная киноаппаратура лежит в ящиках. Выдача блюд в столовой оборудована в актовом зале. Вечно шумит холодильник. В зале пахнет пищей. Педсовет не удался. Нет дисциплины. Преподаватели входят после начала педсовета. Разговаривают. Речь плохо слышна. А ведь нужно все как-то изменить.

Все говорят, что актовым залом [в новом корпусе] пользоваться нельзя. Акустика никуда не годная. Как же быть? Ведь не проводить же вечера и собрания в 1 корпусе. Там актовый зал расположен на 3 этаже, учащиеся расходятся по всем закоулкам учебного корпуса. Пьют вино. Хулиганят, бьют стекла. И на такой территории трудно усмотреть.

Как связисту, кое что слышавшему об акустике, пришлось взять соответствующий учебник. Наконец я сделал вывод: Если мы повесим шторы на окна, если будет занавес на сцене, если поставить полный набор стульев и повесить кое-что на стены, то акустика будет удовлетворительная.

И тогда я своему заместителю по хозяйственной части поставил твердую задачу оборудовать актовый зал. Оборудовать кинобудку. Но это было сделано не скоро. А пока никто не собирался проводить вечера во 2 корпусе, и если бы кому-нибудь сказать, что скоро будем проводить вечера там, то меня бы высмеяли.

Кадры кинохроники к юбилею Марийского радиомеханического техникума. 1969 год.

Ноябрь 1966 г.

Приближается 7 ноября. К торжественному собранию готовлю праздничный приказ. Кому объявлять благодарность? Учащимся за учебу. Преподавателям - за что? Я не задумался тогда над этим вопросом и список лиц для объявления благодарности был очень длинный. А как возмущались забытые благодарностью, и они правы так как в этом случае можно было благодарить всех или никого. Доклад мой на торжественном собрании крайне не получился. Зал был полон. Усилитель как всегда хандрил. Прослушивались какие-то наводки передачи радиотелеграфа. Под балконом стоял сплошной гул, так видимо давно привыкли. Да и доклад мой был длинен, не рассчитан для подобных условий.

“Первый блин комом” - пришлось сказать мне. А на первом же совещании всем объявил, что впредь благодарность любому работнику может быть объявлена при условии, если можно твердо сформулировать “за что”. Этот принцип позволил в будущем отметать всех, кто привык получать благодарности просто так.

Иван Кузнецов (слева) на первомайской демонстрации.

1967 г.

В этот год я поставил себе целью организовать преподавателей для занятий в волейбольной секции. Выделили специальное время в спортивном зале. На первые игры пришли многие… Долгое время наши игры носили любительский характер, скорее для развлечения, чем для спорта. Но шло время. Отчислились случайные попутчики. Команды преподавателей пополнились новыми бойцами. Теперь мы сражаемся на волейбольной площадке регулярно и профессионально. Мы неоднократно побеждали команду преподавателей политехнического института и не боимся встречаться со сборной учащихся техникума.

Удивительно то, преподаватели-волейболисты сыграли большую роль в формировании коллектива техникума. В наш коллектив тянутся спортсмены. Здесь находят родной дом, коллег по труду и увлечениям. Образование спортивного ядра сыграло решающую роль в формировании коллектива техникума.

До сих пор в этом зале МРМТ волейбол один из главных видов спорта. На фото Иван Кузнецов поздравляет спортсменку.

Справка

Иван Кузнецов родился 26 января 1928 года в с. Георгиевское Межевского района Костромской области. Окончил Московский электротехнический институт связи. После которого в 1950 году направлен на работу на завод п/я 42 в Йошкар-Олу. В том же году переведен на преподавательскую работу в МРМТ, работал в Поволжском лесотехническом институте (ныне Волгатех). С августа 1966 года до назначен директором МРМТ. Пять раз избирался депутатом горсовета Йошкар-Олы. Заслуженный учитель школы МАССР, Почетный радист СССР.

23 августа 1970 г.

Сегодня воскресенье. Что бы ни делал, мысли невольно возвращаются к проблемам завтрашнего дня. Казалось бы, что значит для обычного человека понедельник? Приходи начинай работать. Мне же нужно решить, что делать и как делать.

Нужно провести заседание приемной комиссии, затем утрясти список абитуриентов на замену взявших документы. Затем пойдут родители. У всех один вопрос, как устроить в техникум сына или дочку. Однако я должен быть завтра в Москве, быть в министерстве, добиваться открытия филиала техникума в другом городе. Известно, что добиться открытия учебного заведения могут только лица которым нужны кадры, заинтересованные. Техникум не нуждается в филиале. Это будет камень на шее. И я должен ехать и выпрашивать себе этот камень. Я не поеду завтра в Москву. Надеюсь, что министерство не разрешит выезд. Мой заместитель в отпуске. Оставить техникум в момент завершения приема так позволят ли в Москве? Но от этого мне не будет легче здесь.

Осталась неделя до 1 сентября. Хозяйственные работы в разгаре. Ремонт зданий, строительство теплотрассы, приемная комиссия, подготовка расписаний занятий - в целом перед глазами калейдоскоп.

Сделано ли что-нибудь новое за 4 года моей работы. Внес ли я что-либо?

Кое-что мне удалось. А был огромный беспорядок. 1300 учащихся дневного отделения, 800 - вечернего, 80 преподавателей и 100 других работников почти неуправляемого коллектива. Директор тянул время уходя на пенсию. Заместитель по учебной работе деморализованный, растерявшийся в той обстановке, не знающий за что взяться. Два зав.отделениями (дневными) не могут управлять, не знают кем управлять, не знают своих обязанностей и только сотрясают воздух на различных собраниях и “разносах”.

