Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета республики Марий Эл

424000, г. Йошкар-Ола, ул.70-летия Вооруженых сил СССР, д.20
телефон: 8 (8362) 45-26-44
e-mail: info@marpravda.ru

Василий Домрачев: мы чудом остались живы на съемках "Особенностей национальной рыбалки"

Василий Домрачев: мы чудом остались живы на съемках "Особенностей национальной рыбалки"

Мистика меня сопровождает с детства. У нас в деревне Татаренер Новоторъяльского района была бабка, которую все боялись. Она гадала и предсказывала людям будущее, к ней многие за этим делом ходили. И вот угораздило меня ее разозлить! Мне лет 8-9 было. На дворе сенокос, эта бабка готовила обед для работников неподалеку от поля. Моя мать тоже там косила. Ну а мы, мелочь, сбегались сюда за час до трапезы, ждали с ложкой и куском хлеба в кармане, когда к материной тарелке можно пристроиться. Каждый день вокруг этого костра крутились. И вот страшная бабка обед варила. У нее были дрова приготовлены, чурбаны стояли огромные на пригорке повыше костра с котлом. Я сидел еще выше. С чего тот чурбан покатился вниз и стукнулся об этот котел, я не знаю. Еда расплескалась.

Старуха разозлилась и посыпала меня страшными проклятьями, заключив словами: "Ты сегодня умрешь!"

А мы как раз купаться собирались, вот и убежали на реку. И через несколько минут я вправду чуть не утонул. Хорошо, что парень рядом оказался – высокий и сильный, вытащил меня за волосы на берег... 

4-летний Василий Домрачев с младшей сестрой Элечкой

История эта со временем забылась. А когда я учился в девятом классе, жизнь и смерть о ней мне напомнили. Дело было так. Шел я из школы по полю, вокруг никого, зима. И встречаю три подводы (лошадей с гружеными санями). С одной спрыгивают люди и идут ко мне. Говорят, всю деревню проехали, никого не встретили, я первый попался. казалось, им нужно поминок отдать по покойнику, как того обычай требует. Представьте, поминок тот по той самой бабке, умерла она. Вот мне дали этот мешочек с нашитыми поверху крестиками. Объяснили, мол, пугаться тут нечего: с этим поминком передается сила, остатки дней, счастье от умершего тому, кому мешочек достался. Я все равно домой тогда пришел перепуганный. Но родители традицию знали, помянули односельчанку, как положено. Я же вспомнил тот случай, как она меня прокляла, как чуть не утонул. Не знаю, может быть, после этого мне и фартить стало во всем по жизни.

Да, я правда везучий. Вот ведь и в ГИТИС хотели набирать студентов из Марийской республики в 1979 году, но не приехали, не срослось что-то у москвичей. А приехали в 1980-м, я как раз закончил школу и поступил. Набирали всего 15 человек при конкурсе 60 на место. И именно мне повезло – деревенскому парню. Не знаю, чем отличился. Да, стихи я всегда читал. Это с детства. В кружках занимался, где участвовал в различных постановках. А классе в седьмом уже решил для себя, что хочу быть актером. Тогда написал это в анкете. Правда, решил, что в институт театральный не поступлю, а вот Щепкинское выбрал по-детски уверенно, думал: "Училище же! Чего туда не попасть?!" Памятью феноменальной я никогда не обладал. Но я во всем всегда имел и имею свое мнение. Ведь каждый из ста человек по-разному одно стихотворение прочтет. Важно в него свои мысли вложить. И еще очень важно для меня было понять вовремя, что нам, сельским ребятам из национальной глубинки, не стоит чувствовать себя второсортными, это у нашего народа порой проявляется.

Студенческий этюд Василия Домрачева "На рыбалке"

Власти Марийской АССР заказали "Мосфильму" снять кино "Кто сильнее его" про марийскую землю. В связи с этим наш курс поставили на учет на киностудии. Инна Иванова сыграла главную женскую роль Юнай, а я – эпизодик Коротышки. После того оказался я третьекурсник ГИТИСа в поле зрения разных режиссеров. Спасибо Павлу Хомскому, художественному руководителю нашего курса. Это он дал мне путевку в жизнь тем, что отпустил на съемки. Как правило, театральный вуз к кино ведь очень резко относится, студентов никуда не отпускают. Но мне повезло, и несмотря на то, что у меня была небольшая роль, она открыла мне дорогу. На четвертом курсе меня уже утвердили в двух картинах: "Иди и смотри" и "Жил отважный капитан". По моим подсчетам, я успевал сняться в одной, а потом поехать на съемки второй. Но так вышло, что на вторую не успел. Режиссер Фрунтов после того сильно на меня обиделся, и вскоре мне об этом сообщил. В тон-студии озвучивали рядом две картины – "Иди и смотри" и "Жил отважный капитан". 

