Говорят, маленькие старинные города России во многом похожи друг на друга. Там, в частности, заметнее дух единения и стремление беречь исторические традиции и реликвии. В них всегда есть активные патриоты малой родины, не дающие забывать старину и то, чем городу надлежит гордиться.
Наш Козьмодемьянск (Марий Эл), безусловно, из таких старинных поселений. А сегодняшний гость моей страницы Олег Морозюк – один из его заметных личностей, на коих держится особый шарм города на Волге.
Родился он в Казани, а жителем Козьмодемьянска стал в возрасте полутора лет. Его растили и воспитывали бабушка, учительница русского языка и литературы, и дедушка, сплавщик леса, бывший фронтовик.
Отучившись в Казанском авиационном институте, Олег три года работал по специальности, затем вернулся в Козьмодемьянск. Инженером-программистом был четырнадцать лет, после чего ушёл в журналистику. Печатается с 1995 года. В 2003-м окончил заочное отделение журфака Казанского университета и в том же году пришёл в редакцию городской газеты «Ведомости Козьмы и Дамиана».
Стихи сочиняет с детства. Публиковался в «Литературной газете», журнале «Журналист». Автор и соавтор нескольких краеведческих книг: «Вечно молодая», «Козьмодемьянск 1583-2008», «Гавань школьного детства», «Планета «Копир», «Век музея». С 2015 года – в журнале «Литера».
* * *
Я про смерть говорить не хочу
И не буду –
Потому что у жизни
Резоны свои.
Потому что она –
Несравненное чудо,
И на тайной стоянке,
У края земли,
Ждут к отплытию знака
Её корабли.
* * *
В момент космического взрыва
В бездонной, мрачной глубине,
Не в силах сдерживать порыва,
Природа дверь приотворила
И мир бескрайний сотворила…
Довольна, кажется, вполне.
В тот самый миг явились двое –
Иначе быть и не могло –
Она и он, река и море,
Планета со своей звездою,
Рука с рукой, душа с душою,
И всё, что есть, для нас с тобою –
Как в дом, на жительство вошло.
* * *
М. А.
Творила чудеса самозабвенно,
Своё жилище обратив в шатёр,
Где ломятся столы от блюд волшебных,
Стоят ковши, полны напитков пенных,
Старинное оружие на стенах,
А под ногами бархатный ковёр.
Гостей с улыбкой ласковой встречала
И находила нужные слова,
Рассаживала всех и угощала,
И каждого особо отличала,
Была тиха, задумчива, светла…
И было всем легко, как будто дома,
Как в детстве, возле мамы, летним днём,
Когда беспечна жизнь, проста, бездонна
И мамино присутствие бесспорно,
И всё манит далёкий окоём…
Прощались долго, звонко целовались,
Шумели, не хотели уходить…
Как будто с детством заново прощались...
И в дальнюю дорогу собирались,
Стараясь хоть чуть-чуть повременить.
…Стояла у окошка и смотрела,
На чёрные фигуры во дворе,
А за спиной, в жилище опустелом,
Вздыхала ночь и острым лунным мелом
Чертила криптограмму на ковре.
* * *
Что ж, если царствует Осень
С нежностью неторопливой,
Время на этой страничке –
Как перед третьим звонком,
Ставшие смелыми очень
Мы у неё, у счастливой,
Выпросим же черевички,
Цвета «зари окоём».
На больничной койке
Падает на землю
Запоздалый снег –
Я теперь, как видно,
Старый человек.
Жизнь моя, как куртка,
Треснула по шву –
Ни во что не верю,
Ничего не жду.
Ляжет на подушку
Смуглая рука –
Словно еле слышный
Зов издалека.
Если медицина
Движется вперёд,
Что же мой кораблик
Замедляет ход?
Прежде чем прочтёте ответы Олега на мой вопросник для поэтов, счёл нужным привести отрывок из его короткого сопроводительного письма:
«Огромное спасибо за ваши вопросы! Меня ещё никто не спрашивал о таких вещах, о самом сокровенном, самом важном для меня».
Ответы Олега...
– Пастернак или Есенин? И почему…
– В юности, конечно, Есенин. Рубаха-парень, кабаки, женщины, русская тоска... В зрелые годы уже – Пастернак с его неожиданными, необычными метафорами: «Снег идёт густой-густой, словно падают не хлопья, а в заплатанном салопе сходит наземь небосвод». Есенин стал казаться слишком простым.
– По-твоему, почему сейчас в РМЭ, где изредка всё же появляются прилично пишущие поэтессы, совсем не стало способных начинающих поэтов? Кстати, в марийской литературе это – уже почти зафиксированный факт.