Они “разносили” дирекцию, так как себя считали не относящейся к ней, разносили преподавателей и учащихся. А между тем они ни за что не отвечали. Зав.вечерним отделением делал все так как нужно, но выглядел всегда в плохом свете. Преподаватели делали все что хотели. Менялись занятиями, проводили столько занятий сколько хотели, оформляли документацию так как хотели и не всегда это делали.

Нельзя было никому задать вопрос “Почему”. Обычным ответом был: “У нас так было”. Слабая успеваемость, нарушение дисциплины, слабая посещаемость, большое количество отчисленных из техникума, грязь в аудиториях, черные столы, допотопные лаборатории и в то же время прекрасные здания и богатейшие перспективы.

К коллективу подходило слово “Вольница”. Все ругались, кричали, многие сплетничали. Отсутствовали дисциплина и порядок, часто - законность, и в то же время это был лучший техникум города. Уже третий год функционировал новый учебный корпус, а актовый зал в нем был пуст, без кресел, без занавесей. Утверждали что акустика в нем не позволяет ничего делать. Киноустановка (новая, широкоэкранная) лежала в коридоре. И это в новом принятом здании. Во дворе хлам, конюшня, старая уборная и многие другие отслужившие свой срок деревянные помещения.

19 октября 1970 г.

Темные дождливые дни осени. 4 ноября будем отмечать 50-летие МАССР. Готовимся слабо. В техникуме междувластие. Сменился секретарь партбюро. Новое соотношение сил беспокоит. Я взял студенческие билеты у однокурсников в техникуме и по ним по ним с друзьями из 8 школы уехал в Прибалтику, у них там были знакомые. Цены на поезд по студенческим тогда были копеечные. Друзей кинулись искать и там нас забрали в милицию. У ребят из 8 школы были высокопоставленные родители, здесь был поднят шум. Раз уехали по студенческим из техникума - понятно кто зачинщик... прямая дорога к отчислению. Меня вызвали к директору. Иван Михайлович строго со мной поговорил, но поверил в меня, оставил. После этого у меня и спортивные успехи пошли в техникуме...Воспоминание выпускника МРМТ, Николая, записано в 2016 году.Провел первое совещание с административными работниками техникума. Дал задания проверить планы работы преподавателей, кл.руководителей, составить план работы с дипломниками, огласил приказ о назначении нового замдиректора и заведующего учебной частью.

Пока трудовая дисциплина низка - расшаталась за лето. В следующий раз придется напомнить. Оценивая летний период, можно сказать, что кое-что сделано. Теплотрасса на 150 метров построена. Труба нашей котельной не дымит. Прием на I курс завершен нормально. Строительные отряды заняли II и III места среди отрядов техникумов. Сельхозработы тоже завершены. Отремонтирован спортивный зал и его крыша. Отремонтированы общежитие и крыши учебных корпусов.

Сделано очень много работы, но новые планы уже в голове.

Нужно переоборудовать котельную под механические мастерские. Мастерские должны снабдить техникум мебелью. Нужно наладить выпуск стендов для лабораторий так как это делает Ленинградский радиополитехникум, сделать еще один автоматизированный кабинет, а затем еще один. Закончить спортсооружения во дворе техникума. Построить на Кичиере несколько деревянных домиков и столовую. За год все не осилить. Но к 1975 году должно быть все сделано.

25 сентября 1975 г.

День отъезда [из санатория]. После обеда пытался уснуть. Ничуть не бывало. Таки и провалялся в постели до 17.30. Встал, оделся, взял свои вещи и пошел на автобус. И вот сижу в Минеральных Водах в аэровокзале. Сидеть предстоит долго. Только в 3.00 вылетит самолет в Йошкар-Олу и будет лететь 6 часов (с посадкой в Волгограде). Нужно набраться терпения. В автобусе до Минеральных Вод была соседка, которая отдыхала в Грушевой Роще. Она была за время отдыха на всех экскурсиях, а их за 24 дня немного нимало не менее шести. Она была удивлена, когда я сказал, что участвовал только в двух экскурсиях. Почему я не ездил? Так же было , когда я был в санатории в Хосте, а тогда мне было на 7 лет меньше (40 лет). Долго думал, почему меня не интересуют экскурсии. Может быть утрачен интерес к жизни? Ведь отсутствие желаний, это первый признак. Желать, значит жить. И все же эту гипотезу мне пришлось отвергнуть, потому что я заметил в себе одну особенность. В санатории почти никто не ходит пешком, а я хожу. Пешком я обошел на большое расстояние все окрестности санатория. Никто не ходил на гору Нартан, а меня потянуло туда и я карабкался пока мог. Если бы в санатории организовали группы по преодолению препятствий, по переходу через горы, через перевалы, через расстояния, я был бы одним из первых. Я не могу просто смотреть и не важно на что. На букет ли цветов, на клумбу или на город. Мне нужно чтобы предстояло действие. Экскурсии, где мне предстоит роль пассивного наблюдателя, меня совершенно не интересуют. Наверное, это еще не утрата интереса к жизни.

Когда проезжали через Пятигорск я спросил соседку, которая была здесь на экскурсии, в каком месте находилась военная крепость времен Лермонтова? Она не знает. Она смотрела город, улицы, дома, по-видимому ей это было интересно. А меня интересует город с точки зрения истории развития. Без этого мне не интересен ни какой город.

Здание аэровокзала сотрясается от мощного гула реактивных самолетов. Мне сидеть еще долго.  Мысль должна вернуться к главному вопросу моей жизни к техникуму. Для того, чтобы суметь объединить и направить весь коллектив на настоящее дело, чтобы “поднять” учебную и воспитательную работу, мне нужно как 9 лет тому назад иметь стоящие идеи и помощников, способных работать со мной и развивать эти идеи.