Фрунтов как меня увидел, вскипел и выдал все, что обо мне думал: "Что, у Климова кино, а у меня нет?! Никогда тебя снимать не буду!"

Свою первую большую роль я получил в фильме "Арлекино", потом сыграл одну из главных ролей в "Карауле" у Рогожкина. А когда я служил в армии и ездил в кирзовых сапогах на танке, мне пришла телеграмма с приглашением на большую роль в картине режиссера Рыбарева, он увидел меня в "Иди и смотри" и понял, что я ему подхожу. Но, увы, я в это время служил Отчизне. Служил я в Кантемировской дивизии. Исполнял обязанности старшины роты. Представьте, с моим-то небольшим ростом, да еще и комплекции тогда был не такой крупной. И надо было держать порядок, чтобы тебя слушали. Конечно, авторитета мне добавил тот факт, что я имел за плечами съемки в фильмах. Помню, мы с ротой ходили смотреть "Иди и смотри". А я там полицай, заметный герой в фильме. Как после этого меня было не зауважать сослуживцам?

Несмотря на рост в армии Василий Домрачев был старшиной

Представьте, режиссер в столице, к нему идут москвичи, которые в столичных театрах играют. А я из Йошкар-Олы… Чтобы я приехал на съемки, мне еще и дорогу нужно оплатить, и гостиницу. Не самый выгодный вариант. Тем не менее приглашают. А мне нужно пахать, я не отказываюсь. Алексей Герман мне три дня устраивал пробы на мою роль в "Трудно быть Богом". Разный грим, разные костюмы. По два часа накладывали каждый. Только после этого утвердил, но еще с одним условием. Говорит: "Сейчас вот ты плакал, а теперь сыграй так, чтобы было смешно". Когда все получилось, говорит: "Не думай, что я над тобой издевался, на съемочной площадке у меня не будет на тебя столько времени. Там будут и другие артисты, кто-то звезднее. А я хочу, чтобы ты понял, что я требую от тебя". И действительно, на площадке у меня потом проблем не было.

Грим на на съемках фильма "Трудно быть богом" на Василия Домрачева накладывали по два часа

Василий Домрачев на съемках фильма "Трудно быть богом"

Василий Домрачев на съемках фильма "Трудно быть богом"

Кадры из фильма "Трудно быть богом"

Вообще список режиссеров, у которых я работал, немалый, среди них - Алексей Герман и Элем Климов, которые вошли в число ста лучших режиссеров прошлого века. У них у каждого всего по 5-6 картин. И я в них попал, оказался среди немногочисленных актеров везунчиков. Мне посчастливилось. У меня вообще роли в 24 картинах. А вот спектаклей я поставил около сорока, из них шесть за два последних года. Процесс режиссуры – совсем другая работа. Спектакль ставится месяцами. А вынашивается еще дольше. На съемки же съездил, снялся и забыл. В последний раз я снимался в "Оружии" у Рогожкина.

Рогожкин единственный режиссер, у которого я ни разу не проходил проб.

Первый раз снялся у него в "Карауле". Тогда я был на гастролях, а в театр пришла телеграмма, просят позвонить. Я пошел на переговорный, набрал Питер. Рогожкин мне говорит: "Я тебя утверждаю. Приезжай". И вот мы с ним два месяца колесили на поезде по стране. Получается, лет 20 назад я начал в его картине рядовым, а последний раз играл полковника - начальника полигона. Роль не очень большая, но режиссер рассказал, что очень много артистов пришлось на нее ему выбраковывать. Пригласил меня, несмотря на то, что мне надо и дорогу, и гостиницу оплачивать. Мне даже художник по костюмам сказал, что с моим приездом у Рогожкина даже голос изменился. Говорит: "Ходит Рогожкин довольный, Вась, Вась! Веселый, спокойный". Я в картину и вправду вписался, натуральный получился. Даже местные не сразу понимали, что артиста встречают. Как-то шел по полигону перед съемками в форме, два солдата остановились, спутали меня с настоящим военным. Я им подыграл, спрашиваю: "Куда пошли?" Они отчитались, так, мол, и так, товарищ полковник! А мне смешно.

