Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета республики Марий Эл

424000, г. Йошкар-Ола, ул.70-летия Вооруженых сил СССР, д.20
телефон: 8 (8362) 45-26-44
e-mail: info@marpravda.ru

Заслуженный артист Марий Эл, главный режиссер Национального театра драмы им. Шкетана Роман Алексеев:"Работоспособность - ближайшая подруга одаренности"

Заслуженный артист Марий Эл, главный режиссер Национального театра драмы им. Шкетана Роман Алексеев:"Работоспособность - ближайшая подруга одаренности"

Талантливый актер, прекрасный режиссер, умный, образованный, интеллигентный человек и просто импозантный молодой мужчина. Все эти эпитеты сразу приходят на ум, когда речь идет о заслуженном артисте РМЭ, главном режиссере Национального театра драмы им. Шкетана Романе Алексееве.

Ребенок закулисья  

Рома родился в театральной семье. Папа Юрий Валерьевич – известный актер театра им. Шкетана, мама Раиса Михайловна работала в этом же театре помощником режиссера. Поскольку театральная жизнь в основном протекает по вечерам, маленьких детей служители Мельпомены всегда брали с собой на работу. Семья Алексеевых исключением не стала. Свой первый выход на сцену будущий артист и режиссер не помнит. Слишком крохотным был тогда. Но старшие коллеги рассказывают, что однажды Рома Алексеев, едва научившись ходить, во время одного спектакля важно продефилировал по заднему плану сцены из одной кулисы в другую, чем сильно напугал маму, которая сидела за пультом в зале. Она была ведущая того спектакля. 

Пару лет спустя, мальчику доверили уже почти настоящую роль. Он должен был сидеть на сцене за столом, кушать, внимательно слушать разговоры взрослых, а потом вдруг зареветь. Но яркие прожектора так ослепили юного артиста, что он совершенно забыл о режиссерской задаче, поставленной перед ним, практически впал в ступор, а уж о том, чтобы зареветь по-настоящему не могло быть и речи. Так что первый блин у будущего актера получился комом. Несмотря на это, ребенок тогда не испугался, не разочаровался в театре, а также продолжал ходить с родителями на работу, где с большим интересом наблюдал за игрой папы и важной миссией мамы. Первое осознанное восприятие всего происходящего на сцене у Романа связано со спектаклем «Ачийжат- авийжат» («Эх, родители»), в котором одну из главных ролей сыграл его отец.

- Я тогда очень сопереживал папиному персонажу, - вспоминает Роман Юрьевич. – Точнее, мне было больно, в первую очередь, конечно, за отца, а потом уже за его героя. Это было мое первое сильное зрительское впечатление. Я пытался понять, почему к этому персонажу все так несправедливо относятся. Хотелось ему помочь, уберечь даже. Я с легкостью запомнил наизусть текст не только папиной роли, но и роли других артистов, с удовольствием разыгрывал сцены из спектакля.

Когда пришло время, родители отдали сына в йошкар-олинскую среднюю школу №20. На тот момент это учебное заведение славилось своим творческим направлением. Помимо общеобразовательной, здесь работала музыкальная школа. У Романа с детства был хороший слух и голос, поэтому он с большим удовольствием играл на баяне и пел в хоре мальчиков. Приобретенные во время учебы навыки, умения впоследствии очень помогли уже артисту Алексееву в работе.

Москва, «Щепка», Малый театр

В выпускном классе Роман еще плохо представлял себя на сцене. Он был убежден, что актерство – прерогатива избранных, совершенно особенный мир, в котором далеко не каждый человек может добиться признания. Но, тем не менее, молодой человек решил попытать свои силы и после окончания школы пошел на вступительные экзамены в Высшее театральное училище им. Щепкина. 

Отборочные испытания проходили в Национальном театре им. Шкетана. Педагоги из училища набирали группу талантливой марийской молодежи для учебы в Москве. Конкуренция была огромная, но природная естественность, открытость помогли юноше с успехом пройти все творческие туры и стать студентом престижного театрального ВУЗа.

- За четыре года учебы в «Щепке» мы прошли огромную школу,- продолжает свой рассказ Роман Алексеев.  – В театральном мире считается, что это училище – кузница кадров для знаменитого Малого театра. Поэтому, окончив его, будущие артисты получают классическое, я бы даже сказал, академическое театральное образование. Там всегда на первом месте было Слово. Нас учили думать, мыслить, бережно относиться к собственному голосу, да и к себе в целом. Ведь настоящий артист должен быть умен, здоров, образован, вынослив. Ну, и талантлив, безусловно. Хотя зачастую одного таланта бывает мало. Работоспособность – ближайшая подруга одаренности.