В 1967 году [заместителя директора] Липатникова избрали секретарем партбюро. Лучшего секретаря не надо было желать. Не обладая собственной административной властью, он находился в тесном общении со мной. У меня был немалый опыт партийной работы по [Поволжскому лесотехническому] институту, поэтому я был ему неплохим помощником, а он помогла мне. Он знал свой коллектив, знал людей, их запросы и задачи, которые ставились перед коллективом исходили не от “чужеземца” “не понимающего условия” в которых живут и работают в техникуме, а от своего коллеги. Не все шло гладко. иногда мы обгоняли события и тогда получали сдачу, как например, с введением кабинетной системы. Идея заключалась в том, чтобы начать занятия по кабинетной системе, т.е. за каждым предметом закрепить свою аудиторию, пусть даже на первых порах кабинет будет пуст, какими были наши аудитории. Перспективы перехода учащихся в перерывы из аудитории в аудиторию так возмутила преподавателей, что нам крепко досталось. Мы добились своего, но позднее и переход к кабинетной системе совершился постепенно, закономерно и как-то незаметно.

Но для этого в последствии были созданы технические предпосылки, которые заставили преподавателей мыслить по иному.

Под впечатлением Всесоюзного съезда по программированному обучению, на котором я присутствовал как делегат и опыта работы в институте я пытался начать внедрение в техникуме методов программированного обучения. Однако условия техникума настолько не созрели и преподаватели были настолько не готовы, что кроме насмешек и язвительной иронии ничего от них нельзя было добиться. Припомнилось высказывание Бродского после доклада, прослушанного по этому вопросу “Кто умеет, тот учит, а кто не умеет тот учит как учить” и это высказывание не отличалось новизной. Но в целом они отчасти были правы. Условий не было. Преподавателям надо было защищать свое достоинство.

Машина, которую я поспешил купить, для программированного контроля знаний стоимостью 3,5 тысяч рублей ни к черту не годилась. Производство более простых в мастерских [техникума] наладить не удалось.

...

Коллектив Марийского радиомеханического техникума (1970-е годы).

Ноябрь 1975 г.

[Воспоминания о начале работы 1966-1967 г.г.]

Зимой управление кадров [отраслевого министерства в Москве]. меня пригласило в Свердловск, участвовать в комиссии по проверке техникума. Ночью я выехал в Казань, где предстояла пересадка на другой поезд. Сижу на вокзале. Вдруг раздалось объявление диктора. Пассажир Кузнецов подойдите в комнату дежурного по вокзалу. Я иду и мне вручают телефонную трубку. [Работник техникума] Тайгильдина сообщает, что стало известно - в Свердловск можно ехать двумя днями позднее. После некоторых колебаний решил домой не возвращаться.

В гостиницу устроился вместе с директором киевского техникума Нагорным. Нагорному лет 40. Одет скромно. В демисезонном пальто ему было очень холодно. Простудился. Показал себя очень скромным в запросах. Вежлив, культурен, остроумен. Однажды при относительной свободе в средствах он купил 200 г. кильки. Меня это удивило. Он мочил ее сутки в воде. Затем ел с хлебом как деликатес. Оказалось, что когда-то в Сибири он учился в ремесленном училище. Тогда был голод и килька при этом была лакомством. Я его понял и поверил. Вспоминаю о том, насколько вкусны тогда казались сухари, поэтому и сейчас они кажутся лакомством. То, что полюбил в детстве не забудешь никогда.

Рассматривая это с высоты 9-летнего [директорского] опыта все же считаю Нагорного самым порядочным директором встретившимся мне на пути. Сейчас я уже директоров знаю очень многих. Многие заменены. Пришли на их места новые. Нет, не вызывает симпатии у меня эта категория работников. Несдержанны. Недисциплинированны. Не дадут докладчику слова сказать. Есть много крикунов. Действуют на эффект. Добывают вещи нечестно, не гнушаются подкупа. Везут с собой подарки, тем самым развращают слабых, особенно женщин. Умеют “лезть и расталкивать локтями”. Это видимо люди в которых пороки общества получают хорошую почву.

И самое удивительное, что через несколько лет Нагорного сняли с работы. Ушел с работы глубоко порядочный, достойный директор. На его место пришел легкомысленный, всегда “плавающий по поверхности” ... Ходила молва, что одним из проступков Нагорного явился приказ в духе Петра Первого написанный им по поводу нарушения дисциплины одного учащегося. Читая приказ нельзя было удержаться от смеха. На это Нагорный был мастер.

По приезде из Свердловска узнал о трагической кончине Коли Качмышева. Это сын нашей преподавательницы Г.Н. Качмышевой. Она работает в техникуме со дня основания его, является центральной фигурой среди преподавателей да и сам Коля выпускник техникума, музыкант, руководитель кружка художественной самодеятельности - заметная фигура. Поехал он в деревню навестить свою девушку. Шел по дороге. Военная автомашина ударила так, что не оставила никаких надежд на спасение. Брат Качмышевой - известный в городе хирург уже ничего не смог сделать. Гроб привозили и устанавливали в спортивном зале техникума. Была организована процедура прощания. Вскоре мне пришлось убедиться что, участие в торжествах и похоронах является тяжкой обязанностью директора.

Работа в комиссии [по проверке техникума в Свердловске] позволила мне обнаружить самое явное противоречие в деятельности всех административных работников техникума. Они могли написать какой угодно приказ и не задумывались над тем соответствует это или нет инструкциям и положениям. Они все представлялись круглыми невеждами. Никто не хотел читать приказы и положения. Один аргумент был всегда наготове: “У нас так было”. “У нас так было”. Мне так надоело слышать эту фразу! Она тупа и вредна. В ней заключена инерционность и бездумность.