 

Кадры из фильма "Особенности национальной рыбалки"

Потом капитан подошел с вопросом, настоящий ли я полковник или актер. Разоблачил меня. А два года назад была отснята картина "После дождичка в четверг". Тогда 1 сентября у меня раздался звонок: "Я хочу, чтобы вы снялись в моей картине. Никаких проб. Быть четвертого во Владивостоке". Я засомневался, попросил сценарий. У меня правило – предварительно читаю то, что мне предлагают. Режиссер прислал мне сценарий, вроде ничего. Переговорили насчет гонорара, а вечером мне уже прислали электронный билет – из Москвы во Владивосток. Все решилось за пару дней. За 20 дней картину отсняли. Я получил свой гонорар и вернулся домой. Вот только картина еще не вышла, жду. Раньше было сложнее, когда я здесь – в театре им. Шкетана работал главным режиссером, приходилось порой отказываться от массы предложений в кино. Я пять лет был связан таким образом по рукам и ногам. Сейчас проще. Я режиссер-постановщик, ответственности меньше. Я отвечаю только за свой спектакль и все.

Вообще в свое время мои съемки в кино здорово выживать помогали. Было всем известное время, зарплату задерживали, а если и выдавали в театре, то макаронами или чем-то подобным. Тогда же очень кстати начались съемки фильма "Особенности национальной рыбалки", мне предложили гонорар в шесть тысяч долларов! Вот тогда меня очень заволновала такая перспектива! И я хорошо заработал. Планировались и другие проекты из этого цикла. Но мой прокурор из тех фильмов выпал.

Кадры из фильма "Особенности национальной рыбалки"

Его киношную жизнь подпортил тогдашний настоящий прокурор России Скуратов. На него по одному из центральных каналов телевидения показали компромат о его связях с женщинами, смонтировав его с кадром из фильма с участием моего прокурора. После этого продюсер сказал: "Василий, извини, прокурор сам снялся".

Родители у меня простые, деревенские. Без актерских талантов, но поют хорошо, в наших деревнях все поют. Мать на ферме работала, отец - на тракторе. Я когда учился в ГИТИСе, в каникулы любил отца на тракторе и комбайне летом заменять. Намолотим первый бункер, останавливает комбайн, берет горсть зерна и дает отведать со словами: "Первый хлеб!" Это была наша традиция. Права тракториста мне еще после школы выдали. Вообще, настоящим счастьем было, если отец дал трактор съездить к пруду, помыть его. Вылизывал трактор, чтобы потом покататься на нем. Правда, девчонок я катал на "Яве-350". Еще и "Днепр" с коляской у меня был. Все это уже на третьем курсе имелось. Но их мне помогли родители приобрести, наверное. А вот на первый гонорар в кино я купил себе костюм. У меня съемочный день стоил 7 рублей 50 копеек.

Гонорары вообще устанавливали с учетом разных критериев, если уж об этом говорить. Например, в последней картине при СССР "Карьер", где я снимался с Игорем Бочкиным, мне заплатили 22 рубля за съемочный день. Я тогда играл одного из двух сыгранных мною за жизнь полицаев. Вообще старики на меня тогда смотрели с удивлением, надо сказать. Получить ставку было непросто, делали запрос в "Мосфильм" на конкретного артиста, и там утверждали ежедневную выплату. Сколько картин у тебя, обязательно смотрели, какие награды и звания имеешь. Помню, самая большая ставка была 47 рублей у звездного Янковского тогда.

  

Кадр из фильма "Меня зовут Арлекино"

