Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета республики Марий Эл

424000, г. Йошкар-Ола, ул.70-летия Вооруженых сил СССР, д.20
телефон: 8 (8362) 45-26-44
e-mail: info@marpravda.ru

Йошкар-Олинская история "короля инструментов"

Йошкар-Олинская история "короля инструментов"

Божественный, величественный, неземной. Пожалуй, только эти эпитеты приходят первыми на ум, когда речь заходит о самом большом в мире и самом совершенном музыкальном инструменте – органе.  Йошкаролинцы могут гордиться, что такой чудесный инструмент уже пять лет прописан в нашем театре оперы и балета и что играют на нем два потрясающих органиста Арсений Ушков и Антонина Воронина. 

Небольшой экскурс в историю

Считается, что орган придумали в Древней Греции. Конечно, сравнивать его с современным инструментом трудно, но, тем не менее, принцип его работы, сложность его строения и уникальность звучания сохранились по сей день. Эти завораживающие звуки подобны невидимой нити, которая связывает прошлое с настоящим.  Орган звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками), в которые с помощью мехов нагнетается воздух. Этих труб бывает тысячи! И каждую нужно настраивать отдельно, каждая имеет свой неповторимый тембр и свою высоту звука. Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук, а также совершенно особой педальной клавиатуры.

Первые органы больших размеров появились уже в IV веке, постоянно усовершенствовались и уже с VII века стали неотъемлемой частью всех служб в католических соборах. Италия, Франция и, конечно, Германия за столько веков прославились своим искусством создавать эти уникальные и поистине волшебные инструменты. Каждый орган –это шедевр, повторений которому уже не будет. Французская школа изготовления органов отличается от германской. Инструмент, который находится в театре оперы и балета им. Э. Сапаева, как раз французский. У него есть духовые регистры, например, гобой, кларнет. Они очень похожи по звучанию на эти духовые инструменты. Наш орган имеет более 3000 труб! Это очень немало. А еще он прославил театр и республику Марий Эл на весь мир. Ведь такого собранного по всем правилам монументального инструмента нет не только ни в одном театре России, но и мира! Об этом с гордостью рассказал мне человек, для которого орган – это не просто любимый инструмент, это не просто работа, а, скорее всего, уже образ жизни и образ мыслей.

Профессия штучная

 Арсений Ушков – концертмейстер и органист нашего театра. Органист – это человек, владеющий игрой на органе. Профессия далеко не самая легкая. Это я поняла, когда поднялась на площадку, где стоит один из двух игровых пультов органа и увидела, как виртуозно Арсений справляется с огромным количеством клавиш, регистров. Причем не только руками, но и ногами! Органист – профессия штучная. Единицам под силу ее освоить.

Арсений родился в Ульяновске, и становиться профессиональным музыкантом не планировал. Конечно, у мамы-музыковеда дети занимались музыкой. Но просто для общего развития, да и строгих нравов дедушка был против артистов в семье. Но от судьбы не убежишь, как говорится. Так юноша оказался в музыкальном училище, где впервые и познакомился с органом. Знакомство, правда, было факультативное, шапочное, но запало в душу будущему пианисту сильно. И вот уже в Казанской консерватории по настоянию своих педагогов Эльфии Бурнашевой и Рубина Абдуллина, кстати, ректора и тоже органиста, Арсений стал профессионально осваивать игру на этом сложнейшем музыкальном инструменте. Благо данные для этого у Ушкова были.

- Органистом может стать далеко не каждый, - рассказал Арсений. – Кроме обязательного владения игрой на фортепьяно, еще требуется отменная координация, владение телом, потому что играть и руками, и ногами очень сложно, особенно поначалу. Кроме этого, органист должен уметь себя контролировать, ничего не бояться, в работе быть строгим, рациональным. В общем должен соответствовать этому уникальному инструменту.

От Баха до Таривердиева

В Йошкар-Олу Арсений Ушков и его супруга, тоже замечательная органистка Антонина Воронина, приехали пять лет назад. Приехали играть на новом органе в новом здании театра оперы и балета. Инструмент был тогда еще совсем в разобранном состоянии. Главные трубы вообще лежали в подвале. И Арсению пришлось вместе с французскими мастерами в течение трех месяцев привязывать, настраивать каждую трубу, совершенно не задумываясь, что своими руками творит историю.

- Из нас тогда вообще никто не знал, что в итоге родится, - говорит Ушков. – Только после того, как все настройки завершились и я сыграл на нем первое произведение, все поняли, что мы имеем дело с мощным, уникальным по звучанию инструментом.

Поначалу концертов органной музыки было в театре много. К тому же партию органа вписали в спектакли «Любовь к трем апельсинам» и «Ночь перед Рождеством», а еще орган звучит в балетах «Эсмеральда» и «Ромео и Джульетта». Плюс работа концертмейстера требует немало времени и сил. Словом, молодые супруги не скучают. Но все время придумывают новые программы, включают в них не только классические органные произведения Баха и других великих композиторов.

 - Самое сложное для нас, - делится Арсений Ушков, - это выбрать из огромного органного репертуара те произведения, которые были бы интересны и публике, и нам как исполнителям. Мы совершенно против «попсы» в нашем деле, но не против исполнять хорошую популярную музыку. Даже музыку из кинофильмов. Антонина часто играет Таривердиева на органе, а я во время чемпионата мира по футболу играл гимн Лиги Чемпионов УЕФА. Главное при создании программы не оскорбить орган выбранными произведениями. Мы с большим трепетом к нему относимся и хотим донести это уважение и до зрителей.

А зрителей на концертах Ушкова и Ворониной перебывало уже не мало. Есть даже преданные поклонники. Одна любительница органной музыка уже 44 раза была на концертах! Хотя в начале публика наша казалась диковатой. Но оно и понятно, откуда людям было знать, как вести себя на концертах органной музыки, когда хлопать и хлопать ли вообще. Но, спустя пять лет, зрители уже приходят в театр на орган специально. За особенными впечатлениями и за особенным настроением. В последнее время супруги- органисты стали приглашать в свои концерты других музыкантов и солистов. Ведь орган может звучать по –разному. И громко, и нежно. Через него может любой голос, любой звук лететь. Словом, история йошкар-олинского органа только началась, вместе с ней развивается история молодых, талантливых музыкантов Арсения Ушкова и Антонины Ворониной. Желаю счастья их семье, их маленькой дочке, творческих высот и успехов. А нам всем желаю обязательно пойти послушать орган. Вживую. В театре. В родном городе. Разве это не чудо?                       

https://www.marpravda.ru/news/religiya/yoshkar-olinskaya-istoriya-korolya-instrumentov/

Автор: Редакция газеты

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 75

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