В дальнейшем мне много раз пришлось убедиться, что люди свои предыдущие поступки считают неотразимыми аргументами дающими право поступать также в будущем. Вот почему ссылка на законы и положения звучат для них неубедительно.

Много нарушений допустил я в учебном процессе в то время по незнанию и неопытности. Тут и пересдача вступительных экзаменов абитуриентами и восстановление в число учащихся на 4 курсе и отдельная оплата преподавателям и заведующим отделениями свыше 480 часов за консультации по дипломному проектированию и ряд других.

Я бывший спортсмен. Пришел сюда из института. В институте преподаватели и аспиранты еще не потерявшие спортивную форму дважды в неделю собирались в спортивном зале мы играли в волейбол. Я был одним из энтузиастов этого вида спорта. Дважды мне пришлось отдыхать в спортивно-оздоровительном лагере института. Лагерь располагался на озере Яльчик на высоком берегу. Кристально чистая вода. Рядом сосновый лес. Спортивные игры и песни в вечернее время запомнились, как что-то самое приятное в жизни. Теперь я вне института. Тот лагерь помню, но нельзя жить воспоминаниями. Нужно строить свой техникумовский лагерь. Беседую с учебными мастерами. Они "За". Кутуков "За". Семячкин тоже"За". Пишем письмо в Облсовпроф. Просим выделить территорию на озере Яльчик. Получаем отрицательный ответ. Предлагают места на озере Кичиер. Выезжаем с Кутуковым и Семячкиным выбирать место. Едем на “Волге” Семячкина. Остановились в санатории на берегу озера. Ходим в валенках и смотрим. Это место не годится. Здесь посередине проходит дорога. То место у Мельничного озера тоже плохое. До Кичиера метров 200, а Мельничное - это одна гниль. Мне понравилась “Коса”, возвышенный участок берега, заросший лиственным и сосновым лесом, естественно отгороженный заливом от других участков.

Строительство лагеря техникума на озере Кичиер. Позднее, при следующем директоре техникума Липатникове, этот лагерь отдадут Волжскому электромеханическому заводу. Завод во время развала СССР продал его частникам... Сегодня в техникуме активно развивается спорт, но свой оздоровительный лагерь на озере теперь только мечта.

“Удачнее места”, все говорят, “не сыскать”. К лету 1967 года начали планировать что строить и где строить. Вот здесь то и понадобился Кобыльницкий. Он как прилежный хозяин, вначале поставил ограждающие с одной стороны участок столбы. Они теперь прогнили и называем мы их “Столбами Кобыльницкого”. На лето предстояло много работ связанных со строительством лагеря. Рассчитывать с рабочей силой можно только на учащихся. Пришлось внести предложение привлечь учащихся летом к работе по ремонту зданий, мебели, строительству лагеря на весь период. Причем учащийся должен отработать 2 недели. Впоследствии срок работ удлинили до 3 недель. Интересно что в последние годы все учебные заведения стали обращать на трудовое воспитание и стали привлекать учащихся в летнее время к работам.

Во дворе техникума разобрали кирпичный туалет. Кирпич пошел на фундамент и стены столовой [лагеря]. Деревянная конюшня [со двора техникума] была перевезена и из нее построен склад. А прорабка приладилась как жилое помещение и служит пристанищем для наших рыбаков. Но не гладко шло строительство лагеря и не быстро.

Если бы знал я тогда сколько потребует все это усилий, сколько будет из-за этого неприятностей и если бы мне было не 40 лет, а 47 как теперь, неужели бы я начал это строительство. Скажи мне честно, товарищ директор? Врать не хочу. Не знаю.

А скажу все же. Выдвигайте молодых на крупные должности. Своей дерзостью они оправдают доверие. Я еще не стар, но иду к этому и чувствую, старики осторожны. Посмотрите сколько раз [директор технологического техникума] Капилевич собирался начать строительство своего лагеря. Черта с два. Готов дать голову на отсечение, не будет строить. Зачем ему эта обуза. Деньги ему платят. Увольнение ему не угрожает...

Посмотрите какую он создал показуху! Недавно райком партии поручил мне проверку технологического техникума. К этому делу была привлечена большая часть наших преподавателей. Я выступал здесь как бы руководителем. Перед проверкой Капилевич собрал нас в кабинете и произнес часовую речь. Он описал свой техникум так, что можно подумать они живут “в двух часах от коммунизма”. Потрясающе глубокое применение технических средств в обучении завершает установленные в аудиториях в специальных нишах телевизоры, которые вряд ли по одному разу в течение учебного года включались и прибавили хоть что-нибудь в знаниях учащихся. Ведь только дурак не понимает, что применение телевизоров в учебном процессе подразумевает перестройку процесса обучения, и коренную перестройку. При наличии замкнутой телевизионной системы лектор института может читать двум или трем потокам одновременно. Если читать лекцию в одном потоке, то лектору лучше находиться в живом общении со студентами.

...

25 сентября 1977 г.

Попала под руку не законченная тетрадь. Записи нагоняют воспоминания. Зачем я пишу? Почему тянет к бумаге? Хочется понять. Кем я был, что сделал, кем теперь стал. Хочется запечатлеть события. Для кого? Знаю, что если эти записи не выбросит какая-то холодная рука то внук или правнук прочтет это с величайшим интересом и невольно он станет продолжателем той истории в узких рамках, которую делаю и я, в том числе, каждый день. Как бы мне хотелось иметь хоть какие-нибудь записки от своего отца.  Их нет. Плохо.