Я всегда стараюсь много работать. У меня же два сына, им нужен пример. Старший сын живет и работает после нашего "политеха" в Москве. Младший учится в Питере. Мы с супругой Елизаветой уже 27 лет вместе. Всегда шучу, что я очень хороший муж и семьянин. Конечно, на самом деле это только жена может оценивать. Самое главное для женатого мужчины и отца - порядочность. Этой фразой сказано все. От женщины в семье тоже много зависит. Важно очень, что жена мою профессию понимает. Я думаю, мы вырастили неплохих пацанов. И самое главное, что они никогда не бравировали моей фамилией и карьерой. У них принцип: "Пап, я сам!" Внуков парни нам пока не подарили, но я и не спешу дедом стать. Шучу по этому поводу: "Тогда ведь придется спать с бабушкой". Дома я во всем жене помогаю. Готовлю с удовольствием. Наше коронное блюдо – картофельные блины, мы их на даче в печи готовим. Рецепт простой. Делаем пресное тесто из муки с водой. Раскатываем его в тонкие лепешки. Отвариваем картошку, льем в нее молоко, бьем яйца, толчем, солим. Дальше нужно делать все вдвоем. Жена выпекает в печке тонкие хрустящие лепешки. Вынимает их, а я выкладываю сверху сантиметровым слоем картошку, смазываю яичным желтком. И снова в печку ненадолго. Это наш семейный рецепт, раньше такие лепешки пекла моя крестная бабушка, я с нетерпением ждал, когда приеду из Москвы и сразу к ней на блины. Ну, а к блинам у нас на даче обязательно и баня, и самовар, который растапливаем шишками. Кстати, я дачный дом построил сам. Есть возле него огород и большой яблоневый сад.

Василий Домрачев с сыновьями Никитой и Гришей

Конечно, есть у меня и несбывшиеся мечты. Но уверен, что это временно. Хочу сам снять фильм. Это будет большой проект. Но, правда, пока никто не дает на него денег. Идея давно родилась. Был у меня завлитом талантливый человек - Слава Абукаев. Как-то прочитал я его рассказ в три-четыре страницы длиной, и аж мурашки побежали.

Показал произведение режиссеру Александру Владимировичу Рогожкину, говорю, хорошо бы снять короткометражный фильм. А он посмотрел рассказ и удивился, говорит, зачем ты хочешь такую тему испортить? Почему не полный метр? Почему короткометражка?

И мы начали дополнительно работать над темой. Слава писал, я чистил, ругались, спорили, в результате получился серьезный сценарий. Хочу снять фильм сам в качестве режиссера, но поскольку моих работ продюсеры, к которым обратился за помощью, не видели, то несколькими миллионами долларов никто рисковать не хочет. Поэтому я понял, что пока нужно сделать какие-то проекты другого финансирования, чтобы их как пример показывать. Может, не пришло мое время еще такую большую картину снимать, затратную по всем статьям. Сюжет ее разворачивается спустя 25 лет после взятия Казани. Нужно пять-семь миллионов долларов, чтобы отстроить на берегу настоящую деревню. Если уж делать, то делать капитально. Ну и костюмов нужно много пошить для марийских князей, волжских разбойников, татарских ханов и других героев, которые не покорились Ивану Грозному. Я верю, что придет момент, и я сниму этот фильм.

На июль 2016 у меня есть проект "Большая река". По замыслу бизнесмен-миллионер решил посмотреть страну, глубинку. Оставил охрану, сел в катер и уплыл на элитную рыбалку. Действие происходит на Волге. Местный проводник – девушка-мариечка учит его понимать, видеть и слышать природу. В финале он бросит бизнес, откажется от всех благ цивилизации и в обнимку с этой девушкой, обросший, грязный, но со счастливыми глазами бредет на лоне природы. А по Волге носятся катера, ищут его. Сейчас этот сценарий дорабатывается. У меня есть в Питере товарищ – настоящий миллионер, я ему предложил профинансировать проект и самому сыграть главного героя. Он согласился. Есть желание, конечно, потом пристроить этот фильм на какой-нибудь телеканал. Но это уж как получится… Надеюсь, опыт же есть удачный. Я же "Салику" отснял за пять дней. В нашем театре было два аншлага. Сейчас в Венгрию с ней меня пригласили на фестиваль российских регионов.

Может быть, бываю резковат в качестве режиссера, но это естественно. Иначе все распадется, никакого спектакля не получится.

В душе человеческой есть много углов, в которых даже ее обладатель не побывал. И я как режиссер вижу в человеке какую-то возможность, требую ею воспользоваться.

Встречаешь огромное сопротивление. И когда получается то, что я хотел, артисты перестают обижаться за мою резкость, подходят и просто говорят после спектакля: "Спасибо". Это самое дорогое слово.