Студенческая пора - самое запоминающееся время для любого человека. Самое яркое. А Москва, Малый театр, безусловно, добавляли еще больше яркости учебе. Более того, однокурсниками Романа были Игорь Петренко, Марат Башаров, Егор Дронов. Ныне знаменитые российские актеры.

Актер – режиссер – актер

Вернувшись в Йошкар-Олу, молодой актер первое время играл на сцене Национального театра драмы им. Шкетана в основном военных и милиционеров. Почему-то режиссеры видели в этом фактурном, высоком, статном мужчине именно этих персонажей. Первой главной ролью стала для артиста роль Зилова в пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Работа была сложная, но очень интересная. Помимо того, что нужно было выучить огромное количество текста, необходимо было дойти до самой сути этого неоднозначного образа. У Романа Алексеева тогда возникало много вопросов, ответы на которые не лежали на поверхности, а требовали совсем другого подхода. Тогда-то впервые артист Алексеев начал задумываться о режиссуре.

 - В работе над ролью мне необходимо полностью вникнуть в психологию моего героя, - делится Роман Юрьевич. Разобрать и разложить все по полочкам, найти самое оптимальное пластическое решение для данного образа. Меня всегда привлекало сценическое движение. Я начал заниматься фехтованием и даже преподавал его в нашем колледже культуры и искусств. Как актеру мне в один момент стало не хватать чего-то. Главным всегда остается вопрос: «Что играть?». И если ответа на него нет, то и роль не получится. В какой-то момент в моем уравнении, которое приходилось решать каждый день, все больше начало появляться неизвестных. И чтобы добраться до истины, я решил поступить на режиссерское отделение.

 Роман и его команда 

На этот раз Москва открыла перед будущим режиссером двери театрального института им. Б. Щукина. В мастерской знаменитого Леонида Хейфица Алексеев постигал азы новой своей профессии, которая очень быстро стала призванием, любимым делом всей его жизни. Хотя время от времени Роман Юрьевич снимает свой «режиссерский пиджак» и с удовольствием выходит на сцену «подышать другим воздухом». Правда, в своих постановках он никогда не играет. Не любит смешивать эти два вида деятельности. «Блин - 2», «Юмынудыр» («Дочь бога»), «Пять вечеров», «Земля предков», «Саня, Ваня, с ними Римас», «Человек из Подольска» - это только лишь часть постановок режиссера Алексеева. Выбирая пьесу для нового спектакля, он всегда ориентируется на актуальность, современность, материала. Он обязательно должен вызывать интерес у всей творческой группы, которая работает над ним. Роман - не режиссер-диктатор. Он – предводитель большой команды, ее идейный вдохновитель. Актеры запросто могут предложить ему свое видение образа, свой рисунок роли. 

И если эти предложения не идут уж совсем в разрез с основной концепцией будущего спектакля, то режиссер вполне может их принять. «Мне длительный, постепенный процесс работы над постановкой нравится гораздо больше, чем премьерные показы. Я очень люблю эту «кухню». Каждый этап – это новая грань на алмазе, который в итоге должен превратиться в бриллиант. Ну, по крайней мере, нужно к этому всегда стремиться», - говорит о своем режиссерском пути Роман Алексеев.

Он очень переживает из-за того, что сейчас мало современной, марийской драматургии. А ведь именно она должна в идеале составлять основу репертуара национального театра. К тому же переводные пьесы идут на сцене, к сожалению, недолго. Но без них невозможно обойтись. Останавливаться на достигнутом Алексеев не собирается, поэтому активно участвует в работе режиссерской мастерской художественного руководителя театра им. Е. Вахтангова Римаса Туманиса. 

На некоторое время со всей страны съезжаются в Москву театральные режиссеры, учатся у Мастера, наблюдают за его работой над очередным спектаклем, обмениваются опытом, насыщаются новыми идеями. Роман Юрьевич - не сторонник чисто развлекательного театра. Он уверен, что во всем должен быть смысл. Театр, а особенно национальный, призван помогать человеку задуматься о многих жизненно важных вещах. Даже самая легкая комедия, легка только на первый взгляд. А вот донести до зрителя то, что хотел показать автор своей пьесой, - и есть главная задача режиссера, художника, композитора, актеров.

Алексеев еще довольно молод, поэтому думаю, впереди у него еще много интересных работ, много интересных встреч и творческих задумок. Театр – его жизнь, его единственный путь, по которому он идет уверенно, всегда с высоко поднятой головой и благородной осанкой.  

https://www.marpravda.ru/news/religiya/zasluzhennyy-artist-mariy-el-glavnyy-rezhisser-natsionalnogo-teatra-dramy-im-shketana-roman-alekseev/

Автор: Редакция газеты

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 164

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