1 октября 1977 г.

Сегодня свободный день в Краснодаре. Прилетел [из санатория, где был с сыном] на научно-методическую конференцию некоего совета по ССО [студенческим строительным отрядам] и председателей Советов директоров.

Два дня работала конференция. Много было сделано, чтобы придать ей видимость серьезного мероприятия. Доклад делал зам.министра МВО [Министерства высшего и среднего специального образования СССР], который улетел в Москву тот час как произнес последнее слово доклада. Пожалуй я ошибся часа на 2, так как ему были приготовлены достойные проводы. Трехдневную программу свернули до 2-х дней. Третий день посвятили экскурсии в Новороссийск. Я не поехал. Длительное путешествие в автобусе меня испугало. Вестибулярный аппарат мой не любит “качку”, болит голова.

Что я извлек из конференции? Ничего. Однако отвергать подобные мероприятия невыгодно. “Очень неплохо за государственный счет приехать на юг и по возможности, остаться отдохнуть в Сочи или на худой конец в Геленджике”.

...

Сосед по комнате уехал. Его звать Дудаевский Анатолий Вениаминович доцент Всесоюзного заочного политехнического техникума в Москве. Человек приятный, обходительный. Живет с удовольствием и со вкусом. Меня поражает практичность и уверенность в себе таких людей. Как прочно они создают свой мирок! Или может они его так изображают? Для чего? Может быть для того, чтобы, как у американца, всегда выглядело “О кей”. А американцы считают, что это необходимая часть бизнеса. Ведь люди не будут верить человеку сомневающемуся, или чем-нибудь недовольному, или не упрочившему благосостояние и семейную жизнь.

Как себя помню, я всегда слушал других, и редко редко мне удавалось вставить в разговоре несколько слов. Получается в моей жизни ничего интересного не было, поучить других ничему не могу? Пожалуй неправда. Были случаи когда и я говорил много и поучительно, но это при наличии хороших слушателей - обычно своих детей. Но тогда вывод пожалуй таков. Он меня считает мало знающим, неопытным. Я же как усердный слушатель искусственно поддерживаю впечатление своей наивности. Вот он и расходится. Может быть это даже к лучшему.

В санатории мы живем вчетвером. Один все время спит. Ведет себя очень солидно, скромно. Говорят что у него нет одной почки.

Двое других более разговорчивы. Один - Коптев Федор Васильевич из Куйбышева. Ему 59 лет. Выглядит он жизнерадостно и на первый взгляд неплохо. Утром делает зарядку, затем бегает трусцой. За ним бежит и другой Вася Коптев - инженер-работник НИИ. Каждый день он читает нам лекции о целебном действии трав. И правда он большой знаток. Говорит, что изучает травы 15 лет, может лечить разные болезни, и лечит их у своих родственников. Собирается систематизировать эти знания. Этому можно верить. Он говорит, что только травы, свежий воздух и зарядка позволили ему еще жить. У него нет одного легкого, нет нескольких ребер. Нужда заставила искать способы продления жизни.

Здесь он мне продиктовал “зарядку” или массаж для стимуляции работы органов внутренней секреции. Причем его обоснование убедительно. Да, видимо, не сам он и выдумал. Начал делать по утрам этот массаж-зарядку. Он удобен и, по видимому, эффективен.

...

Вот это номер?

Провели меня, как последнего простака. Лежу, вдруг входит новый сосед по комнате, знакомится. Он полупьяный. Спрашивает играю ли я в шахматы. Я ответил утвердительно. Он показал мне этюд, простейшую позицию, где на первый взгляд кажется что белые проигрывают. Он разыграл простака, как будто не может решить эту задачку, все это он сделал довольно ловко и предложил мне поспорить на бутылку коньяка. Я долго отказывался, но когда он сбавил цену … до 3-х рублей я махнул рукой. И что же. Оказывается в этой позиции получается ничья.

Выложил я три рубля и сосед ушел. Достойно наказан. “Жертва шахмат”. Как мальчишку поймали, а считал себя стреляным воробьем.Иван Кузнецов (слева) за шахматной доской.

В 1980 началась борьба за передачу части корпуса техникума для ГПТУ №1. Техникум находился в подчинении союзного министерства, площади под училище пытались получить в обкоме партии.

30 марта 1980 г.

Гагра. Санаторий “Кавкасиони”. Новое здание на берегу Черного моря. Двухкомнатный люкс на двоих. Телевизор. Холодильник. Прошла неделя. Один день хорошей погоды. Лечение - один раз в два дня 10-минутная минеральная ванна. Больше ничего нет. Утешаю себя тем, что есть главное - покой, свободное время, воздух, тишина. За неделю написал два письма. Нужно написать еще много и не могу настроиться.

10 апреля 1980 г.

Дождь. Темно. Скоро обед. За 20 дней только два дня солнечных. Успокаиваю себя как могу. Особенно тревожно стало после сегодняшнего предутреннего телефонного разговора с женой и Женей. Хочется домой. А дома заботы. Особенно бередит душу тяжба с горкомовским руководством и с ПТУ. Что им еще надо? Когда достигнем компромисса? По-видимому я боюсь этой борьбы. Как утешить себя? Для чего я ехал в санаторий? Мне не нужно было купания, загара, спорта. Требовалось оторваться от обстановки, людей, техникумовских забот. Нужно было войти в режим, поправить свое здоровье. Отоспаться. Накопить сил. И что же? Все хорошо. Все, что запланировал, делаю. А техникум, борьба за его сохранение? Это все впереди. Но ведь нужно помнить, что урезают техникум, а не меня. Уменьшить его размеры в интересах города, республики, нашего начальства. Да наверное бы и все работники техникума сочли бы, что размеры наши для Йошкар-Олы великоваты. Главная цель обкома, ясно - уменьшение размеров техникума. А заодно решается и проблема ГПТУ №1.

