Передвигаться по Йошкар-Оле на общественном транспорте - это, пожалуй, самый доступный и выгодный способ добраться до нужного места. Но, к сожалению, далеко не весь городской транспорт в марийской столице приспособлен для перевозки людей с ограниченными возможностями. Журналист «Марийской правды» совместно с сотрудником городской прокуратуры выяснили, подходят ли для этих целей йошкар-олинские троллейбусы.
Йошкар-олинский троллейбусный парк насчитывает более ста единиц техники, но большинство из них уже устарели, и подстроиться под современные реалии и требования доступности для инвалидов им практически невозможно.
- На данный момент на предприятии числится 122 троллейбуса. Большинству их них уже четверть века, - говорит о состоянии электротранспорта в Йошкар-Оле главный инженер троллейбусный парк Евгений Тиманов.
В прошлом году в городе появились два абсолютно новых троллейбуса, которые отвечают требованиям доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья – на них установлен специальный механизм, позволяющий инвалидам-колясочникам без особых усилий попасть в салон.
Поездка с комфортом
Новые троллейбусы действительно сильно отличаются от своих предшественников – здесь заметно ниже уровень пола, в салоне отведено индивидуальное место для инвалидов-колясочников, которое специально для таких пассажиров оборудовано откидывающимся подлокотником, ремнем безопасности, мягкой спинкой и кнопкой вызова водителя.
Но, пожалуй, главным их отличием служат специальные подъемники для людей, прикованных к инвалидной коляске. Водитель одного из таких троллейбусов Олег Яковлев, впрочем, отметил, что за год ему приходилось воспользоваться этим подъемником лишь одни раз.
Кстати
По слова водителя Олега Яковлева, механизм специального подъемника не продуман и не рассчитан на наш климат. Зимой, когда внутрь подъемника попадает вода, она замерзает и превращается в лед. От этого крышка начинает подниматься, мешая закрытию дверей. Поэтому на зиму этот механизм приходится отключать. В таком случае, как говорит, Олег Яковлев, он сам готов прийти на помощь и вручную занести человека на коляске в салон троллейбуса.
«Новичок» пылится в гараже
Главный инженер троллейбусного парка рассказал также об особенностях еще одного нового троллейбуса, который совсем недавно прибыл в марийскую столицу. Сейчас он находится на территории предприятия, но на их балансе пока не числится.
- Ждем, когда в эксплуатацию можно будет запустить «новичка» ярко-желтого цвета, - говорит Евгений Тиманов. - Он стоит в нашем парке уже более двух месяцев. Мы даже номер ему уже присвоили. Но пока все формальности не улажены, на маршрут он выйти не сможет.
Сидения, предназначенные для пассажиров, пока заботливо укрыты пленкой, а пол застелен бумагой. А вот на главный атрибут нового троллейбуса – электрический подъемник, сотрудники уже сшили кожаный чехол, чтобы пассажиры не повредили свою одежду. Сам механизм сильно отличается от тех, которые можно увидеть в уже имеющихся троллейбусах.
Механизм сам поднимает человека на коляске
Конструкция «желторотика» больше похожа на привычные нам старые троллейбусы с высокими ступенями. Поэтому и подъемный механизм здесь другой. Он представляет собой отдельную платформу, которая при нажатии кнопки начинает трансформироваться и выезжает на улицу. Когда она максимально опускается, человек на коляске заезжает на нее, и далее механизм все делает самостоятельно, плавно задвигаясь обратно в салон. Всеми этими манипуляциями управляет водитель, нажимая на кнопки, установленные рядом с подъемником. К слову, времени на все это требуется около пяти минут.
«Приходится ждать, чтобы добрые люди помогли»
Обо всех трудностях перемещения в городском пространстве людей с ограниченными возможностями, не понаслышке знает Марина Виноградова. Она прикована к инвалидной коляске, но ее активная жизненная позиция не дает ей сидеть на одном месте:
- Я часто езжу в город на рейсовом автобусе из Шоя-Кузнецово, - рассказывает Марина. - Автобус хоть и нового образца, но специальными подъемными механизмами не оборудован. Приходится ждать, чтобы добрые люди помогли мне подняться и занесли коляску. Кто-то помогает, а кто-то и нет. В Йошкар-Оле удобнее всего передвигаться на троллейбусах. В основном я езжу на тех, что ходят в центре города – первом и пятом маршрутах. Часто меня сопровождает мой друг Алексей. Он то и помогает мне сесть в транспорт. С ним мы посещаем магазины, кино, театры и ездим к друзьям. Но вот к знакомым, которые живут на улице Советской можно добраться только автобусом, а это не удобно. Я знаю про новые троллейбусы, но пока не ездила на них. Однажды даже видела, как человек на инвалидной коляске заезжал в такой троллейбус. В этот момент, я очень обрадовалась, что теперь и в Йошкар-Оле можно передвигаться по городу с комфортом. Очень хотелось бы, чтобы транспорта, оборудованного для людей с ограниченными возможностями, было больше, особенно на востребованных маршрутах в центре города.
Нарушений нет
Несмотря на недостатки и мелкие недочеты, помощник прокурора города Надежда Микутова, сделала вывод в пользу «троллебусников»:
- На основании закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации, которые осуществляют транспортное обслуживание населения, должны оборудовать объекты специальными приспособлениями, благодаря которым, инвалиды смогут беспрепятственно пользоваться их услугами. В ходе проведенной проверки в муниципальном предприятии «Троллейбусный транспорт» нарушений требований названного законодательства не установлено, так как имеются два троллейбуса, оборудованных для перевозки маломобильных групп граждан.
http://www.marpravda.ru/news/gorod/mariyskaya-pravda-i-prokuratura-proverili-dostupny-li-trolleybusy-v-yoshkar-ole-dlya-invalidov/