Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета республики Марий Эл

424000, г. Йошкар-Ола, ул.70-летия Вооруженых сил СССР, д.20
телефон: 8 (8362) 45-26-44
e-mail: info@marpravda.ru

Жителей Марий Эл просят проголосовать за обновление сквера имени Свирина и улицы Рябинина

Жителей Марий Эл просят проголосовать за обновление сквера имени Свирина и улицы Рябинина

АВТОР: ВЛАДИМИР ПЕРЕРЕЗОВ

Осенью 1939 года были приняты постановления правительства о строительстве в Йошкар-Оле Марийской АССР двух Союзных государственных заводов Наркомата вооружения СССР, новым заводам приказами наркома вооружения присвоены номера 297 (п/я 42 - будущий Марийский машино-строительный завод) и 298 (п/я 43 - будущий Завод полупроводниковых приборов).

Строительство завода №297 предполагалось завершить к концу третьей пятилетки. В связи с вводом предприятий численность населения города увеличивалась почти на 18 тыс. человек, для них планировалось построить жилье.

В первую очередь начались работы по строительству рабочего поселка заводов, его основные улицы проектировались перпендикулярно территории завода. 2 февраля 1940 года была проведена разметка привязки первого жилого дома поселка в квартале №77. Весной и летом 1940 года провели закладку фундаментов под двухэтажные деревянные жилые дома: 5 домов завода №298 и 5 домов завода №297 (сейчас это дома №16, 18, 20, 22 по ул. Рябинина и №60 по Ленинскому проспекту). Дома для завода №298 были построены по будущему переулку Заводской. К зиме 1940-41гг. их заселили строители, работающие на заводских объектах, отопление было подано только в конце декабря. Дома завода №297 были сданы только два, среди них дом по будущему Ленинскому проспекту (наибольшую известность дом получил по расположенной в нем в 1949 году санчасти завода). Завод №297 в 1941 году построил еще несколько домов в этом квартале (сейчас ул. Рябинина и бульвар Победы).

К концу войны только жилой фонд завода №297 на территории поселка составил 20 деревянных двухэтажных домов, 10 из них фактически сформировали четную сторону будущей ул. Заводской. В жилых домах завода были открыты школа и детский сад, в отдельно стоящих зданиях - санпропускник с дезкамерой, прачечная и др. В военные годы в поселке начались работы по его благоустройству: были проложены водопровод, сети электроснабжения и радиовещания, построены деревянные тротуары и дровяники, посажены деревья.

В сентябре 1953 года были введены в эксплуатацию два каменных общежития на 30 комнат (сейчас дома №8 и 16 по ул. Суворова). С их постройки началось формирование будущей предзаводской площади. Была проведена точечная застройка четной стороны ул. Заводской, где были возведены три кирпичных двухэтажных жилых дома. Два из них в квартале №78 получили номера 26а и 28а по ул. Заводской, а один - №37 по ул. Зарубина.

В сентябре 1957 года был запущен в эксплуатацию жилой дом №23 по ул. Заводской. Отопление дома было предусмотрено от подвальной котельной углового 25-квартирного дома №21 с магазином. В нем долгие годы размещался продовольственный магазин №6. Последним (четвертым) в 1958 году был построен жилой дом на углу улиц Заводской и Зарубина, на первом этаже дома вместо магазина разместились ясли-сад №10. В результате было завершено формирование облика нечетной стороны ул. Заводской.

Так будут выглядеть ул. Рябинина и сквер им. Ю.М. Свирина после благоустройства.

Фото предоставлены Марийским машиностроительным заводом

Одновременно с вводом в эксплуатацию первых домов в квартале №69 жилой поселок был соединен с центром города дорогой с твердым покрытием. Осенью 1957 года была замощена булыжником проезжая часть шириной 7 м улицы Институтской на участке между улицами Лобачевского и Заводской. Для детей работников завода строилась новая школа. Были проведены работы по асфальтированию ул. Заводской, и к проходной завода стал подходить автобус №4. Тогда это была его конечная остановка.

В 1964 году завод п/я 42 получил гражданское название – Марийский машиностроительный завод.

Летом 1967 года были проведены работы по реконструкции центральной проходной завода, выходящей на улицу Суворова. В этом же году на предзаводской площади был устроен фонтан. При благоустройстве этой территории заводчане сохранили тополя, еще стоявшие в д. Коряково, и разбили сквер, высадив новые деревья и кустарники. 20 июля 2004 года вышло Постановление мэра города Йошкар-Олы №1889, которым скверу напротив центральной проходной завода присвоено имя бывшего генерального директора, Героя Социалистического Труда Ю.М. Свирина.

Центральной улицей города становился Ленинский проспект (бывшая ул. Институтская).

В обкоме партии и горисполкоме была поставлена задача по ликвидации деревни Коряково и по строительству нового современного городского микрорайона «Машиностроитель», в эту работу активно включился ММЗ. В микрорайоне заводом были заложены несколько 5-этажных домов (по ул. Зарубина и Ленинскому проспекту), дом быта «Сайвер» на ул. Заводской, один из трех городских дворцов культуры (будущий ДК им. В.И. Ленина), было запланировано строительство плавательного бассейна («Дельфин»).

В 1969 году проектным институтом «Марийскгражданпроект» был разработан проект и изготовлен макет реконструкции участка ул. Заводской между Ленинским проспектом и улицей Зарубина в пешеходный бульвар.

Следующий год был юбилейный: 100-летие со дня рождения В.И.Ленина и 50-летие образования Марийской АССР. В целях организации работ по благоустройству города в преддверии знаменательных дат городской Совет депутатов трудящихся выпустил постановление об участии в благоустройстве каждого жителя города. На этот призыв откликнулся коллектив ММЗ, который принял социалистические обязательства провести благоустройство предзаводской площади и бульвара по ул. Заводской. Для заводчан это была поистине всенародная стройка, вызвавшая «новый размах инициативы и творчества трудящихся завода».

Во время работы старались сберечь уже посаженные деревья и газоны, на которых установили таблички «По газонам не ходить». Предполагалось строительство фонтана.

В октябре 1969 года все работы по благоустройству ул. Заводской были закончены, она стала пешеходным бульваром, а работники завода от остановки общественного транспорта «Санчасть» (названа по стационару МСЧ-1 ММЗ) шли к проходной пешком.

Весной 1970 года бульвар расцвел.

Работники ММЗ гордились своим бульваром, помнили они и заслуги директора завода М.С. Огородникова в организации строительства в микрорайоне «Машиностроитель», не случайно в народе новый бульвар уважительно назвали его именем – «Бульвар Огородникова». Свое официальное название бульвар получил только в 1975 году, когда ему дали имя Героя Советского Союза старшего лейтенанта Н.С.Рябинина, уроженца Марийской республики.

Сегодня сквер им. Ю.М. Свирина и часть улицы Рябинина, примыкающая к скверу, включены в городской план благоустройства «Современная городская среда». Эта территория города заслуживает право обрести вторую жизнь, заиграть яркими красками. Ее славная история должна продолжиться в современном ракурсе, а имена значимых для Йошкар-Олы людей увековечены для будущих поколений горожан.

Уважаемые ветераны ММЗ, жители Машиностроительного микрорайона, неравнодушные йошкаролинцы! Вы поможете скверу им. Ю.М. Свирина и улице Рябинина обновиться и стать уютным уголком города, если проголосуете за этот объект на сайте мэрии i-ola.ru. Голосование пройдет с 23 по 25 февраля.https://www.marpravda.ru/news/gorod/bolshaya-istoriya-malenkogo-skvera/

Автор: Редакция газеты

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 100

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