14 апреля 1980 г.

Погоды нет. Послезавтра улетаю. Жду этого момента, как после ссылки. Соскучился, очень соскучился по семье, особенно по Женьке. Он то уж наверняка ждет, не дождется. Приду и каждый вечер будет говорить “Давай папа что-нибудь делать”. Разговаривал по телефону с [заместителем] Липатниковым. Основная проблема осталась. Она висит надо мной как Дамоклов меч. Вот приеду и начнут меня “пытать”. Сказать “Да” не велит одно советское начальство [министерство в Москве]. Сказать “Нет” - не хватает сил. Нужно мысленно приготовиться. Набраться терпения. Заготовить ходы. Иметь пути отступления. Хуже всего действует внезапность, неожиданные ходы.

15 апреля 1980 г.

Кормят в санатории плохо, значительно хуже, чем было в Крыму. В обед первое дается всегда без мяса. Второе - котлета, зраза, шницель и т.д. одинаковы. Той же котлете придают иную форму. Изредка яблоко. Или холодная закуска - 2-3 кильки с микроскопическими кусочками картофеля. Затем стакан компота, чая или киселя. Перед сном кефир не пьем. Ходить туда из-за стакана “Мацони” не зная будет оно или нет считаем излишеством.

Ночью долго не мог уснуть. Что буду делать по приезде? Вот вызовут меня и скажут… Нет, сначала будут ругать, угрожать. Мне нужно выдержать, вытерпеть, молчать. Затем будут требовать срочно подписать документ - отдать крыло здания [корпуса РМТ по улице Палантая] ГПТУ №1… в том числе спортивный зал и конференцзал. Мои действия должны быть вескими, неотразимыми. Что нужно сказать? Что нельзя говорить? Что сделать?

Конференцзал имеет выход в коридор нашей зоны. Это лекционный зал для потока. Отдать нельзя.

У нас учится 1150 человек. В ГПТУ - 400. Отдать спортзал, а потом просить у них для занятий? Нельзя этого допустить.

Я подпишу проект договора в моей редакции, но отправлю его на утверждение в Управление [в Москву, в профильное министерство]. Управление против. Они будут тоже против. Но нужно выстоять.

Будут угрожать партийным билетом, снятием с работы, но нужно стоять.

Что это значит для меня лично? Если бы только все это угрожало лично мне, то было бы легко. Семья, маленькие дети - вот что главное - их еще долго нужно растить.

Иван Кузнецов пять раз избирался депутатом городского совета Йошкар-Олы, возглавлял комиссию по работе с молодежью.

10 июля 1980 г.

Главный мой конфликтный вопрос разрешился. Приезд в Йошкар-Олу был радостен и мрачен. Меня ждали дома и ждали в верхах. Во второй день день после выхода на работу пригласили [в горком партии] к Иванову К.А. Там присутствовали: Кириллов И.В., Ибраев Г.Г. Мне дали разгон. Тяжелее всего переносить угрозы снятия с работы. Обвинили меня в том, что я обещал подписать документ о передаче площадей техникума техническому училищу и не подписал - обманул… Но я нашел твердость сказать, что подписывать не буду, пусть увольняют. Этим не кончилось. Так шантажировали меня месяц.Запомнился один день, когда вдруг меня пригласили к телефону и секретарь горкома Ибраев предъявил ультиматум. Либо сегодня подпишете, либо работать не будете.

Пришел директор училища и сидел до конца рабочего дня. Я не подписал. В тот день - день наивысшего напряжения, в присутствии своих подчиненных я развивал идею своего ухода. Вот мол передам дела Пушкареву В.Г. Надоело все и пусть!

...

За 2 дня до приезда [одного из руководителей профильного министерства в Москве] Медведева В.С. меня вызвали к секретарю обкома Новоселову И.А. Ждал его в приемной час. За это время я обо всем передумал. Опять все пересказал. Помогало то что чувствовал свою правоту. Разговор был другого сорта. Он спросил как было и каково мое мнение во взаимоотношениях с училищем. Компромисс был нужен. Нельзя было обойтись без него. И я согласился с условиями договора без передачи двух лабораторий на первом этаже и без передачи 3-го этажа - конференцзала и спортзала. Мой ответ секретаря удовлетворил. Короче говоря секретарь обкома отмежевался от действий “цепных псов”, которые кусали меня 2,5 месяца. Может быть это их общая тактика.

...

По приезде Медведева мы два дня ходили по техникуму, ездили [в филиал техникума] в Волжск и не появлялись в обкоме. Там ждали. Волновались. Медведев мне запрещал говорить что-либо о наших планах. А меня ловили по телефону, расспрашивали.

...

Вместе со Свириным Ю.М. - директором П.О. “Марийский машиностроитель” мы были приняты Новоселовым И.А. Когда Медведев сказал, что он согласен с условиями предварительно подготовленного договора, то Новоселов вскочил, как подброшенный пружиной и начал звонить первому секретарю, о том, что все в порядке. Видимо это было дело не только по сути, но и дело престижа. Одновременно Медведев говорил у Новоселова и обо мне. Иванов К.А. выглядел “бледно”. С тех пор прошло уже более 2-х месяцев Иванов еще ни разу ни о чем со мной не говорил. Я тоже не лезу ему на глаза. А работать придется все же вместе.

В министерстве оценили мою стойкость. И я получил “плату за страх”. Мне вручили знак “Почетного радиста СССР”. Значку я не придал серьезного значения. Однако когда пришел приказ об установлении персональной зарплаты, которая стала на 45 рублей больше, то сразу почувствовал существенность этого дела.

