Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета республики Марий Эл

424000, г. Йошкар-Ола, ул.70-летия Вооруженых сил СССР, д.20
телефон: 8 (8362) 45-26-44
e-mail: info@marpravda.ru

Права мальчика-аутиста из Йошкар-Олы отстоял Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов

Права мальчика-аутиста из Йошкар-Олы отстоял Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов

После вмешательства уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова сын йошкаролинки Натальи Исаковой снова сможет посещать детский сад.

О проблемах йошкар-олинской семьи, в которой воспитывается ребенок-аутист, «Марийская правда» писала 25 августа этого года. О них нам рассказала мама мальчика — Наталья Исакова (читайте статью ниже). Тогда же она отметила, что готова отстаивать право своего сына посещать обычный детский сад. Для чего намерена обратиться в прокуратуру и к уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка.

Сегодня пресс-служба Павла Астахова официально сообщила о результатах проведенной работы. В частности, на официальном сайте детского омбудсмена сообщается, что к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлу Астахову поступила информация о нарушении прав ребенка с особенностями развития на дошкольное образование в Марий Эл.   Уполномоченный отстоял право ребенка с аутизмом посещать детский сад

Мальчик с ограниченными возможностями здоровья с 2012 года посещал детский сад №2 Йошкар-Олы. Спустя некоторое время ребенку была установлена инвалидность, но психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендовала родителям продолжить посещение «дошкольного учреждения общего назначения с соблюдением специального режима», т.е. врачи пришли к выводу, что ребенок должен посещать обычный детский сад, но по индивидуальной программе. Однако подобное решение не устроило родителей других детей, которые обучались вместе с ним в одной группе. Они написали жалобу в прокуратуру, которая направила материалы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав г.Йошкар Олы.

«Ситуация была намеренно преподнесена таким образом, будто родители ребенка с аутизмом нарушают права своего сына, отправляя его в обычный детский сад.  Хотя это не соответствует действительности, ребенку рекомендовано посещение дошкольного учреждения общего назначения», - рассказывает Павел Астахов.

По словам родителей, воспитатели детского сада открыто выражали недовольство таким воспитанником, позволяли себе некорректное поведение, прилюдное осуждение поведения мальчика. Эти настроения поддерживались родителями остальных детей. После жалобы в прокуратуру, комиссия по делам несовершеннолетних постановила «за необеспечение возможности получения качественного образования» вынести родителям ребенка с аутизмом предупреждение.

«Таким образом, наказали не детский сад, который не обеспечил необходимых условий для ребенка с особенностями, а его родителей, якобы они не занимаются своим сыном. Хотя мальчик постоянно посещал логопеда-дефектолога, клинического психолога, помимо детского сада ходил на развивающие занятия. Подобные действия являются незаконными, несправедливыми и в корне противоречащими всем нравственными и правовым нормам», - убежден Уполномоченный.

Юристы Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка связались с родителями мальчика, которые подали исковое заявление в суд об отмене постановления комиссии по делам несовершеннолетних, оказали правовое сопровождение по делу. Павел Астахов обратился к Прокурору Республики Марий Эл с просьбой дать правовую оценку вынесенному постановлению КДН и ЗП, а также организовать проверку деятельности Детского сада №2, в том числе на наличие дискриминации со стороны сотрудников учреждения по отношению к ребенку с особенностями.

Уполномоченный напомнил, что ответственным за оказываемые услуги по психолого-педагогической коррекции, а также адаптационному обучению ребенка с инвалидностью согласно индивидуальной программе значится Детский сад №2, а не родители мальчика. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»  установлено, что именно образовательная организация создает специальные условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного образования.

Как выяснила республиканская прокуратура, после того, как родители ребенка принесли в детский сад решение психолого-медико-педагогической комиссии, в штатное расписание детского сада был взят «тьютер» (специалист по работе с детьми с расстройствами аутического спектра).  Но принятый на работу специалист оказался не компетентным в данном вопросе.

В целях устранения выявленных нарушений закона детскому саду внесено представление. А решение комиссии по делам несовершеннолетних в отношении родителей отменено.

«Это беспрецедентный случай дискриминации детей с особенностями развития, когда родителей представили виновными за сложившуюся ситуацию. Мы проследим, чтобы право ребенка на получение дошкольного образования было полностью восстановлено», - подчеркнул Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов.

Семьи с детьми-аутистами вынуждены жить в глухой «осаде»

("Марийская правда" от 25 августа 2015 года)

Йошкаролинка Наталья Исакова с тихим ужасом ждет, когда придет пора ее младшему сыну идти в школу. Сейчас ему около шести лет, а два года назад мальчику поставили диагноз - аутизм. И сразу же его родители, как и многие другие папы и мамы детей-аутистов, оказались по другую сторону жизни. К сожалению, наше общество по-прежнему относится и к ним, и к их детям, а по большому счету, к любым инвалидам, с непониманием и глухой неприязнью.

«Мы не просим полюбить нас и наших детей»

Несмотря на недавно принятые российские законы, провозгласившие равные права на доступную среду для людей с ограниченными возможностями, в нашем обществе еще далеко до толерантного отношения к инвалидам. За примерами ходить далеко не приходится. Семья Натальи Исаковой в такой глухой «осаде» живет уже больше двух лет. И сегодня у родителей почти не осталось надежды на то, что когда-нибудь окружающие с пониманием отнесутся к их младшему сыну и проблемам, которые они вынуждены решать буквально в одиночку.

