После вмешательства уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова сын йошкаролинки Натальи Исаковой снова сможет посещать детский сад.
Сегодня пресс-служба Павла Астахова официально сообщила о результатах проведенной работы. В частности, на официальном сайте детского омбудсмена сообщается, что к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павлу Астахову поступила информация о нарушении прав ребенка с особенностями развития на дошкольное образование в Марий Эл. Уполномоченный отстоял право ребенка с аутизмом посещать детский сад
Мальчик с ограниченными возможностями здоровья с 2012 года посещал детский сад №2 Йошкар-Олы. Спустя некоторое время ребенку была установлена инвалидность, но психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендовала родителям продолжить посещение «дошкольного учреждения общего назначения с соблюдением специального режима», т.е. врачи пришли к выводу, что ребенок должен посещать обычный детский сад, но по индивидуальной программе. Однако подобное решение не устроило родителей других детей, которые обучались вместе с ним в одной группе. Они написали жалобу в прокуратуру, которая направила материалы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав г.Йошкар Олы.
«Ситуация была намеренно преподнесена таким образом, будто родители ребенка с аутизмом нарушают права своего сына, отправляя его в обычный детский сад. Хотя это не соответствует действительности, ребенку рекомендовано посещение дошкольного учреждения общего назначения», - рассказывает Павел Астахов.
По словам родителей, воспитатели детского сада открыто выражали недовольство таким воспитанником, позволяли себе некорректное поведение, прилюдное осуждение поведения мальчика. Эти настроения поддерживались родителями остальных детей. После жалобы в прокуратуру, комиссия по делам несовершеннолетних постановила «за необеспечение возможности получения качественного образования» вынести родителям ребенка с аутизмом предупреждение.
«Таким образом, наказали не детский сад, который не обеспечил необходимых условий для ребенка с особенностями, а его родителей, якобы они не занимаются своим сыном. Хотя мальчик постоянно посещал логопеда-дефектолога, клинического психолога, помимо детского сада ходил на развивающие занятия. Подобные действия являются незаконными, несправедливыми и в корне противоречащими всем нравственными и правовым нормам», - убежден Уполномоченный.
Юристы Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка связались с родителями мальчика, которые подали исковое заявление в суд об отмене постановления комиссии по делам несовершеннолетних, оказали правовое сопровождение по делу. Павел Астахов обратился к Прокурору Республики Марий Эл с просьбой дать правовую оценку вынесенному постановлению КДН и ЗП, а также организовать проверку деятельности Детского сада №2, в том числе на наличие дискриминации со стороны сотрудников учреждения по отношению к ребенку с особенностями.
Уполномоченный напомнил, что ответственным за оказываемые услуги по психолого-педагогической коррекции, а также адаптационному обучению ребенка с инвалидностью согласно индивидуальной программе значится Детский сад №2, а не родители мальчика. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» установлено, что именно образовательная организация создает специальные условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного образования.
Как выяснила республиканская прокуратура, после того, как родители ребенка принесли в детский сад решение психолого-медико-педагогической комиссии, в штатное расписание детского сада был взят «тьютер» (специалист по работе с детьми с расстройствами аутического спектра). Но принятый на работу специалист оказался не компетентным в данном вопросе.
В целях устранения выявленных нарушений закона детскому саду внесено представление. А решение комиссии по делам несовершеннолетних в отношении родителей отменено.
«Это беспрецедентный случай дискриминации детей с особенностями развития, когда родителей представили виновными за сложившуюся ситуацию. Мы проследим, чтобы право ребенка на получение дошкольного образования было полностью восстановлено», - подчеркнул Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов.
О проблемах йошкар-олинской семьи, в которой воспитывается ребенок-аутист, «Марийская правда» писала 25 августа этого года. О них нам рассказала мама мальчика — Наталья Исакова. Тогда же она отметила, что готова отстаивать право своего сына посещать обычный детский сад. Для чего намерена обратиться в прокуратуру и к уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка.
Семьи с детьми-аутистами вынуждены жить в глухой «осаде»
("Марийская правда" от 25 августа 2015 года)
Йошкаролинка Наталья Исакова с тихим ужасом ждет, когда придет пора ее младшему сыну идти в школу. Сейчас ему около шести лет, а два года назад мальчику поставили диагноз - аутизм. И сразу же его родители, как и многие другие папы и мамы детей-аутистов, оказались по другую сторону жизни. К сожалению, наше общество по-прежнему относится и к ним, и к их детям, а по большому счету, к любым инвалидам, с непониманием и глухой неприязнью.
«Мы не просим полюбить нас и наших детей»
Несмотря на недавно принятые российские законы, провозгласившие равные права на доступную среду для людей с ограниченными возможностями, в нашем обществе еще далеко до толерантного отношения к инвалидам. За примерами ходить далеко не приходится. Семья Натальи Исаковой в такой глухой «осаде» живет уже больше двух лет. И сегодня у родителей почти не осталось надежды на то, что когда-нибудь окружающие с пониманием отнесутся к их младшему сыну и проблемам, которые они вынуждены решать буквально в одиночку.