Прием госэкзаменов в МРМТ.

11 июля 1980 г.

С 7 июля нахожусь в отпуске. Нахожусь дома. Сегодня втроем ездили в сад. Пропололи помидоры и огурцы. Набрали земляники. Забавляет Женька. Копошится в саду. Что-нибудь делает. Сад на него действует благотворно. Правда пришлось его тащить км 3 за спиной, но ничего не сделаешь.

Миша с Сашей в строительном отряде. С Ольга в городе…

[Дети в тот момент: Владимир в армии, Миша и Саша - учащиеся МРМТ, младшие - Женя - 5 лет, Оля - 3 года]

12 июля 1980 г.

Каковы положительные стороны того что ТУ-1 взяли 1,5 этажа по улице Палантая в учебном корпусе №1 у нас. До сих пор учебные площади техникума казались для всех роскошными и служили “яблоком раздора”. Все хотели что-то арендовать, что-то отнять. Защищаться было трудно. Теперь дело сделано. Мы кое-чем пожертвовали. Можно твердо ставить точку. Обком будет нас защищать. Площади мы имеем достаточные. Здания прекрасные. Хорошо выглядят. Особенно “заблестело” общежитие. Его фасад только что отремонтировали. Здание общежития украсило улицу.

Техникум на первомайской демонстрации. Иван Кузнецов второй справа. Фото конца 1970-х.

13 июля 1980 г.

Приближается 30-летие моего пребывания в Йошкар-Оле. Приехал сюда 22-летний молодым человеком, а сейчас уже 52. Нельзя сказать, что годы прошли напрасно. Имею я работу и трудную и интересную и семью большую.

Сегодня полдня спиливали деревья и жгли сучья во дворе дома [куда семья переехала в 1979 году]. Выходили на работу втроем. Дом, как его называют, господский. Живет в нем бывшее большое начальство. Самсонов П.А. - заслуженный архитектор РСФСР - пенсионер, Андреев В.П. - бывший секретарь обкома по промышленности, Горинов Т.И. - министр соцобеспечения. Вот с его-то сыном Вячеславом и зятем Темерешевым И.П. - мы и работаем. Хорошие ребята. Дети бегают около костра, прыгают через него. Женька таскает сучья, хотя и болен (температура). Весело. Интересно. Отдыхаю. Сплю по утрам долго. Пора входить в режим.

14 июля 1980 г.

Сегодня был разговор с женой. Она спрашивала, какие стихи мне нравятся. Я смог ей сейчас твердо ответить, потому, что сам еще недавно окончательно понял. Чтобы полюбить стихи, мне нужно прежде полюбить поэта. И не только стихи. В стихах мне хочется раскрывать личность поэта. Но личность эта должна быть сложной, интересной, красивой.

...

До Олимпийских игр в Москве осталось 5 дней.

18 августа 1980 г.

Читал о Лермонтове. Затем читал его стихи. Странный и интересный человек. Хочется почитать стихи Рождественского и Евтушенко. Вспоминаю лицо старухи из Кировской области. Она привезла творог по заказу, совершенно незнакомая. Вдруг разговорились. Лицо ее изменилось, стало каким-то с хитринкой, веселым и, почти, красивым. Начала рассказывать в стихотворной форме про пьяницу, который заночевал под забором вместе со свиньей. Стих явно доморощенный. Искусство, без сомнения, народное, самобытное.

29 октября 1980 г.

Я в больнице. Больше того - в хирургическом отделении. Судьба повернула меня и очень решительно. Что у меня желудок неважный это не новость. Я к этому привык. По утрам варил кашу и вообще искал диету. Странно, что до сего времени ничего, нигде у меня не обнаружили. А ведь я был и в больнице, и рентгеновские снимки делали. А тут встретился по дороге знакомый хирург Анциферов, посмотрел на меня пристально и завел разговор о здоровье. Пригласил меня в больницу, направил на рентген и “огорошил”. Желудок болен, вероятно, придется делать операцию. Колезная язва желудка. Если оценить мой характер, склад нервной системы, то такая болезнь закономерна. Тем более, что события последнего (текущего) года были богаты, насыщены до краев нервными, эмоциональными перегрузками. Хорошо что выдержало сердце. Лежу в полосатой (“арестансткой”) форме. Надел сегодня на пижаму детскую шапку и фуфайку которые выдаются для перехода из корпуса в корпус. В тапочках по свежему снежку шел через дорогу в другой корпус. Вначале облаяла собака. Одна старушка призналась, что думала что я арестант. А я в таком наряде не постеснялся бы пройти по рынку. Слишком уж мы стали горды, скованы и честолюбивы. Но вот на пороге испытания вдруг все ценности переоцениваются. Насколько легче стало бы жить, если бы сбросить с себя эту оболочку которая скрывает многое человеческое. Раскованность, позволяющая плакать, смеяться, кричать, ходить в простой одежде - это благо.

Нас в палате четверо… сейчас пришел Кокорин Анатолий Григорьевич - зав.отделением и сказал, что операция будет в понедельник, так как до пятницы им не управиться. Спросил у меня как настроение. Я сказал что настроение у меня как у обреченного. Куда поведут, туда и пойду.

30 октября 1980 г.

В 11 приходила жена с Женей. Жена расстраивается. Женя беспечен, рад встрече. Я психологически готовлюсь к операции. Мысленно представляю, как поведут меня, как лягу. Как будут усыплять. Как проснусь с раной над желудком. Думаю, как буду кашлять. Больно ли будет перемещать ноги. Ведь шли же люди не на операцию, а на казнь, и шли. И я пойду.

