Недавно труппа Марийского театра оперы и балета имени Э.Сапаева вернулась из заграничного гастрольного тура. Почти полтора месяца, с начала декабря до середины января, наши артисты провели в Германии. К удивлению гостей из Марий Эл, Берлин встретил их пустынными улицами.
Встречать Новый год за границей им пришлось не впервые: поездка в Европу состоялась в рамках ежегодных гастролей театра, которые проходят в зимние месяцы. И уже на протяжении десяти лет марийский театр с декабря по январь выступает именно в Германии, представляя немецкой публике два спектакля – «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».
- Последние два года гастроли несколько расширились, - рассказал «Марийской правде» художественный руководитель Марийского театра оперы и балета имени Э. Сапаева Константин Иванов. – Мы выезжаем двумя труппами: на немецкой сцене выступает как молодежь – учащиеся хореографического отделения колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая, так и солисты нашего театра.
Каждое утро, выходят из номеров гостиницы, расположенной в центре Франкфурта-на-Майне, артисты разъезжались по разным немецким городам, чтобы вечером после спектаклей встретиться снова. За полтора месяца марийский балет побывал на курортах Баден-Баден, Баден Вайлер, в городах Дюссельдорф, Ахен, Кёльн, Гамбург, Кобленц, Мюнхен и, конечно, в Берлине.
- Последнюю неделю мы полностью работали в Берлине. В этом городе на знаменитой улице Фридрихштрассе находится Русский Дом, где есть довольно-таки уютный концертный зал. Там мы и выступали.
Важно найти свою нишу
За последние годы, по словам Константина Анатольевича, немецкая публика значительно выросла числом, полюбила и полностью приняла марийский балет. Если восемь-десять лет назад на спектакли театра приходила, главным образом, русскоязычная публика, мигранты, то теперь 80% всех зрителей составляют немцы.
- Это наш большой успех, – считает Константин Иванов, - Потому как пробиться на немецком рынке довольно-таки непросто. Ведь в Германии есть и свои коллективы, пусть их не так много, как у нас в стране, но они существуют.
К тому, же в эту страну любят приезжать театры Москвы и Санкт-Петербурга.
Несмотря на конкуренцию, Русский Государственный классический балет Марий Эл нашел в Германии свою нишу, и имеет своего постоянного зрителя.
- Наши ежегодные гастроли проходят по одному сценарию. Мы даже выступаем каждый год в один и тот же день в одно время. У нас устоявшиеся программки. Предлагаем, к примеру, пришедшим зрителям приобрести перед спектаклем буклет, а они говорят: «У нас уже есть такой, с прежнего спектакля остался». Это говорит о том, что люди приходят каждый год, любят нас и ждут наши гастроли.
Воровство и пустынные улицы
Правда, в этом году на гастрольном туре сказалась мировая обстановка. Выходцы из восточных стран, тысячами прибывшие в страны Европы, остановились, в том числе, и в Германии.
- Иммигрантов стало больше, - продолжает разговор Константин Иванов. - Они всегда там были, но сейчас стали особенно заметны. И это сказывается на жизни немцев. Если раньше в Германии никогда не думали о том, чтобы следить за своими вещами, то сейчас и полиция везде стоит, и люди более бдительны стали. Вот, например, когда наш автобус приехал за артистами, водители, не задумываясь (как и раньше это было) оставили свои телефоны на панели. В итоге два телефона были кем-то украдены. На окнах домов все чаще стали попадать железные решетки, чего не было раньше, а в квартирах – бронированные двери.
Но особенно ощущается, по словам Константина Иванова, миграционная ситуация в Берлине.
- Я никогда не видел Берлин таким пустым. Когда мы туда приехал, я был очень удивлен увиденному. Представляете традиционный сценарий американских фильмов, когда на планете или в городе что-то глобальное произошло, и никого резко не стало на улице – ни машин, и людей? Вот такое ощущение сложилось у меня в Берлине, особенно, когда мы проезжали по его всегда оживленному центру – мимо Рейхстага и Браденбургских ворот.
Столь резко изменившаяся жизнь не могла не сказаться и на посещении спектаклей театра. Первые дни зрителей в зале было немного. Константин Иванов объясняет это тем, что теперь немцы стали чаще задумываться: остаться лишний раз дома или выйти, оставив свое жилье без присмотра?
Новый год в Германии по-русски
Новый год труппе пришлось в этот раз встречать тоже в особы условиях Если раньше, по традиции, артисты, как и все жители Франкфурта, в новогоднюю ночь выходили на Майн и запускали массовый фейерверк, празднуя и веселясь под грохот разрывающихся снарядов и падающих разноцветных искр, то в этом году Константин Иванов категорически запретил покидать гостиницу. Как оказалось, не зря: в том году в праздничную ночь во Франкфурте не обошлось без беспорядков.
- Как обычно, в гостинице мы накрыли стол. Это было типично русский Новый год с «Селедкой под шубой» и салатом «Оливье», приготовленными нашими балеринами. В таких, можно сказать, походных, условиях мы встретили год Обезьяны, я считаю, неплохо.
Впереди у марийского балета – новый гастрольный тур. На этот раз на Восток, в Китай. Он продлится с 20 апреля по 28 мая. В Поднебесной артисты нашего балета не были десятьhttp://www.marpravda.ru/news/religiya/mariyskiy-balet-berlin-vstretil-pustynnymi-ulitsami/