Среди жителей Марий Эл набирает популярность электронная цифровая подпись, особенно во взаимоотношениях с налоговиками. Сегодня мы поговорим об одном из ее видов — неквалифицированной электронной подписи.
Для начала — небольшой «ликбез».
Закон предусматривает два типа электронных подписей - простую и усиленную. Первая состоит из логина, пароля, кода и других похожих инструментов, которые подтверждают, что электронное сообщение отправило конкретное лицо.
Уже само слово «простая» наводит на мысль о каких-то ограничениях. Так оно и есть! Например, в законе четко говорится: такую подпись нельзя использовать при подписании электронных документов или в информационной системе, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.
У усиленной подписи «полномочий» больше. При этом она имеет две формы — квалифицированную и неквалифицированную. Их можно применять, в частности, для получения государственных услуг, внутреннего документооборота, обмена электронными документами с контрагентами.
Здесь уже логином и паролем не обойтись: обе подписи создаются с помощью криптографических средств защиты информации. Они позволяют не только определить лицо, подписавшее электронный документ, но и обнаружить внесенные в него изменения.
Ольга ЕГОШИНА, пресс-секретарь Управления Федеральной налоговой службы по РМЭ:
- Конечно, усиленная квалифицированная подпись — самая универсальная. Ее можно использовать для юридически-значимого документооборота с различными организациями на многих интернет-порталах, в том числе и на сайте налоговой службы. Одна из ее особенностей заключается в том, что она предоставляется на платной основе.
С 1 июля этого года физические лица, которые подключились к сервису «Личный кабинету налогоплательщика для физических лиц», могут применять усиленную неквалифицированную подпись, которая БЕСПЛАТНО формируется непосредственно в Личном кабинете. Ее можно использовать в рамках Личного кабинета для отправки в налоговую инспекцию в режиме онлайн подписанных документов (например, декларации о доходах по форме 3-НДФЛ).
Что нужно знать об усиленной неквалифицированной электронной подписи
Пользоваться ею можно лишь при общении с налоговиками через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Для использования в других информационных системах ее ключ не годится.
«Личный кабинет» предлагает два варианта установки неквалифицированной электронной подписи. В первом случае сертификат ключа будет храниться на вашем компьютере, во втором – в «облаке» в защищенном хранилище ФНС России.
Оба варианта дают пользователю равные возможности для дальнейшего ведения документооборота. С деталями можно ознакомиться при установке сертификата.
Сертификат ключа выдается на один год, затем будет аннулирован. После этого вам потребуется сформировать новый сертификат подписи.
http://www.marpravda.ru/news/tekhnologii/v-mariy-el-vse-shire-primenyaetsya-elektronnaya-podpis/