О катастрофе в небе над Йошкар-Олой молчали почти полвека.
Об этом случае, как и о многих других катастрофах в Советском Союзе, не писали газеты, не говорили по радио. Уже на следующее утро на месте не осталось и следа трагедии, и сегодня доподлинно знают о ней лишь родственники и друзья пилотов, а также очевидцы. Нам удалось пролить свет на трагедию, в которой нашлось место и подвигу, и страшной боли.
Почти полвека назад, в мае 1971 года, в Йошкар-Оле произошла катастрофа: в центре города, рядом со стадионом «Дружба», разбился самолет. Ценой своих жизней летчикам удалось избежать массовых жертв – они отвели неисправную машину в сторону от чаши стадиона, где в тот момент сотни школьников играли в «Зарницу».
Самолет упал!
В домашнем архиве Евгения Рымовича сохранилась черно-белая фотография: высокий разбитый забор, скопление людей, повсюду обломки, а на заднем плане – узнаваемая трибуна стадиона «Дружба». Снимок сделан 30 мая 1971 года спустя несколько часов после падения самолета ЯК-18.
- В тот день я сажал картошку, а как вернулся домой, жена сказала: «Упал самолет». Тут же схватил свой «Зенит» и дунул туда, - рассказывает автор снимка. – Прихожу, самолета уже нет, увезли. Все обуглено. Ходит народ.
Немногим раньше на месте падения оказался ученик 4-го класса Миша Виндюшов.
- Я сидел дома и слышал, как в небе кружил самолет, - вспоминает йошкаролинец. – Помню, выходил на балкон, выглядывал его. Подумал ещё – наверное, ищет место для приземления. А потом во дворе закричали: «Самолет упал!» И я побежал. Народу было очень много, но близко к месту падения не пускали – все было оцеплено.
Уникальные снимки Евгений Рымович сделал спустя несколько часов после падения самолета.
ЯК-18 упал возле стадиона "Дружба". На фото - горожане осматривают место катастрофы.
На том месте сейчас общежития МарГУ
За стадионом, куда рухнул ЯК-18, в то время стоял деревянный дом. Остальное пространство занимал пустырь, сейчас там два общежития университета. По словам очевидцев, самолет рухнул на поленницу во дворе и тут же сгорел. Досталось и дому – к счастью, жильцов в тот момент там не оказалось.
Погибли командир парашютного звена Владимир Жраков и летчик Иван Ямщиков. Друзья, коллеги по авиационному спортивному клубу. Одному было 29 лет, второму – 24 года.
«Только не Володя!»
Владимир и Юлия Жраковы познакомились на родине девушки - в городе Кирсанов Тамбовской области, где молодой парень оканчивал техникум гражданской авиации. По распределению пара оказалась в Норильске, родила там сына, а затем переехала в Йошкар-Олу.
- С Володей мы прожили ровно 10 лет, день в день, - тяжело вздыхает Юлия Тимофеевна. Хоть и прошло почти полвека, вспоминать катастрофу, которая отняла мужа и отца ее сына женщине больно, горестно.
Юлия Тимофеевна рассказывает, что в тот день, когда разбился самолет, Владимир звал ее с собой:
- Он говорил: «Мы сегодня над городом будем летать, полетели?!» А я ему: «Нет-нет, ты приедешь – поедем в Сосновую рощу». Вот и все. А потом за мной племянница прибегает: «Самолет разбился!» Я: «Какой самолет? Только не Володя! Только не Володя!» А уже всё. Прибежала, там уж пепел один…
1 мая 1971 года. На снимке: Владимир Жраков (в центре на дальнем плане) с женой Юлией, Иван Ямщиков (второй справа), Алексей Холкин (справа в дальнем ряду).
Летчик-парашютист
Первым пилотом, полагает Юлия Жракова, в день катастрофы был Иван Ямщиков. Той же версии, видимо, придерживается друг авиаторов, парашютист-инструктор Алексей Холкин.
- C Иваном мы начинали вместе прыгать с парашютом еще до армии, - рассказывает он о Ямщикове. - Служили в одной казарме. Вместе прыгали с парашютом и после службы, в клубе. Впоследствии я остался инструктором, а Иван стал летчиком, его должность называлась «Инструктор летчик-парашютист».