- Мы не просим полюбить нас и наших детей, но хотя бы просто понять, что мы есть. Да, наши дети не такие как все, но они есть, - с выстраданной болью говорит Наталья. - И самое главное, чтобы нас жизни не учили, многие считают, что мы просто неправильно их воспитываем.

Нелепее и абсурднее замечаний, чем реплики о неправильности воспитания, конечно, не придумать. Ведь аутизм до сих пор полностью не изучен. Многое в нем остается загадкой. Но если посторонние могут от нее отмахнуться, то родителям, родным и близким приходится жить с этим изо дня в день. И не просто сосуществовать рядом, а заботиться, любить, сопереживать, страдать за своих детей.

Самый страшный — первый шаг

Когда у Натальи родился младший сынишка, родители и не предполагали, что обрушится на них через некоторое время. Сначала они только обратили внимание, что малыш, довольно спокойный и не требующий внимания днем, ночью часто беспричинно плачет и кричит. Потом заметили его равнодушие к игрушкам. Дальше — больше: в два с половиной года он выучил русский и английский алфавиты, показывал буквы на пальцах, но упорно не разговаривал.  Мама оправдывала это разными причинами, да и невролог не давал повода заподозрить аутизм. И только когда мальчика собрались отдавать в детский сад, на комиссии ему был выставлен, тогда еще под вопросом, диагноз — детский аутизм.

- Нас направили к психиатру. Знаете, решиться на это трудно каждому из родителей, слишком неоднозначное у нас отношение к психиатрии. И нам с мужем было не просто, - рассказывает Наталья и признается, что пришлось пройти и через слезы, и обиды. За короткое время она, сама профессиональный психолог, многое прочитала об атуизме. И наконец, решила, что бессмысленно искать причины или жаловаться на судьбу, надо жить дальше.

Из аутиста может вырасти гений

Родители многих детей-инвалидов раньше всех остальных задумываются о непростых судьбах своих сыновей и дочерей. Главным для них становится задача уже сегодня подготовить своих малышей с ограниченными возможностями для самостоятельной жизни без пап и мам, а не в казенном доме. Они понимают, что рано или поздно это случится. Главное для аутиста, считает Наталья, научить его общению, навыкам полезной деятельности, чтобы он мог работать.

- У каждого из них есть своя узкая направленность, в которой они развиваются. В принципе аутисты обучаемы. Нужно только определить, в каком направлении они могут быть успешны, например, кто-то только в обслуживании сможет работать, другой — программистом или художником и так далее, - рассказывает молодая женщина. - На самом деле они все разные. Бывает, их сложно понять, но при желании этому можно научиться.

Не хочу быть жертвой

А я бы еще добавила — нам всем нужно учиться понимать детей и взрослых с самыми разными ограниченными возможностями. Невозможно не замечать тех, кто живет рядом с нами. Об этом говорится на самых разных уровнях, даже принято соответствующее законодательство. Правда, пока перестройка общественного сознания происходит с большим скрипом.

Взять хотя бы детские сады. Наталья рассказала, что как только здесь узнают о диагнозе, под любыми предлогами стараются вывести аутиста из детсада. Даже несмотря на то, что такому малышу общение со здоровыми сверстниками только на пользу. Конечно, и воспитателей понять можно, им буквально приходится разрываться, потому что ребенку-аутисту требуется больше внимания, чем всем остальным. На такие случаи законом для него предусмотрен сопровождающий. Но это слишком дорогое «удовольствие», у родителей элементарно нет средств. И как быть?

Что-то еще будет?

- Мне часто говорят, что я за мать, если продолжаю работать вместо того, чтобы сидеть дома со своим ребенком, - продолжает Наталья. - У меня на это своя позиция: да, у меня ребенок-инвалид, но если он умеет самостоятельно передвигаться, себя обслуживать, я не должна входить в роль жертвы. Мой ребенок имеет право посещать детский сад, а я работать. Хотя, что будет дальше, я не знаю.

Во время нашей встречи молодая женщина несколько раз признавалась, что ее пугает будущее: где и как будет учиться ее ребенок? Она очень надеется на надомное обучение, но пока наши школы, учителя не готовы работать с такими детьми, несмотря на то, что в 2016 году в России официально вступает в силу закон об инклюзивном образовании.

И все же надежда есть!

Но чаще всего она говорила о недоброжелательном отношении окружающих, которое постоянно ощущают семьи с детьми-аутистами. Правда, до недавнего времени они сами мало что знали друг о друге. Но устав от одиночества в нашем обществе, в январе этого года несколько йошкар-олинских семей «нашли» друг друга и объединились возле другой общественной организации семей с детьми-инвалидами «Особая семья».

За полгода успели провести уже несколько мероприятий. И больше всего их порадовало то, что нашлись и спонсоры, и волонтеры. И тем самым подарили веру, что и они сами, и их необычные дети все же небезразличны окружающим. А там, где появляется вера в людей, обязательно поселяется надежда на лучшее.

http://www.marpravda.ru/news/zhizn-v-mariy-el/prava-eshche-odnogo-rebenka-autista-teper-uzhe-iz-yoshkar-oly-otstoyal-pavel-astakhov/

Автор: Редакция газеты

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 175

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