Отныне в Марий Эл, как и во всей России, необучаемых детей нет, учиться должны все, независимо от ограничений здоровья.
Закон обязывает
За это право - дать возможность ребенку с инвалидностью учиться, как все – долгие годы боролось не одно поколение мам, чьих сыновей и дочерей судьба обделила полноценным здоровьем. За счастье считали те из них, кому удавалось определить таких детей в специализированные школы или интерната. Но чаще приходилось довольствоваться полумерами, а то и вовсе оставаться ни с чем, если ребенок был признан необучаемым.
- В связи с вступлением в силу нового закона об образовании теперь все дети подлежат обучению, независимо от состояния здоровья, - рассказывает министр образования и науки Марий Эл Наталья Адамова. – В связи с этим в прошлом году мы начали совместную работу с Министерством социального развития и с Савинским детским домом-интернатом для умственно отсталых детей.
Впервые в прошлом учебном году 12 детей из этого детдома учились в коррекционных школах по разработанным для них адаптивным программам. Отзывы от педагогов и руководителей школ хорошие. Ребята влились в коллективы.
Учиться должны все
Этот первый опыт стал отправной точкой долгого процесса – всеобщего обучения детей с ограниченными возможностями, запущенного как в стране, так и в нашей республике.
- То есть развитие у ребенка должно быть в любом случае, - подчеркивает министр соцразвития Марий Эл Ольга Федорова. - Знаете, когда непосредственно сталкиваешься со всем этим, то понимаешь, если Бог дал жизнь человеку, никто ни в чем не вправе его ограничивать. И честь и хвала тем мамам, которые хотят таким своим детям дать как можно больше в этой жизни.
Согласиться с этим сегодня придется даже скептикам, которых, увы, еще достаточно в нашем обществе. Поскольку российское правительство решительно намерено сделать реально доступной среду для каждого человека с ограниченными возможностями – во всех сферах жизни и деятельности.
Здравствуйте, дети!
- В конце августа состоялась совместная видеоконференция с участием руководителей двух министерств, - продолжает Ольга Федорова. – На ней среди трех регионов, в которых до сих пор еще есть дети, совершенно никак не обучающиеся, была названа наша республика.
В первую очередь речь шла о воспитанниках специализированных домов-интернатов. Начать решили именно с них. А потом очередь дойдет и до взрослых из психоневрологических интернатов.
- В нынешнем году мы завершили процесс перевода этих детей на обучение в образовательные организации - Семеновскую, Савинскую и школу № 21 Йошкар-Олы, - отметила Наталья Адамова.
К слову, руководители всех этих школ побывали на линейке 1 сентября в Савинском доме-интернате и лично поздравили с началом учебного года своих новых учеников. Сегодня здесь для обучения большинства ребят, помимо тех, которые выезжают в школы, созданы 18 классов, где работать с ними будут школьные педагоги.
Тьюторы в дефиците
- Вообще согласно совместным рекомендациям, подписанным Министерством просвещения и Минтруда и соцзащиты РФ, возможны несколько моделей обучения, - продолжает Наталья Васильевна. - На сегодня сложность заключается в том, что на уровне школы педагоги больше готовы все-таки к работе с обычными детьми, потому что здесь требуются и специальные навыки, и специальные технологии. И мы эту работу ведем, педагоги проходят повышение квалификации.
Но параллельно возникает другой вопрос, на который обратила внимание министр образования РМЭ. Поскольку ребенок с ограниченными возможностями, который находится в классе, не всегда может принять объем знаний, который дает педагог всем ученикам, то ему нужен помощник – тьютор. Обычно это учитель-дефектолог или – психолог.
Но, увы, сегодня тьюторов не так много, как хотелось бы. Поскольку это невероятно сложная, в том числе и с моральной стороны, работа, требующая определенной квалификационной подготовки.
Первый опыт
И тем не менее, несмотря на все трудности переходного периода, образование Марий Эл не стоит на месте. В прошлом году, помимо начала обучения воспитанников Савинского детского дома-интерната, были опробованы еще две модели для детей с расстройствами аутистического спектра – в 14-й гимназии Йошкар-Олы и Семеновской школе.
- В гимназии ребята зачислены в обычный класс, но тогда, когда ребенку некомфортно, например, при изучении сложных тем, его выводят в ресурсный класс, где с ним отдельно занимается тьютор, - рассказывает Наталья Адамова. – В Семеновской школе имени Архипова создан класс для таких детей.
Переходный период
- Для нас это знаковый год, хотя он и сложный. Идет серьезная ломка. Начавшиеся в республике преобразования - первая ласточка. Тогда как в других регионах уже прошли через этот переходный период, - отмечает министр соцразвития РМЭ Ольга Федорова. – Конечно, у инклюзии есть и плюсы, и минусы, но в любом случае она дает возможность детям с ограниченными возможностями получить образование в соответствии с их возможностями, а в дальнейшем – документ об образовании.
У этого процесса есть еще один важный момент для системы соцзащиты республики. Передав заботу об обучении детей системе образования, учреждения соцзащиты теперь могут более плотно заняться своими непосредственными обязанностями и поднять на новый уровень предоставление социально-реабилитационных услуг.
* * *
- Когда я разговариваю с педагогами, родителями, всегда говорю, что никто из нас не застрахован от рождения ребенка или внука с ограниченными возможностями. И никто не знает, что может случиться завтра с нами или нашими родными, например, на прогулке, - убеждена Ольга Федорова.
Но каждый должен быть уверен, что бы ни случилось, он может рассчитывать на самую разную помощь и поддержку.
Напомним, "Марийская правда" рассказывала о том, что в Йошкар-Оле впервые объединились родители детей с аутизмом.
https://www.marpravda.ru/news/obrazovanie-i-vospitanie/v-mariy-el-budut-uchitsya-vse-deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami/