Сегодня, 25 ноября, в Марий Эл с визитом приехала легендарная летчица Галина Брок-Бельская, которая в годы войны вместе с другими девчатами училась летать на сложных истребителях на аэродроме возле Йошкар-Олы.
Сегодня в Йошкар-Олу приехала легендарная летчица Галина Павловна Брок-Бельская, штурман гвардейского дважды орденоносного полка пикирующих бомбардировщиков имени Героя Советского Союза Марии Расковой. В годы Великой Отечественной войны, с 1943 по 1944 год, она вместе с другими юными совсем девушками училась управлять штурвалом самолетов-истребителей на Йошкар-Олинском аэродроме «Павлово», где тогда располагался третий запасной авиационный полк.
Аэродром в то время находился недалеко от села Шойбулак. И сегодня здесь, благодаря сельской и районной администрации, учащимся и работникам школы, память о летчиках свято хранится. Возле образовательного учреждения еще в 90-е годы установлен памятник падающим летчикам, на кладбище стоит обелиск, посвященный погибшим во время учений бомбардировщикам и мемориальная доска, которую установили совсем недавно среди могил двадцати погибших ребят.
- В школе мы провели большую работу по восстановлению памяти и истории третьего запасного авиационного полка, который базировался на аэродроме «Павлово», - рассказывает учитель истории Шойбулакской средней школы Мария Мошкина. – Там готовили летчиков, чтобы отправить их впоследствии на фронт. И случалось так, что во время испытаний бомбардировщики не могли справиться с техникой, падали и гибли. Их фамилии теперь высечены на мемориальных памятниках нашего села.
Именно в Шойбулак, на те места, где проходила часть военной молодости, приехала Галина Павловна в первый день своего визита в нашу республику. Она побывала на кладбище возле обелиска, возложив красные гвоздики, а после ее отвели к могилам ребят, рядом с которыми в далеком 1943 году она училась держать штурвал истребителя. Читая высеченные в граните фамилии (у некоторых неизвестными остались имена и звания), она вспоминала их. Каждого из двадцати. Повторяя: «Мы вас не забыли, мы с вами. Честь вам и хвала».
- Низкий поклон за то, что, память жива в ваших сердцах, - сказала Галина Брок-Бельская, стоя возле обелиска погибшим летчикам. – Приятно, что единственные, кто помнит о героях запасного авиационного полка – это вы, йошкаролинцы. Это ваша республика Представляете, 1943 год. До победы еще далеко.. Вся страна напрягает силы, чтобы дать бой врагу. Это еще Сталинград не освободили, еще нет победоносного наступления. И здесь у вас третий запасной авиационный полк готовит летчиков, которые должны встать на смену погибшим. Здесь переучивались мальчишки. Двадцать из них покоятся здесь. Здесь переучивались девчонки – двадцать семь человек. Целая эскадрилья: девять летчиков, девять штурманов, девять стрелков-радистов. Все учились сначала на скоростном бомбардировщике. Потом на ТБ-3 – тяжелом бомбардировщике, потом на ПЕ-2 – пикирующем бомбардировщиков. Их называли «пешками».
Новые для того времени истребители ПЕ-2 придумал авиаконструктор Владимир Петряков. Это была мощная, сложная техника. Галина Павловна вспомнила, как однажды в 1942 году пытались испытать «пешку» прибывшие в Казань летчики-американцы, профессионалы своего дела. Но у них плохо это плохо получалось. Один из них взлетел в небо, а сесть не может, потому что скорости у истребителя как летная, так и посадочная большие. Семь раз пришлось американцу заходить на посадку. А когда ему это, наконец, удалось, он вышел из машины и сказал своему товарищу: «Не садись, не посадишь».
- А наши мальчишки переучивались. И девчонки молодые неопытные вместе с ними. Но нас учили очень хорошие ребята. Поэтому у нас не было ни одной потери. Здесь двадцать наших друзе, - Галина Павловна повернулась к обелиску. Читая фамилии погибших. – Майор Ворожбянский, штурман полка. Он был зарублен винтом. Шел дать последние указания и произошел несчастный случай. Старший лейтенант Левушкин, летчик-истребитель. Он принимал участие в ремонте истребителя. И вот, когда дело вроде бы подошло к концу, он попросил старшего лейтенанта Бельцова, который и готовил нас, девчонок, испытать отремонтированную технику и долететь до аэродрома.. Колебался командир, но тот его умолял, что разрешил И старший лейтенант Левушкин на только что отремонтированном самолете разбился. Криворучко… Он погиб уже на пикирующем бомбардировщике.
А если самолет-«спарка»? Это еще сложнее. Галина Павловна вспомнила случай, когда во время учений командир девчат находился вместе с летчицей и штурманом в небе. И вдруг прямо в воздухе техника отказала. Самолет уклонился от курса на неутрамбованную часть аэродрома, где не было твердого снежного покрытия, самолет перевернулся и командир оказался под ним. Летчица Тамара Русакова сделала подкоп в том месте, где находилась «спарка», чтобы к Бельцову поступал воздух. Когда его совободили, в первую очередь он сказал: «Меня спас глоток живительного воздуха».
- И так все были сохранены, жизнь всех спасена. Девять экипажей подготовили, и они улетели на фронт. Потом чудеса героизма показывали эти девчонки, взращенные вашей землей. 32 героя Советского союза, в том числе девять экипажей-девчат.
Вспоминая о военном времени, Галина Павловна заметила, что тогда было время, когда человек собирал даже последние силы, чтобы выполнить приказ. Сначала - довести боевое задание до конца, потом умереть достойно, даже если уже смертельно ранен.
- Девиз летчиков был такой: будем жизнью защищать отчизну, чтобы жизнь, как песню вспоминать, умирать с такою страстью к жизни, чтобы никогда не умирать.
На ее счету 36 боевых вылетов, участие в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии, награждена орденами Красной звезды, Отечественной войны Первой и Второй степени и медали. Кроме того, Галина Павловна – почетный член Союза женщин летных специальностей «Авиатриса», вице-президент клуба «Авиатриса».
Больше фото смотрите в разделе "Фото/разное/Галина Брок-Бельцова" на сайте http://www.marpravda.ru/
http://www.marpravda.ru/news/religiya/legendarnaya-letchitsa-galina-brok-belskaya-o-geroizme-devchonok-smerti-tovarishchey-i-amerikantsakh/