Недалек день, когда в Марий Эл сойдут снега и начнется масштабный ремонт дорог. Его результаты будут зависеть от объемов финансирования, качества материалов, квалификации и добросовестности работников. А еще, безусловно, от применяемых технологий. Вот о них мы сегодня и поговорим.
Зима ремонту не помеха
Многие уверены, что зимой дорожники отдыхают, набираются сил перед напряженным весенне-летним сезоном. Какая, дескать, у них может быть работа зимой?
Однако это не так. Во-первых, как пояснили в «Марийскавтодоре», обязанностей по зимнему уходу за трассами с дорожников никто не снимал. А во-вторых, ремонтировать дороги положено круглый год, хотя интенсивность работ в разные сезоны несоизмерима.
Исходя из этого, зимой и ранней весной для ямочного ремонта незаменима минералоорганическая всепогодная холодная смесь — так называемый холодный асфальт. На дорогах Марий Эл его впервые опробовали в 2013 году, а в 2014-м он уже доказал свою эффективность.
Каток не нужен
Обычный асфальт, как известно, необходимо укладывать сразу же — «с пылу с жару». А вот холодный можно изготовить впрок, после чего хранить месяцами (вплоть до года!), пока не понадобится. Все это время он остается пластичным благодаря особым веществам, входящим в состав вяжущего.
Дальше все просто. Сначала фрезой или отбойным молотком на месте выбоины делают так называемые карты — выемки прямоугольной формы. Их продувают с помощью переносных ранцевых компрессоров, чтобы удалить остатки старого покрытия, потом укладывают холодный асфальт. Чтобы уплотнить его, каток не потребуется, достаточно компактного устройства — виброплиты.
Преимущества холодного асфальта
Для проведения ямочного ремонта достаточно двух человек
На работу затрачивается минимум времени
Сразу после укладки по отремонтированному участку можно ехать
Работы могут проводиться в широком температурном диапазоне — от -15 до +20 градусов
При этом методе не требуется крупногабаритное оборудование
Минимум испарений по сравнению с горячим асфальтом
Большой гарантийный срок хранения — 12 месяцев
Олег ВЕПРИКОВ, заместитель директора по эксплуатации автодорог ГКУ «Марийскавтодор»:
- У нас есть техническое задание, согласно которому за зимний сезон 2016 года предусмотрено устранить аварийные выбоины на 6705 квадратных метрах республиканских дорог. Речь идет о дефектах, длина которых более 15 сантиметров, ширина — 60, а глубина — 5. Если хотя бы один из названных параметров превышен — это повод для ямочного ремонта. На сегодня отремонтировано порядка 2500 квадратных метров.
Поскольку время сейчас фактически зимнее, все эти работы велись с применением холодного асфальта. Сам по себе метод хорош. Но, пользуясь случаем, хочу сказать: трудно добиться весомых результатов за счет одних технологий, если нет соответствующего финансирования. К сожалению, все последние годы его объем многократно отстает от потребности. Между тем, по последним данным, около 99 процентов всех республиканских автодорог требуют ремонта или капремонта, а треть их нуждается в сплошном восстановлении покрытия. Очень хочется надеяться на то, что денежная подпитка дорожной отрасли возрастет.
Лучшая «одежда» для проспектов
Более десяти лет в республике используется еще одна разновидность асфальтобетона — щебеночно-мастичный (ЩМА). Он дороже обычного асфальта, но плотнее и, соответственно, долговечнее. Это достигается за счет повышенного содержания щебня.
Первым объектом, который преобразился благодаря ЩМА, стал центральный участок Ленинского проспекта в Йошкар-Оле. Аналогичные работы проводились также на Воскресенском проспекте, улицах Воинов-интернационалистов и Эшкинина. За пределами марийской столицы эта технология нашла применение на федеральных трассах «Вятка» и Йошкар-Ола — Зеленодольск.
Подспорье работе — высокий градус
Нельзя не упомянуть и о литом асфальте. Конечно, к новинкам его отнести трудно — он был придуман более полувека назад. Но в нашей республике «прописался» лишь с 90-х годов прошлого века и сразу отлично себя зарекомендовал.
Весь секрет — в доле вяжущего вещества. У привычного нам асфальта она составляет 4-6 процентов общей массы, а у литого превышает 10. Это обеспечивает ему два серьезных преимущества.
Во-первых, применение тугоплавких сортов битума позволяет разогревать такой асфальт до 240 градусов. Благодаря этому он выпаривает из дорожного покрытия влагу, так что его можно использовать в межсезонье, когда на улицах сыро. Во-вторых, литому асфальту также не требуется каток — он затвердевает самостоятельно.
«Охота» на ямки со стрелой
Есть полюбившиеся технологии и у муниципалов. Так, несколько лет назад в Йошкар-Олу на вооружение муниципального унитарного предприятия «Город» поступили машины для ямочного ремонта КДМ-316.
Каждая из них снабжена гибким рукавом и раскладывающейся стрелой, с помощью которых в выбоину подается смесь битумной эмульсии со щебнем. И все — не нужен ни каток, ни бригада мужиков с лопатами!
Конечно, крупные рытвины такая техника не одолеет, но с лунками и небольшими трещинами расправляется быстро. Причем, как и в предыдущем случае, сырость ей не помеха.
Так что в прогрессивных методах работы у наших дорожников недостатка нет. Главной проблемой остается финансирование. Если его удастся заметно увеличить, результат не заставит себя ждать.
http://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/tekhnologii-remonta-dorog-v-mariy-el-ot-litogo-asfalta-do-kholodnogo/