По гороскопу я – Близнец, поэтому разный бываю по характеру. Порой люди вообще не понимают моих решений. Взять мои отказы от ролей в довольно перспективных проектах, казалось бы. Пригласили в "Улицы разбитых фонарей". У меня в тот день были съемки в двух картинах. С утра отлично отработал, а сюда пришел, мне не понравилось отношение к работе всей съемочной группы. Они ругают свой проект, но снимают, поскольку деньги дали. Я в этом проекте из-за такой атмосферы решил не работать. Загнул себе такую цену – такой гонорар, что у них глаза полезли на затылок. Не стали меня уговаривать. Или другой пример. Студия "Панорама" предложила роль. Объясняют, мол, сидишь в дурке. Я говорю, понял, уже "сидел". Спрашиваю, за что сижу-то? Говорят, маму топором разрубил. Теперь у тебя истерика, сбежал на могилу к маме. Я отказался наотрез сниматься! Меня не сразу поняли: почему? А я просто объяснил, потому что маму люблю.

Вообще, я сильный по характеру. Если бы был слабенький, меня бы давно съели. Не жалуюсь никогда. Я же сам ситуации создаю, взрослый мужчина. Всегда стараюсь жить своей головой, у меня есть свое мнение. В этом меня моя супруга понимает на сто процентов. Спасибо ей. Меня дважды из театра выгоняли. У меня даже статья есть в трудовой книжке, а все потому, что у меня есть на все свое мнение. Зато после того, как меня выгнали по статье, я вернулся сюда главным режиссером.

Съемки "Особенностей национальной рыбалки" оказались для меня довольно опасными. Мы работали в Кронштадте, жили на базе отдыха. И вот в выходной я решил шашлыками всех угостить. Взяли кастрюлю с мясом и пошли искать место для жарки поуютнее, там с Финского залива ветер постоянно дует сильный. Нашли огромный ангар. Развели за ним костер, жарим шашлыки. Вдруг две женщины с карабинами прибегают. Это охрана – жены местных офицеров. Заставили нас потушить все без всяких объяснений. Мы как раз все мясо пожарили, поэтому не расстроились.

А на следующий день приходит администрация с вопросом: "Василий, что вы опять натворили?!" Я говорю, мол, ничего, шашлыки жарили в каком-то сарае. Ответ сразил: "Василий! Это не сарай, это склад, где хранятся торпедные установки!"

Потом другое приключение. На рыбалке чуть не погибли. Есть сцена, где мы сидим в воде с миной, после того, как утопили катер. Для нее был заказан специальный понтон. Оператор Мартынов решил его немного подтопить, а он, как потом оказалось, был неправильно изготовлен. Снимали целый день. Меня сносило волной. Рогожкин то и дело ругался, что я из кадра уплываю. Придумали, привязали меня к какой-то бадье с мусором, ее утопили. Слава Богу, все отсняли и получили приказ выбираться на берег. И только я успел от своего "якоря" отвязать ногу, как наш понтон накренился и стал заваливаться в воду на один бок. А на нем съемочная группа человек 25. Два прожектора стоят 380 вольт! С берега кричат, что перегрузили, советуют переместиться в другую сторону. Но ничего не помогает - понтон уходит под воду вместе с прожекторами. Началась паника. Операторы пытаются открутить камеру. Рогожкин кричит: "Васю спасайте!", а я в спасательном жилете, куда денусь? Гримерша с ужасом в глазах плывет за своей коробкой с дорогущей косметикой, которая от нее уплывает. Сашенька-костюмер пришла в честь дня рождения в шикарном красном платье, ее еле вытащили. Помню картину: на берегу все замерли, стоят человек тридцать и не знают, что делать. Все понимают: сейчас прожекторы уйдут в воду, и нас всех убьет током. И тут прожекторы потухли, ушли под воду, раздался звук лопнувшего стекла. Но мы живы! Оказалось, электрик успел вырвать провод с палец толщиной. Он потом сам удивлялся, откуда силы взялись? А когда все закончилось, все выбрались на берег, начали истерично хохотать. Администрация тем временем в магазин за водкой поехала, когда вернулась, у нас уже женский вой начался. Дошло до всех, что в секунде от смерти были…

В жизни нельзя успокаиваться на достигнутом. Хотя очень легко прилипнуть к хорошему креслу. Но это не по мне. Я чувствую, что есть уровень, куда можно забраться, он намного выше. Я еще и в кино последнее слово не сказал.

http://www.marpravda.ru/news/religiya/vasiliy-domrachev-my-chudom-ostalis-zhivy-na-semkakh-osobennostey-natsionalnoy-rybalki/

Автор: Редакция газеты

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 362

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