За несколько предпраздничных дней в полицию обратилось более десяти потерпевших, которые расстались со своими деньгами после звонков с номера 8-800-511-98-02. Добычей аферистов стала не одна сотня тысяч рублей, похищенных за это время с банковских карт жителей Марий Эл.
Звонок с «горячей линии»: веришь или нет?
Что характерно, звонивший обращался к потенциальным жертвам обмана по имени-отчеству и был в курсе их персональных данных. Аферист представлялся по телефону сотрудником службы безопасности банка и спрашивал, не перечислял ли владелец карты несколько минут назад денежные средства со своего счета. Суммы назывались разные, от трех до шести тысяч рублей: ровно столько, чтобы хозяин денег обеспокоился их судьбой. Как правило, жертвы «разводки» отрицали факт перевода денег и пытались выяснить, что происходит с их сбережениями.
«У нас есть подозрение, что с вашего счета пытаются произвести несанкционированное списание денежных средств», – нагнетал напряжение мнимый работник банка, продолжая для пущей достоверности задавать уточняющие вопросы. «Может быть, у кого-то из третьих лиц имеется доступ к вашему счету – у родственников или близких друзей? Кстати, сама банковская карта в данный момент у вас на руках? Она не потеряна, не украдена? А фамилия Соколов вам о чем-то говорит? Нет? Дело в том, что этот человек пытается снять деньги с вашего счета».
«Отмычка» от банковского счета
Разумеется, никто из владельцев банковских карт не желал дарить свои кровные какому-то неизвестному Соколову. И многие из них повелись на уловки афериста, который, искусно подражая манере банковского «клерка», сообщал о том, что в целях предотвращения мошенничества временно деактивировал личный кабинет клиента в системе «банк-онлайн» и заблокировал несанкционированную операцию по списанию денежных средств. Теперь, с его слов, оставалось только вернуть деньги на карту владельца и вновь активировать его мобильный банк, для чего звонивший просил назвать секретные коды операций, поступающие клиенту в СМС-сообщениях. А это, как известно, и есть ключ, точнее, отмычка от чужого банковского счета, позволяющая аферистам списать с него деньги.
Были и те, кто поначалу выражал недоверие псевдоработнику банка. Тогда обманщик делал вид, что переключает владельца карты на банковского специалиста: «Ну, хорошо, мне вы не верите, тогда с вами побеседует менеджер по обслуживанию физических лиц». В трубке несколько секунд звучал заезженный мотивчик, после чего в диалог вступал еще один участник этой криминальной инсценировки: «Не беспокойтесь, деньги до получателя не дошли, они переведены на временную ячейку нашего банка для того, чтобы вас обезопасить». После этой мотивирующей фразы аферисты переходили в атаку: «Теперь мы переведем денежные средства обратно вам на карту и установим дополнительную защиту». В итоге, пусть и обходными путями, но клиента выводили на финишную прямую: требовали назвать секретные коды и смс-пароли, открывавшие жуликам доступ к деньгам обманутых владельцев банковских карт. В противном случае, предостерегали они, карта будет попросту заблокирована…
Офисы для врунишек
Как поясняют специалисты, вызывающие доверие телефонные номера, которые начинаются с цифр 8-800 и характерны для «горячих линий» банковских учреждений, без особых хлопот можно приобрести в сети Интернет и с помощью специальной программы установить на любое мобильное устройство. Возможности современной IP-телефонии используются аферистами гораздо шире, чем может предполагать простой обыватель. Насколько известно, в крупных российских городах уже «накрывали» офисы жуликов, оборудованные под так называемые колл-центры. Рабочие места с компьютерами и купленными у различных организаций базами данных клиентов, пластиковые перегородки между столами, наушники для операторов… Перед каждым из них – текст с шаблонами вопросов, которые они должны задать владельцу банковской карты, и ответов на возможные возражения и сомнения собеседников.
За день каждый из таких операторов обзванивает десятки людей. Есть информация, что за свой «труд» эти мастера разговорного жанра получают 10 процентов от суммы, похищенной с банковских счетов доверчивых граждан. Остальными денежными средствами распоряжаются организаторы «конторы», поставившие обман граждан на поток. Что характерно, большинство таких звонков поступает с территории ближнего зарубежья, что существенно осложняет поиск и задержание злоумышленников.
Торгуют все!
Возникает, конечно, вопрос, откуда эти господа берут персональные данные граждан РФ? Каналов много: дисконтные карты различных торговых сетей, купоны для получения призов на всевозможных ярмарках, регистрация на интернет-сайтах, в конце концов, официальные структуры, в которых аккумулируется информация о паспортных данных россиян, а также их банковских картах. И давно уже не секрет, что эта информация стала предметом купли-продажи. Так что делайте выводы, дорогие сограждане. Жулики знают о вас если не всё, то очень многое. И чтобы запустить руку в ваши банковские «закрома», им требуется самая малость – секретные коды и пароли для списания денег с ваших счетов. Не случайно поступающие от банка СМС-сообщения обязательно сопровождаются категоричным призывом никогда и никому не сообщать и не передавать эти данные.
Ольга Плотникова,
начальник пресс-службы МВД по Республике Марий Эл:
- За последнее время этот способ отъема денег у населения стал едва ли не самым популярным. Аферисты выдают себя за работников банковской сферы и в ходе телефонного разговора убеждают владельца карты, что с его счета кто-то пытается похитить деньги. Злоумышленники хорошо подготовлены к подобным диалогам: они знают, как заставить клиента волноваться и каким образом усыпить его бдительность. Если вы хотите получить действительно достоверную информацию по вашему счету, операциях и блокировке, звоните по телефону, который указан на вашей банковской карте. Не поддавайтесь на уловки мошенников, ведь они постараются всеми возможными способами убедить вас, что с вами действительно разговаривает представитель банка.
http://www.marpravda.ru/news/assosiations/kod-bez-prava-peredachi-14-05/