Помните фильм «Ищите женщину»? А я отправился на поиски мужчин: результаты комплектования школ педагогическими кадрами в родной Марий Эл показывают, что они являются территорией «амазонок». В лучшем случае, только каждый четвертый-пятый учитель - представитель сильного пола. Примерно такой расклад по всей России-матушке, не случайно в Государственной Думе появилась инициатива о предоставлении парням преимуществ при поступлении в педагогические вузы.
Мужики в дефиците
Ситуация, когда мужским духом не пахнет, не новая, более того, она обостряется. Чтобы разобраться, что к чему, почему мужчина-учитель становится «исчезающим видом», я отправился в Иштымбальскую основную школу, где трудятся четверо представителей сильного пола, в том числе двое молодых, что само по себе большая редкость. Максим Королев преподает физику-математику, Дмитрий Ельмекеев – физкультуру.
Что любопытно, путь в школу обоих моих собеседников был достаточно замысловат. Максим из учительской семьи, при поступлении баллов хватало хоть на физмат пединститута, хоть на экономический факультет МарГУ. Он выбрал физмат. Говорит, там аура понравилась, хотя в школу изначально не собирался – рос в педагогической семье, знал изнанку этой профессии.
Профессия затянула
После окончания вуза, это был уже укрупненный «педом» МарГУ, уехал зарабатывать деньги в Москву, отслужил в армии, работал в фирме в Йошкар-Оле, за три года сделал там неплохую карьеру. Про школу и думать не думал, а тут звонок от директора Конганурской средней школы: нет учителя физики и математики, выручи, пожалуйста.
- Четыре дня я работал в фирме, на два уезжал в Конганур, - вспоминает Максим. - Денег за уроки получал чуть не вчетверо меньше, но работа с детьми мне очень понравилась. А тут еще и дедовский дом в Пондашсоле разрушается: добротный пятистенок, две печки, но без хозяина он приходил в запустение, поэтому решил вернуться в деревню.
Дима о школе тоже не помышлял: получил специальность водителя, работал на «Газели», потом пересел на КАМАЗ, зарабатывал хорошие деньги: 35-40 тысяч рублей в месяц. Все изменили слова тяжелобольного отца, который сам был тренером ДЮСШ: за неделю до смерти он попросил сына пойти работать в школу.
У меня на тот момент и педагогического образования не было, вспоминает Дмитрий, поэтому поступил в Оршанский педколледж на заочное отделение и одновременно устроился на работу тренером по лыжным гонкам. Это был 2012 год, первая зарплата в 5,5 тысяч рублей оказалась, конечно, шоком, особенно на фоне недавних шоферских доходов. Не сильно ситуация с зарплатой менялась и дальше, но, признается Дмитрий, бросать детей было уже жалко.
«Сплошной матриархат»
Я интересуюсь у ребят, как они оценивают ситуацию с представительством сильного пола в образовании. «Сплошной матриархат» - выносят они свой вердикт. Вот из программы учительской спартакиады убрали футбол, потому что ни одна школа не может выставить команду даже в формате «мини».
Парни ведут меня к стенду, где висит фотография коллектива 20-летней давности – мужчин там как минимум вдвое больше, чем сейчас. Впрочем, есть школы, где мужским духом вообще не пахнет, вот во время недавних каникул ребята участвовали в республиканском фестивале творчества молодых педагогов «Весь мир театр». Выступали с постановкой «Цыган» по Пушкину. Роли распределили между учителями различных школ, на репетиции все собирались в райцентре. После работы забирали детей из садиков и ехали в поселок, там до темноты репетировали. В нашей труппе все мужские роли исполняли парни, а у многих районов за неимением мужчин их приходилось играть переодетым дамам.
На все руки мужчина
Нужны ли мужчины школам? Еще как нужны, дети просто тянутся к ним, на селе это чувствуется особенно остро, потому что во многих семьях женское воспитание: пап либо нет, либо они по полгода и больше пропадают на заработках на стороне. У мужчин лучше с дисциплиной, кроме того, это вам скажет любой директор, они нужны как строители, как слесари, как ремонтники: гвоздь забить, гардины повесить, краны подкрутить. Вот бойлер недавно отремонтировали, жаровню на школьной кухне восстановили своими силами. Где у школы деньги на специалистов. В общем, по выражению Королева, «без мужиков школы развалились бы».
Счастье не в деньгах?
Естественно, я поинтересовался у ребят, почему их сверстников так мало в учительской среде? Из всей студенческой группы Максима до школы дошли всего четверо парней. Факторы разные, некоторые просто боятся учительствовать - ответственность. И, все-таки, как ни крути, больше всего ситуацию подпортил денежный вопрос. Как выразился Дмитрий, в материальном плане в школе нет ничего привлекательного, какая жена отпустит мужа на такую зарплату.
Вот Максим при нагрузке в 1,5 ставки получает в месяц 13,5 тысяч рублей. Это при том, что у ребят семьи; у Димы трое детей, у Максима двое, в копеечку обходится дорога, поскольку оба живут не в Иштымбале. По словам Димы, ежемесячно на заправку автомобиля у него уходит 6-7 тысяч рублей, это дорога на работу и обратно - 32 км ежедневно, плюс поездки на соревнования.
Наши руки не для скуки
Конечно, парни выкручиваются, как могут, Дмитрий школу совмещает с работой тренером в ДЮСШ, и, хотя он совсем еще молодой человек, держит большое хозяйство: корова, бычки, поросенок, разнообразная птица. Спасибо мама помогает управляться со скотиной. Максим на все летние каникулы уезжает на заработки, рассказывает, что в последний раз они строили комбинат огнеупорных материалов, и, кстати говоря, физматовские знания там пригодились.
https://www.marpravda.ru/news/yvlechenija/korrespondent-mariyskoy-pravdy-otpravilsya-v-shkolu-v-poiskakh-muzhchin-i-uznal-chto-ikh-tam-derzhit/