Есть такое расхожее понятие "штучный товар". Оно как нельзя лучше подходит и к профессии, и необычной для нашего глаза внешности, и к судьбе интереснейшего человека, каким является главный дирижер Марийского академического театра оперы и балета им. Э. Сапаева Григорий Архипов.
Ажурное покрывало мелодий
Зачастую профессия родителей определяет жизненный путь их детей. У врачей сыновья и дочки становятся врачами, у педагогов –учителями, у музыкантов – музыкантами. Бывают, конечно, исключения, но они довольно редки. Гриша Архипов родился в семье известных в Марий Эл служителей муз. Мама- знаменитый композитор, автор множества песен и третьей национальной оперы в истории марийского национального театра «Алдиар» Элина Архипова. Папа Вячеслав Созонов всю свою жизнь посвятил оперному искусству. Он и сейчас поет на сцене нашего театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Поэтому их сын с самого рождения был окутан ажурным покрывалом из прекрасных звуков и мелодий. Одни из самых ярких воспоминаний детства Григория – это его частые походы в театр на оперные спектакли, в которых пел папа. Особенно тогда нравилась мальчику опера «Кармен». Но, несмотря на все, родители-музыканты не торопились приобщать сына с раннего возраста заниматься музыкой. Они мудро наблюдали за ним, хотели убедиться, что у Гриши есть способности, есть интерес. Поэтому только в третий класс будущий композитор пошел в школу-интернат для одаренных детей. Не имея должной подготовки, мальчик очень быстро все освоил и начал с огромным удовольствием осваивать …баян. Почему именно на баян пал выбор сына классических музыкантов?
- Человек, выбирая инструмент, выбирает свою судьбу, - делится своими ощущениями Григорий Архипов. – Я в этом глубоко убежден. Трудно представить, как бы сложилась моя жизнь, если бы я был пианистом или скрипачом. Баянисты – народ свободный! Они, по большому счету, играют что хотят. Могут в народном оркестре участвовать, могут на улице выступать. Вообще народники более демократичны. Я очень много смог узнать про музыку именно благодаря баяну. И уверен, что так, как сложилась моя профессиональная жизнь, я тоже обязан баяну. Ведь именно в школе-интернате стал играть на своем инструменте классические произведения и первые попытки сочинять музыку тоже были там.
Судьбоносный Петрозаводск
Успешно закончив школу, юный музыкант продолжил свое обучение в музыкальном училище, где совершенствовал свое мастерство баяниста, а еще создал рок-группу, для которой начал сочинять свои первые серьезные композиции. Да. Трудно поверить, что можно днем учиться играть на баяне, а вечером сочинять рок-музыку. Но в этом, пожалуй, как нельзя нагляднее, и проявляется природа композитора, а ныне дирижера Григория Архипова. Он не всеяден, но открыт для всего нового, самого лучшего и даже самого необычного, что можно назвать Ее Величеством Музыкой.
Годы учебы в Петрозаводской консерватории были для Архипова одними из самых запоминающихся в жизни. Петрозаводск был выбран неслучайно. Во-первых, в России не так много высших учебных заведений, где взращивают профессиональных баянистов. Во-вторых, Казань пришлась Григорию не по душе. А в-третьих, наверное, судьба здесь сыграла главную роль.
- Шесть лет учебы в консерватории во многом меня изменили и многому научили, - вспоминает дирижер. – Я там встретил совершенно потрясающих педагогов, советы которых до сих пор мне помогают. Хотя двоих уже нет в живых… Они заставили меня стать более уверенным, поверить в свои силы, свой талант. А это, я считаю, очень нужно каждому ученику. Особенно музыканту. В консерватории я стал уже профессионально заниматься сочинением музыки. Учился же параллельно на двух факультетах: по классу баяна и композиции. Трудно ли было? Нет! Потому что мне это доставляло огромное удовольствие. Уверен, что если то, чем ты занимаешься приносит только радость и счастье, то никогда усталости и трудностей не будет. Работа должна быть в кайф! А еще в Петрозаводске я встретил свою любимую жену, с которой уже 15 лет идем по жизни рука об руку. Так что Карелия сыграла в моей жизни судьбоносную роль.
