«Тракторостроительный завод» Александра Вершинина из Марий Эл остановил производство. Завод это, конечно, громко сказано, на деле всего лишь деревянный гараж, где Александр Николаевич собирал самодельных рабочих мотолошадок.
Придумал себе забаву для пенсии
- Сам не понимаю, как я вляпался в техническое творчество,- разводит руками умелец, - тем более что никогда в жизни склонностей к возне с железом за собой не замечал. Водительские права и то получил по приказу: пришел на работу в райком КПСС и всех мужчин оптом «запрягли» на курсы шоферов в местном профтехучилище. Тогда речь тоже шла об оптимизации - чтобы не содержать специальных ставок шоферов, а каждый работник аппарата, если есть необходимость поехать в командировку, мог сам сесть за руль.
Что-то «переключилось» в голове накануне выхода на пенсию - задумался Александр Николаевич, чем он будет заниматься на заслуженном отдыхе, планы были хозяйственного толка, а для их реализации требовалась рабочая лошадка. Так родилась идея собрать простую самоходку, которой не нужны документы, постановка на учет, техосмотры. Кстати, подобного рода умельцев у нас немало – каких только самодельных коней не встретишь на проселочных дорогах – на большаки они не лезут, чтобы не нарваться на неприятности от гаишников.
Проба пера
Первый свой трактор Вершинин собирал на базе грузовика ГАЗ-51 с дизельным движком от «Ламборджини». Как и все самоделкины, лепил из того, что удалось найти. А поскольку технических навыков у меня на тот момент почти не было, вспоминает теперь уже можно сказать заслуженный тракторостроитель, то работал методом «тыка». Еще выручало то, что никогда не стеснялся спрашивать у сведущих людей, а мужиков с золотыми руками в пожарной части, где трудился Александр Николаевич, хватало: очень помогли Николай Михеев, Сергей Куклин.
Изрядно пришлось помучиться еще и потому, что на тот момент у начинающего мастера из технических средств была только электродрель да самодельный наждачок, о болгарке и сварке приходилось только мечтать. Тем не менее, сам процесс Вершинину понравился, правда, если все получалось, а вот коли дело не клеилось, он бросал его и шел смотреть телевизор. Возвращался обратно, когда «выплывало» решение проблемы.
У русских самоделок китайские «сердца»
Тем не менее, первый блин не вышел комом, завершив работу Вершинин со товарищи устроили самоделке боевое крещение: поездку по грибы в лес за Мари-Эшканером - дороги там мама не горюй. Но что - то с ней все равно было не так: поршневые летели одна за другой, когда терпение лопнуло, вошедший во вкус Вершинин взялся за новую машину.
- Обычно я собирал технику исходя из того, какие задачи перед ней стояли, например, когда мой сын занялся строительством, потребовался мощный трактор, чтобы можно было скажем лес трелевать. Второй базовый посыл - пляшешь от того, тех запчастей, узлов и агрегатов, которые удалось найти, главная задача - как их совместить.
Потом были разные варианты, например, одну самоделку Вершинин сконструировал на базе «инвалидки». Со временем заниматься техническим творчеством стало легче: во-первых, набил руку, во-вторых, обзавелся инструментом, в-третьих, в продаже появились дешевые китайские движки, которые полюбились очумелым ручкам всех мастей. Вот и у последнего вершининского трактора, который недавно сошел с конвейера, лифановское «сердце» мощностью 6,5 лошадиных сил. Внешне получился этакой ретро-агрегат в стиле примерно 50-х годов прошлого века. Есть кабина, но без боковин - поскольку трактор эксплуатируется только в теплое время года. защита нужна только от дождя.
Экономный и работящий
Кстати, Александр Николаевич до того поднаторел, что собрал его практически за месяц.
Мне нужна была простая и экономичная рабочая лошадка, на которой можно возить грузы, или отправиться в лес, - рассказывает он. - Ходовые испытания проведены и могу сказать, что проект реализован неплохо. Например, чтобы съездить в деревню Башкири, чем-то там позаниматься и вернуться обратно мне хватает бака вместимостью всего 3,4 литра, так что трактор получился вполне экономичный.
Между тем, силенок у самоделки достаточно: берет на раз кубометр сырых дров, хозяин перевозит на ней бутовые камни - нужны для обустройства подпорных стенок на огороде. В гору забирается на третьей скорости, хотя особо разгоняться на нем себе дороже, поскольку у самоходки нет подвесок, то на ухабах «пятой точкой» нахватаешь синяков – жестковато. На хорошем асфальте можно разогнаться километров до 30, а так оптимальный скоростной режим 20 км.
Пора закругляться
- Техническое творчество - вещь заманчивая, - резюмирует Александр Николаевич, - сначала я получал удовольствие от самого процесса работы - это просто здорово, когда из кучи железок что-то получается, а на выходе ты имеешь относительно недорогую рабочую лошадку.
Правда, на этом, четвертом по счету «коне», самоделкин решил поставить точку. Стар уже стал, говорит Вершинин, пора закругляться, поэтому все свои железки, чтобы больше не было соблазнов, сдал в металлолом. Тем более что последний трактор, который впитал все лучшее от предшественников, меня вполне устраивает и, думаю, прослужит еще долго.
http://www.marpravda.ru/news/yvlechenija/kak-pensioner-aleksandr-vershinin-iz-mariy-el-lepil-traktory-kak-pirozhki/