Деревня Чодраял Куженерского района Марий Эл - это, по сути, одна очень длинная двусторонняя улица плюс небольшой безымянный хуторок по другую сторону оврага из построенных колхозом домиков, который местные жители называют микрорайоном. Населенный пункт пополам разрезает асфальтированная автотрасса, вот только сама деревня к дороге находится перпендикулярно и в межсезонье на Березовой только «жидкий асфальт», попросту говоря, непролазная грязь. И хотя машины тут есть чуть ли не в каждом дворе, народ оставляет их на околице – прорваться внутрь можно только на тракторе. Решить эту проблему, уверены жители деревни, поможет реализуемая в республике программа поддержки местных инициатив.
Магазин и клуб на полставки
Деревня по нынешним меркам немаленькая – полсотни жилых дворов. Немало пенсионеров, как, впрочем, и людей трудоспособного возраста, есть производственный объект – животноводческая ферма, где трудятся несколько местных жителей. Еще магазин, старенький клуб, который работает на 0,5 ставки, при нем стараниями предыдущей заведующей Зинаиды Петровой открыт музей. Много ребятишек – каждый день школьный автобус отвозит 18 человек в Русские Шои плюс детсадовцы. Достопримечательностью Чодраяла является шикарная детская игровая площадка, которую построил бывший участковый полиции Владислав Москвин.
И места красивые, вот только своенравная речушка Коромаш доставляет людям дополнительные неудобства: несколько лет назад бурное половодье снесло деревянный мост, который пришлось восстанавливать своими силами - опять таки помог Владислав Москвин со товарищи. А эрозия почвы привела к тому, что огромный овраг вплотную подступил к деревенской улочке.
Березовая – бездорожная
Утопая в грязи и лужах, мы бредем по Березовой с библиотекарем Вероникой Ямбатровой. Вместе с мужем Юрием они являются членами инициативной группы и авторами проекта по устройству проезда в родной деревне. Любопытно, что дом самих супругов стоит на асфальте, но они хлопочут за других жителей деревни.
- На сегодня проезд - самая большая беда Чодраяла, - рассказывает Вероника. - Вы представьте, каково сейчас людям выходить на большую дорогу, если в руках одно, а то и два ведра молока.
Поскольку работы для всех в деревне нет, многие держат скот, а вырученные от продажи молока деньги хорошее подспорье для семейного бюджета. Вот только, чтобы добраться до грузовика заготовителя, который останавливается на асфальте, нужно преодолеть целую «дорогу жизни», особенно с дальнего конца Березовой. Экстрим, скажу я вам, у меня после прогулки по раскисшей грязи аж ноги разболелись.
Коровы и автомобилисты
Но чодраяльцы народ стойкий – в деревне почти нет заброшенных домов, более того, люди даже строятся: вот симпатичный особнячок многодетной семьи Сергея Никонова, свой дом возводит Анатолий Андреев. Правда, молодежь, которая получает высшее образование в городах, сейчас это семь человек, обратно возвращается неохотно: после чистого асфальта в грязь уже не хочется.
Проехать по деревне можно только в сухую погоду, дернина полностью уничтожена транспортом, автомобилисты, уходя от колеи, петляют то вправо, то влево и в итоге измесили всю улицу подчистую. Ну и еще парнокопытные – деревенское стадо - помогают. Да и просто опасно жить в таких условиях: ни «Скорая» не пробьется, ни даже пожарный автомобиль. Был случай, рассказывает местная жительница Роза Варсегова, когда загорелась баня, а «пожарка» не смогла подъехать к месту. Хорошо, что дело было зимой, люди потушили пламя своими силами.
«Хорошая дорога - хорошая жизнь»
- Теперь у нас одна надежда на программу поддержки местных инициатив, - рассказывает Вероника,- попасть в нее мы хотели еще в прошлом году, проект подготовили, но в администрации сельского поселения тогда не нашлось денег на софинансирование, а это обязательное условие.
У проекта чодраяльцев очень правильное, по сути, название «Хорошая дорога - хорошая жизнь». Цена вопроса 1 миллион 248 тысяч рублей; миллион, если удастся выиграть конкурс, даст республика, свою долю внесет администрация сельского поселения, остальное должны собрать местные жители.
Сход был, народ конечно горой за дорогу, по прикидкам со двора придется скинуться по три тысячи рублей. Суммы посильные, хотя совсем без отказников дело, похоже, не обойдется. Но даже, если все сложится, денег хватит только на 475 метров щебеночного проезда шириной четыре метра, то есть меньше чем на половину улицы. Правда, это самая проблемная, самая убитая часть деревни.
Напомним, газета «Марийская правда» при содействии Правительства Марий Эл продолжает реализацию проекта, направленного на поддержку общественных инициатив в деле развития муниципальных территорий республики. В 2019 году проект получил название «Марий Эл / Территория инициатив», сместились акценты – с гражданского контроля за реализацией проектов на местах на поддержку широкого спектра инициатив жителей республики. Инструмент при этом остался прежний: интерактивная карта, позволяющая увидеть информацию обо всех реализуемых на территории Марий Эл проектах, и обратная связь – информация от жителей республики о ходе их реализации.
https://www.marpravda.ru/news/selo/u-nas-odna-problema-dlinoyu-v-kilometr-govoryat-zhiteli-derevni-mariy-el/