31 октября 1980 г.

Был обход. Зав.отделением и его группа хирургов вошли, окружили. Один из них доложил, что все анализы есть. Знаете ли что в понедельник операция? Знаю. Как спите? Сегодня неплохо. А раньше привыкал. Принимал ли снотворные когда-нибудь? Нет. Отдыхайте, спите лучше. Такой разговор был с Анатолием Григорьевичем. Да, я снова взволновался, хотя вчера был спокоен и весел.

Все же операция это точка, когда ставишь жизнь на карту. Вот когда можно узнать кто ты есть. Мне 52 года и этот вопрос все еще остается.

Вчера вдруг в палату вошла молодая женщина и подошла ко мне. Здоровается и говорит, “Я к вам”. Долго я думал кто она? Она же не спешила назвать себя.

Оказалось, что это дочка Зои Семеновны бывшей воспитательницы общежития. Рассказала им обо мне Нина Николаевна, которая тоже собирается на операцию. У нее зоб. И вот эта женщина принесла бутылку персикового сока. Но не это важно. Важны те теплые слова, которые были сказаны. Важно, что меня кое-кто помнит и уважает.

Приходили Егор Романович и Павел Григорьевич. Рассказали о делах в техникуме. А может это полезно дать волю на время людям рвущимся к власти. Пусть те кто молчит, посмотрят что будет твориться. Может быть убедятся, что демагогия не принесет ничего хорошего, кроме вреда. Демагогия привлекательна, когда перед ее лицом стоит непреодолимое препятствие. Можно говорить очень красивые слова, вносить заманчивые предложения и тут уже враг руководитель, который не дает ходу этим предложением. А если тут нет этого врага, нет препятствия, то демагогия должна обнажить свою несостоятельность.

2 ноября 1980 г.

С утра пришел Дьяконов В.И. Не ожидал. Вера Васильевна болеет и послала видимо его. Приехали Валя и Леонид, привезли Зою с малышами. Был Миша. Завтра операция. Скоро обед. Но в обед уже нельзя есть второе. В ужин, по видимому, можно пить только чай. Ничего у врача не спрашиваю. Надеюсь и верю в его порядочность.

12 ноября 1980 г.

За окном зима. Идет снег. Природа торжествует и приглашает наслаждаться ею. А я лежу, иногда шагаю по коридору и учусь есть. аппетита совсем еще нет. Желудок ничего не вмещает. Могу съесть чайную ложку каши, выпить три ложки воды. Операцию мне сделали, как и намечали, 3-го в понедельник.

Самый трудный день - это все же предоперационный. Сам факт, что тебя готовят неприятен.

17 ноября 1980 г.

Не то чтобы обленился, а вот три дня в основном лежу. Швы заживают нормально. Сегодня их уже сняли. Но стал кашлять, полезла температура. Пришел Евгений Аркадьевич [Анциферов] (было воскресенье, наверное дежурил), нашел жесткое дыхание. Начали ставить банки, делать ингаляцию. Утром 36,7, днем 37,3. Скоро отпустят домой, только бы справиться с этой простудой. А так я действительно недоглядел. На ночь оставил открытой форточку. Ем мало и очень плохо. Ошибаюсь, желудок не может переварить то, что даже предлагают в больнице. Я так понял, что временно мне еще надо худеть, почти не есть - ждать зова природы. Написал письма: сыну в армию, Левашеву в Николино. Всех извещать нет смысла. Написал самым близким.

21 ноября 1980 г.

Сегодня меня выписывают из больницы. Через 3 часа в 14 часов обещают выдать документы. Жена привезет одежду и поеду домой. Домой хочется. Что впереди? Говорят что месяца три буду восстанавливать силы дома. Буду на больничном. Это неплохо. Научусь пить и есть. Вчера заходили Самойлов и Липатников. Самойлов сам язвенник. Много знает об этом, его советы полезны, это он знает и идет искренне дать совет и помощь. Оптимист. Но такие оптимисты, мне кажется, впадают в уныние и …

В общем, душа слабая ранимая, но борющаяся, старающаяся словами, знаниями, внушением усилить сами себя. Липатников нездоров. Нагрузка директора в мое отсутствие подрывает его силы. Организовать свой труд он по-прежнему не может. Хватит ли у него сил проработать до моего выхода?

30 декабря 1980 г.

Сегодня первый полный день моего пребывания в спецполиклинике [сейчас - Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн]. Взяли все анализы, сняли кардиограмму, рентгенснимок, влиливали 3 часа капельницу. Беседовали со мной два хирурга. Нагрузка на первый день достаточно высока.

31 декабря 1980 г.

Канун нового 1981 г. Встречу его в больнице. Теперь в самый раз пойти бы в монастырь. Праздников нет. Ни поесть, ни выпить.

11 января 1981 г.

Напичкан препаратами: пилюлями, микстурами, уколами, вливаниями. А желудок, весь пищеварительный тракт работает плохо. вчера весь день не мог ни есть, ни пить. Оказывается, новый желудок не мог ничего протолкнуть через кишечник. Утром захотел пить. Вода не идет -  душа не приняла. выпил поллитра томатного сока. Надо начинать есть. Вес 62,500. Значит убыл еще. Дома питался лучше и больше двигался. Здесь застой. Нужно делать упражнения и больше ходить.

Заходили Самойлов, Корсаков, Зяблинцев, Пшеничникова.

Это последняя запись в дневнике. 7 марта 1981 года Кузнецова Ивана Михайловича не стало.

https://www.marpravda.ru/news/society/ivan-kuznetsov-dnevnik-direktora-tekhnikuma/

Автор: Редакция газеты

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 118

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