– Я вижу, что женщины вообще постепенно перехватывают у мужчин пальму первенства – в том числе и в литературе. И наша республика здесь не исключение.
– Если следишь за современной русской поэзией, то в каких источниках и кого выделяешь для себя из большого количества, что там говорить, графоманов?
– Не могу сказать, что я слежу за современной поэзией, но отдельные всплески этого огромного океана моё ухо улавливает. В 90-е какое-то время это был журнал «Юность», сейчас – «Литературная газета» и передача Дмитрия Воденникова «Поэтический минимум» на Радио России. Имён могу назвать совсем мало: в своё время меня поразили стихи Бориса Орлова в «Юности», зацепили отдельные стихи у Екатерины Полянской, Инны Кабыш. Прекрасные, тонкие, глубокие стихи пишет казанская поэтесса Марина Ахметова.
– Есть ли для тебя поэты в Марий Эл (включая как современников, так и авторов прошлого), которых надо читать и у которых можно учиться?
– К сожалению, ничего не могу ответить на этот вопрос. Очевидно, такие поэты есть, но мне в моей читательской (и поэтической) биографии они до сих пор не встретились.
– Когда начал пытаться говорить и писать в рифму? Первый собственный запомнившийся стишок...
– Лет в семь, наверное, сочинил свой первый стишок:
Семнадцатые годы
На бой тебя зовут,
Далёкие просторы
За морем тебя ждут.
– В какой школе учился? Чьё влияние из близкого окружения способствовало и способствует сочинению рассказов и стихов?
– Сначала в Юркинской школе № 2, с седьмого по десятый – в средней № 1. Насколько я помню, в моём окружении никто ничего не сочинял, пример брать было не с кого, так что потребность писать была чисто внутренней. Мало что изменилось и теперь.
– Отчего и от чего начинаются и пишутся твои стихи?
– Как правило, это какая-то мысль или одна строка, в том числе и чужая. Сочиняешь обычно в дороге, в движении. Иногда сочиняется быстро, лишь бы суметь запомнить (что удаётся не всегда), иногда медленно, хотя и не скажу, что с трудом. Те строки, которые не можешь найти годами, – это те, которые не пришли сразу, что-то помешало додумать стихотворение.
– Понимаешь ли, что значит «выработать в себе редактора», получается ли делать это?
– Думаю, что понимаю. Мне по долгу службы постоянно приходится редактировать разные тексты (реже, конечно, поэтические), поэтому я знаю, что значит «довести до ума» какую-то вещь. Свои тексты тоже привык править по многу раз. Над стихотворной строкой, не устраивающей меня как автора, иной раз бьёшься по нескольку лет – а нужной всё не находится...
– Какое иное творческое занятие соперничает сейчас с твоей работой в литературе?
– В основном, публицистика – например, только что закончил работу над книгой о Козьмодемьянском художественно-историческом музее. Отчасти – научная работа, различные курсовые и контрольные работы в Литературном институте.
– Есть смысл писать стихи в провинции? Много ли тут таких, кто понимает сложную поэтическую речь, для кого чтение стихов – осознаваемая потребность?
– Писать стихи можно, естественно, везде, хоть на необитаемом острове, если таковые ещё имеются. Другое дело, что найти понимающую аудиторию в провинции сложнее. Меня огорчает, что люди порой восхищаются такими текстами, которые мне вообще трудно назвать стихами.
– По каким двум-трём признакам ты определяешь качество поэтического текста: настоящее это или графоманский набор, пустое или глубокое, образное или безОбразное (малообразное)?
– Собственно, и плохие, и хорошие стихи видно сразу, по первым строкам – как художественный фильм по первым кадрам. Признаки плохих стихов для меня – неверное употребление слов, нарушение стихотворного размера, слабенькие рифмы. А ещё – отсутствие новых смыслов. Я бы не стал заучивать такое стихотворение, в котором для меня нет ничего нового, делать его частью своего внутреннего мира. В свою очередь, хорошее стихотворение – это то, где автор смог открыть для меня что-то, чего я не знал и о чём даже не догадывался, где я увидел всю огромность и неисчерпаемость жизни.
– Что для тебя сочинение стихов? Работа? Хобби? Или смысл жизни?
– Наверное, это будет нескромно, но последний вариант ближе к истине. Считаю, день, в который мне далось сочинить стихотворение, я прожил не зря. Иногда тешу себя надеждой, что удастся остаться в памяти людей хоть одной поэтической строкой. Хотя понимаю, какой (!) должна быть эта строка.
https://www.marpravda.ru/news/zhiteyskie-istorii-literatura/zhizn-moya-kak-kurtka-tresnula-po-shvu-/