Волшебная палочка
Вернувшись в родную Йошкар-Олу, молодой, перспективный музыкант и композитор сразу окунулся в водоворот театрально-концертного бытия столицы Марий Эл. Его почти тут же приняли в члены Союза композиторов РМЭ, и он стал… дирижером в театре оперы и балета. Надо сказать, что дирижированием Григорий Архипов стал заниматься еще в консерватории. Ведь кому, как ни автору произведений, сочиненных для симфонического оркестра, лучше всех удастся эти произведения «раскрыть», направляя и управляя этим самым оркестром. Профессия дирижера считается эксклюзивной, штучной, так как существует мнение, что научить ей практически невозможно. Дирижером нужно родиться. К этой профессии многие идут на протяжении многих лет. В этом смысле Григорий Архипов – яркое исключение. У него как-то сразу все стало получаться. И получаться довольно неплохо. Хотя он до сих пор часто себя критикует, потому что ему нужно, чтобы все было сыграно на самом высоком уровне, потому что он – перфекционист.
- Главная задача дирижера, на мой взгляд, - это его способность увлечь музыкантов музыкальным произведением, - говорит Архипов.- Повести их за собой. Оркестр- команда, лидером которой и должен стать дирижер. На нем лежит вся ответственность за деятельность оркестра, ошибки и неудачи, достижения. Ведь если я опущу руки, в прямом смысле этого выражения, то сразу все остановится, все стихнет. Дирижерская палочка – это почти волшебная палочка.
Каждодневные репетиции, иногда даже по две в день, обязанности главного дирижера театра, спектакли, а с недавних пор еще и гастроли занимают теперь почти все время Григория Архипова. На самое любимое занятие – сочинительство практически не остается времени. Зато, когда оно появляется, на свет «рождаются» интересные музыкальные произведения, чаще всего рассчитанные на оркестровое исполнение.
Паутина сочинительства
У каждого композитора есть свои «рецепты», которые им помогают творить. Есть они и у нашего героя.
- Мне очень важна задача, которую я должен реализовать, - продолжает свой рассказ композитор. – Иногда я чувствую какие-то эмоции, вижу какой-то образ и пытаюсь его музыкально написать. Иногда возникает тема, а иногда мне хочется какого-то надрыва, и я пытаюсь этот надрыв создать музыкально. Импровизирую. У меня в голове музыка не звучит. Не бывает, что я хожу и просто слышу уже почти готовое будущее произведение, как некоторые гениальные композиторы прошлого. Яблоки с веток просто не снимаю, если говорить образно. Я сажусь и начинаю плести, как паук плетет свою паутину, начинаю отовсюду набирать, искать гармонию. Уже в процессе работы увлекаюсь каждым аккордом. Вот тогда появляется азарт, свобода, смелость и радость от того, что я создаю.
На счету композитора Григория Архипова уже более 20-ти крупных и не очень произведений. Но на сегодняшний день главным своим успехом он считает музыку, написанную к спектаклю Республиканского театра кукол «Йуд Орол».
- Когда я начал писать музыку к этому спектаклю, я окунулся в такие бездонные миры, - делится своими впечатлениями композитор. – Сама стилистика и сама идея этого произведения настолько меня заворожила, что я стал даже не сочинять, а скорее «шаманить», погружаясь все глубже и глубже в марийский этнос. Впрочем, так случилось и со всей нашей командой, которая работала над «Йуд Оролом».
Григорий Архипов еще очень молод, но у него за плечами уже много достижений и много заслуг. Однажды, выбрав для себя нелегкий путь служения Музыке, он идет по этому пути уверенно и с высоко поднятой головой. Не от того, что горд собой, а от того, что считает свое дело делом всей своей жизни, которое призвано приносить людям радость! http://www.marpravda.ru/news/religiya/glavnyy-dirizher-mariyskogo-teatra-opery-i-baleta-im-e-sapaeva-grigoriy-arkhipov-rabota-dolzhna-byt-/