- Мы не просим полюбить нас и наших детей, но хотя бы просто понять, что мы есть. Да, наши дети не такие как все, но они есть, - с выстраданной болью говорит Наталья. - И самое главное, чтобы нас жизни не учили, многие считают, что мы просто неправильно их воспитываем.
Нелепее и абсурднее замечаний, чем реплики о неправильности воспитания, конечно, не придумать. Ведь аутизм до сих пор полностью не изучен. Многое в нем остается загадкой. Но если посторонние могут от нее отмахнуться, то родителям, родным и близким приходится жить с этим изо дня в день. И не просто сосуществовать рядом, а заботиться, любить, сопереживать, страдать за своих детей.
Самый страшный — первый шаг
Когда у Натальи родился младший сынишка, родители и не предполагали, что обрушится на них через некоторое время. Сначала они только обратили внимание, что малыш, довольно спокойный и не требующий внимания днем, ночью часто беспричинно плачет и кричит. Потом заметили его равнодушие к игрушкам. Дальше — больше: в два с половиной года он выучил русский и английский алфавиты, показывал буквы на пальцах, но упорно не разговаривал. Мама оправдывала это разными причинами, да и невролог не давал повода заподозрить аутизм. И только когда мальчика собрались отдавать в детский сад, на комиссии ему был выставлен, тогда еще под вопросом, диагноз — детский аутизм.
- Нас направили к психиатру. Знаете, решиться на это трудно каждому из родителей, слишком неоднозначное у нас отношение к психиатрии. И нам с мужем было не просто, - рассказывает Наталья и признается, что пришлось пройти и через слезы, и обиды. За короткое время она, сама профессиональный психолог, многое прочитала об атуизме. И наконец, решила, что бессмысленно искать причины или жаловаться на судьбу, надо жить дальше.
Из аутиста может вырасти гений
Родители многих детей-инвалидов раньше всех остальных задумываются о непростых судьбах своих сыновей и дочерей. Главным для них становится задача уже сегодня подготовить своих малышей с ограниченными возможностями для самостоятельной жизни без пап и мам, а не в казенном доме. Они понимают, что рано или поздно это случится. Главное для аутиста, считает Наталья, научить его общению, навыкам полезной деятельности, чтобы он мог работать.
- У каждого из них есть своя узкая направленность, в которой они развиваются. В принципе аутисты обучаемы. Нужно только определить, в каком направлении они могут быть успешны, например, кто-то только в обслуживании сможет работать, другой — программистом или художником и так далее, - рассказывает молодая женщина. - На самом деле они все разные. Бывает, их сложно понять, но при желании этому можно научиться.
Не хочу быть жертвой
А я бы еще добавила — нам всем нужно учиться понимать детей и взрослых с самыми разными ограниченными возможностями. Невозможно не замечать тех, кто живет рядом с нами. Об этом говорится на самых разных уровнях, даже принято соответствующее законодательство. Правда, пока перестройка общественного сознания происходит с большим скрипом.
Взять хотя бы детские сады. Наталья рассказала, что как только здесь узнают о диагнозе, под любыми предлогами стараются вывести аутиста из детсада. Даже несмотря на то, что такому малышу общение со здоровыми сверстниками только на пользу. Конечно, и воспитателей понять можно, им буквально приходится разрываться, потому что ребенку-аутисту требуется больше внимания, чем всем остальным. На такие случаи законом для него предусмотрен сопровождающий. Но это слишком дорогое «удовольствие», у родителей элементарно нет средств. И как быть?
Что-то еще будет?
- Мне часто говорят, что я за мать, если продолжаю работать вместо того, чтобы сидеть дома со своим ребенком, - продолжает Наталья. - У меня на это своя позиция: да, у меня ребенок-инвалид, но если он умеет самостоятельно передвигаться, себя обслуживать, я не должна входить в роль жертвы. Мой ребенок имеет право посещать детский сад, а я работать. Хотя, что будет дальше, я не знаю.
Во время нашей встречи молодая женщина несколько раз признавалась, что ее пугает будущее: где и как будет учиться ее ребенок? Она очень надеется на надомное обучение, но пока наши школы, учителя не готовы работать с такими детьми, несмотря на то, что в 2016 году в России официально вступает в силу закон об инклюзивном образовании.
И все же надежда есть!
Но чаще всего она говорила о недоброжелательном отношении окружающих, которое постоянно ощущают семьи с детьми-аутистами. Правда, до недавнего времени они сами мало что знали друг о друге. Но устав от одиночества в нашем обществе, в январе этого года несколько йошкар-олинских семей «нашли» друг друга и объединились возле другой общественной организации семей с детьми-инвалидами «Особая семья».
За полгода успели провести уже несколько мероприятий. И больше всего их порадовало то, что нашлись и спонсоры, и волонтеры. И тем самым подарили веру, что и они сами, и их необычные дети все же небезразличны окружающим. А там, где появляется вера в людей, обязательно поселяется надежда на лучшее.
http://www.marpravda.ru/news/zhizn-v-mariy-el/prava-eshche-odnogo-rebenka-autista-teper-uzhe-iz-yoshkar-oly-otstoyal-pavel-astakhov/