В аэроклубе мы готовили не только призывников-парашютистов для подготовки в воздушно-десантные войска, но и летчиков-спортсменов для поступления в высшие летные училища. На старт у нас до 150 человек выходило. И команда по парашютному спорту сильная была…
… Вскоре после гибели Ивана Ямщикова в катастрофе умерла его мать. Друзья летчика говорят, что женат Иван не был.
Алексей Холкин и Иван Ямщиков.
Иван Ямщиков.
Команда Марийской АССР по парашютному спорту начала 1970-х годов. Крайние слева и справа - Владимир Жраков и Иван Ямщиков.
Подмена
По словам Алексея Холкина, выполнять полет Жраков и Ямщиков должны были вовсе не на ЯК-18, а на более вместительном ЯК-12. Потому Владимир Жраков и звал жену с собой в тот день. Но по какой-то причине произошла замена самолета, неясно.
- Не знаю всей подноготной, почему они полетели на ЯК-18, но так получилось, - говорит Холкин.
О подмене машины рассказывает и Юлия Жракова:
- Они взяли не тот самолет. Если бы полетели на другом, было бы все в порядке.
Черный дым
ЯК-18 – учебно-тренировочный пилотажный двухместный самолет. Известно, что он был первым самолетом, на котором в небо поднялся Юрий Гагарин. Большинству из нас ЯК-18 знаком по фильму «В бой идут одни старики». Именно этот самолет солнечным воскресным днем 30 мая видел в небе над Йошкар-Олой Сергей Секретарев.
- Мне было 15 лет, - рассказывает Сергей. – Мы с мальчишками гуляли во дворе. Двор наш - недалеко от стадиона, в районе перекрестка улиц Машиностроителей и Зарубина. Мы видели, как в небе кружил самолет, слышали звук двигателя. В какой-то момент самолет начал делать мертвую петлю и… заглох. Звук прекратился. Самолет резко пошел вниз. Затем мы увидели черный дым и побежали.
На месте падения была большая яма. Там стояла избушка, так она сгорела. Народу собралось очень много. Я видел, как догорал самолет, его обломки. Видел обгоревшие останки двух пилотов. Потом приехал грузовик с прицепом, в него и загрузили тела.
- Я сидел на балконе дома, который находится на бывшей Заводской улице, сейчас она – улица Рябинина. Там было «голое» футбольное поле, а в углу стоял деревянный дом и голубятня у забора, - дополняет картину Александр Кузнецов, очевидец трагедии. - Помню, был праздник. Видел самолет в небе. Он полетал, бросил вымпел, и, как мне показалось, что-то у него забарахлило. Он улетел, а потом прямо над нашим домом пошел гул – пролетел самолет, и все ниже, ниже. Стукнулся о землю брюхом, его подбросило, и он упал на край дома и загорается. Мы - бежать. Из окна, помню, мужик в кальсонах выпрыгнул…
Евгений Рымович с фотокарточкой из личного архива.
К месту падения самолета у стадиона "Дружба" в тот день шли горожане.
Высший пилотаж
О фигурах высшего пилотажа говорят родственники и друзья погибших.
- Им надо было просто-напросто выбросить вымпел над стадионом, где проводилась пионерская игра «Зарница», и вернуться на базу. Но молодые парни решили выполнить несколько фигур пилотажа. Им чуть-чуть не хватило высоты, чтобы выйти из перевернутого полета, - считает Алексей Холкин.
- Дело в том, что в тот день полетом никто не руководил, не было начальства, а самолет оказался неисправным, - уверена Юлия Жракова. - Когда они стали крутиться, задохнулись – пошли газы. Это мне уже потом ребята рассказывали, я ж день и ночь ревела. Их пять дней в морге держали. Ждали московскую комиссию. Хоронил весь ДОСААФ, людей очень много было – такая трагедия!
- Я разговаривал с врачом-патологоанатомом, и предполагаю, что они, возможно, умерли еще до момента падения - от разрыва сердца, - говорит Холкин. - Не буду рассказывать подробности, это было ужасное зрелище. Но я все видел, обоих хоронил. Это были близкие для меня люди.
Увели в сторону
У Владимира Жракова остался сын Игорь. Вырос, выучился и стал… летчиком. Сейчас он уже на пенсии. Как и очевидцы катастрофы, он уверен: самолет не случайно упал рядом со стадионом, а не рухнул на детей. До фатального столкновения с землей летчикам удалось увести машину в сторону. Но самим покинуть самолет возможности у них уже не было.
https://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/podvig-kotorogo-ne-bylo/